- Книгу читают по буквам, а историю – по предметам, - директор Светлоградского историко-краеведческого музея имени И. М. Солодилова Антонина Фёдоровна Никонова подходит к стеллажу. - Вот магнитофон, а рядом кассета. Казалось бы, ну и что? Кассета как кассета… А если теперь я скажу, что она принадлежала Сергею Сидоренко, парню, который жил в Светлограде и погиб в Чечне за день до начала боевых действий, вы посмотрите на неё по-другому? А вот расчёска. Обычная? Конечно нет. Это расчёска И. А. Толстого – Героя Социалистического Труда, первого секретаря райкома партии, сделавшего для района немало хорошего. Своего рода его визитная карточка: как и платок, она всегда была при нём в кармане пиджака. Даже в полях, куда Ивану Антоновичу приходилось нередко выезжать, он был аккуратен и безупречен.
Иногда достаточно одного взгляда, чтобы проскочила искра. И тогда невидимые нити сплетают друг с другом учителя и ученика. Наталья Гриб научила вышивке крестиком внучку – и Виолетта вышила к 90-летию своей прабабушки её свадебное фото. Полторы тысячи стежков, 159 оттенков чёрно-белого! А вот поделки детей, которые ходят в кружки знаменитой кузницы творческих кадров – Дома детского творчества: вязаные игрушки и салфетки, букеты из гофрированной бумаги и русские народные костюмы, со вкусом украшенные лентами, бусинами, стразами. Их учителя Нелли Шаповалова, Тамара Яцуба, Наталья Шарафан и Наталья Шахмарданова изо дня в день отдают тепло своих талантов ученикам. Как и Раиса Гражданкина, которая ведёт кружок для ребят из детского дома. Смотрите, какие получились у них смешные зайцы, наивные лопоухие собачки, важные коты…
Выставка «Денис Чуйков. Портрет» представлена Ставропольским краевым музеем изобразительных искусств. По собственному признанию автора, большое влияние на его творчество оказали отец (тоже художник и коллекционер Василий Чуйков) и учителя А. В. Сытников, В. П. Гутенёв и Ю. В. Атрепьев. «Многие влияли и влияют на мой стиль, - вспоминал Денис. - Но больше всего, пожалуй, Илья Репин, Валентин Серов и Павел Гречишкин». Ценители изобразительного искусства, пришедшие на презентацию, узнали о семье художника, его творчестве и представленных на выставке картинах. Своими впечатлениями поделилась преподаватель детской художественной школы Михайловска, член Творческого союза художников Марина Черниговская: «Это не просто портрет на белой стене. Это гармония. Гармония всех частей, составляющих композицию картины. Такая простота – следствие глубоких размышлений. Мазок ложится точно туда, где он должен быть. Его невозможно представить себе на другом месте».
Любовь Васильевна родилась на Ставрополье, в селе Птичьем. В Светлограде окончила педагогический колледж и во время презентации выставки с удовольствием общалась с бывшими педагогами Лидией Савельевной Красновой, Верой Васильевной Бутовой и Ларисой Владимировной Гавриленко. Кстати, по её словам, начало коллекции положила тоже педагог – школьный классный руководитель Ольга Фоминична Фатеева подарила Любе фигурку рвущегося ввысь аиста. С тех пор птичье царство Любови Васильевны стало расти день ото дня. И теперь, по истечении тридцати лет, в нём более трёх тысяч экспонатов. Одна часть коллекции находится в Москве, а другая, «перелётная», сейчас как раз опустилась на отдых у нас, в Светлограде. К слову, сама Любовь Васильевна тоже на месте сидеть не привыкла. За много лет своей научно-исследовательской работы не только объездила почти всю Россию, но и несколько раз побывала в Монголии, Америке и ряде стран Скандинавии.
По официальным сводкам, в Петровском было уничтожено 910 человек. На 13 страницах описаны свидетельские показания петровчан. О массовом захоронении под горой Бараничьей написано следующее: «При вскрытии могил (с. Петровское, Бараничья гора) жертв фашистского террора обнаружено в количестве 10, было отрыто в первой могиле 74 трупа, в 2 больших могилах примерно около 800 трупов, также были обнаружены отдельные могилы, в которых при вскрытии их находилось в одной 7 человек, во второй 10 человек, в 3 могилах по 3 человека и ещё в могиле 3 человека. При осмотре трупов было обнаружено, что многие из них были отравлены газами, а многие убиты огнестрельным оружием. Все трупы раздеты. Среди умерщвлённых много детских трупов грудного возраста и старше.