ПРОЕКТ "ПВ" "ДОРОГАМИ ВОЙНЫ"

26 июня 2019 года, 12:53 |
Фото из архива семьи Шмарко

Мы продолжаем публиковать Книгу Памяти, посвящённую петровчанам – участникам Великой Отечественной войны и написанную их потомками. Сколько будет в ней страниц, решать только вам. Какими фронтовыми дорогами прошли ваши близкие люди, что довелось им пережить – пишите нам, рассказывайте, присылайте фото! Каким будет ваш рассказ – длинным или совсем коротким – неважно. Важно, что вы нашли время на то, чтобы вспомнить (или узнать), чтобы почтить память тех, перед кем мы в неоплатном долгу.

ТРИ БРАТА, ТРИ СОЛДАТА

Мой отец Иван Александрович Шмарко и двое его братьев Николай и Виктор родились в Благодатном. Иван и Николай защищали страну в Великую Отечественную, Виктор отдал долг Родине в мирное время. Никого из них сейчас нет в живых, но осталась память о них.

В юности я стеснялась отца: с войны вернулся на протезе, контуженный. С возрастом поняла: гордиться надо. Его подвиг – уже то, что во имя жизни других людей он отдал собственное здоровье. Ивана Александровича призвали в 1943-м. Вместе с другими призывниками прошёл курс молодого бойца – и сразу на фронт. Боевое крещение получил в июне этого же года под Белградом. Ему дали задание переправить через реку военную технику. Как оказалось, немцы заминировали подход к переправе – и отец подорвался на мине. Ранение было тяжёлым. Правую ногу пришлось ампутировать тут же, в полевом госпитале, за левую долго боролись (остановили начинающуюся гангрену, бойцу пришлось выдержать две операции).

После госпиталя признали негодным к несению службы и отправили домой, в Благодатное. Но и здесь без дела отец не сидел – помогал поднимать народное хозяйство, участвовал в строительстве школы, жилья. Рядом с ним всегда была его жена Любовь Михайловна (ветеран труда и тыла), вместе супруги вырастили троих детей. Отец награждён орденом Великой Отечественной войны, имеет много медалей.

Через год после ухода старшего брата Ивана на войну призвали среднего – Николая. Николай Александрович освобождал Украину, Молдавию, Венгрию, Румынию и Австрию, участвовал во встрече на Эльбе, войне с Японией. Его мужество и героизм отмечены многими боевыми орденами, в том числе орденом Славы и орденом Великой Отечественной войны, медалями. Целых шесть лет он служил в армии уже после того, как отгремела Победа (охранять границы СССР было некому, поэтому ждали, пока подрастёт смена). Потом вернулся домой, работал в торговле. Жена его Матрёна Антоновна – отличник народного образования, вместе они вырастили двоих детей.

Младший брат Виктор войну не застал, но её эхо настигло и его. Виктор Александрович – моряк, нёс службу в Севастополе. В октябре 1955 года, когда на их линкоре «Новороссийск» раздался взрыв (по одной из версий, линкор наскочил на донную мину), он, раненый, спасал своих товарищей. В той катастрофе погибло более 800 моряков! За проявленный героизм Виктор Александрович был награждён медалью «Ветеран ВМФ России».

После службы он вернулся в родное Благодатное и всю жизнь трудился водителем в колхозе имени Кирова, активно занимался поисковой работой, пополняя сельскую Книгу Памяти. Много лет дружно прожили они с женой Валентиной Николаевной, воспитали двоих сыновей.

Низкий поклон вам, защитники нашей Родины – и бывшие, и нынешние! Заслуги ваши бесценны, память о вас бессмертна!

Г. ГРИЦЕНКО (ШМАРКО),

с. Большая Джалга.

МОГИЛА ОТ СМЕРТИ СПАСЛА

Чтобы попасть на фронт, моя бабушка Дарья Даниловна Цапенко прибавила себе целых два года. Она стала связисткой, участвовала в обороне Москвы. Был такой случай. Тянули линию связи через кладбище, вдруг видят: немцы идут! Что делать? Бабуля с напарницей недолго думая прыгнули в ближайшую вырытую могилу и затаились. Страху тогда они натерпелись – не передать словами! Уже и с жизнью попрощались, но пронесло: немцы прошли мимо... Вот так могила от смерти спасла.

Е. ЦАПЕНКО.

ФОТО НА ПАМЯТЬ

Мои дядя и тётя жили в Рогатой Балке. В конце лета 1941 года Ивана Александровича Александрова призвали на фронт. Сборы были в селе Гофицком. И из Рогатой Балки Наталья Дмитриевна вместе с тремя детьми пошла провожать мужа пешком. По пути, в Сухой Буйволе, дядя попрощался с детьми: их оставили у родственников. В Гофицком супруги сфотографировались. Эта фотография стала их единственной, потому что в июне 1942 года дядя погиб около села Мартыновка Ростовской области. Он так и не увидел своего последнего сыночка, который родился через полгода после его ухода на войну. Для нас и всех родственников это фото памятное.

К. АЛЕКСАНДРОВА (МЕРЗЛЯКОВА).

ПРОШЁЛ ЧЕРЕЗ АД

Мой прадед Алексей Фёдорович Пономаренко родился в селе Малые Ягуры в 1911 году. Время тогда было трудное. В семье росло четверо детей, и старшим приходилось много работать. Дети получили начальное образование: они научились только писать и читать. Через какое-то время прадедушка женился на Надежде, у них родились два сына – Иван и Василий (мой родной дедушка).

В 1937-м прадеда и его старшего брата, как врагов народа, арестовали без предъявления каких-либо обвинений. Им пришлось пройти через ад: они строили железную дорогу в Воркуте. Там прадед похоронил старшего брата. Его жизнь тоже держалась на волоске: кровоточили дёсны, из-за цинги выпали зубы, были обморожены руки и ноги. Через несколько лет после ареста прадедушку «списали» как ненужный инвентарь. Больной и обессиленный, он чудом добрался до молочно-товарной фермы, где его выходили и откормили жившие там люди. Семья же ничего не знала о его местонахождении. А в 1941-м началась Великая Отечественная война, и Алексей Фёдорович добровольцем пошёл на фронт.

В июне 1943 года он пропал без вести – как выяснилось, во время одного из сражений попал в плен. Был в концлагерях и Австрии, и Бельгии, потом долго скитался по Европе, а в 1945-м оказался в Америке. Во время странствий Алексей Фёдорович выучил немецкий, испанский, польский языки и в совершенстве овладел английским. Долго в Америке прадедушка жил без документов. Когда он их получил, то сменил имя и фамилию на Александр Жук и наконец-то смог найти работу. Так, трудясь на заводе, он прожил в Америке восемь лет. Всё это время у него не было никакой возможности связаться со своими родными, и они наверняка думали, что Алексей Фёдорович погиб. Одно за другим он посылал жене и сыновьям письма на старый адрес, в Малые Ягуры, не зная, что те, оставшись без дома, после долгих скитаний по квартирам переехали к родственникам в Камбулат. Но прадедушка не терял надежды отыскать родных, и однажды его письмо всё-таки дошло до адресата. «Всем, кто остался жив: отзовитесь!» - можно представить себе потрясение жены и детей, когда они прочли эти строки!

Младший сын Алексея Фёдоровича, мой дедушка Вася, послал в Москву запрос, можно ли его отцу вернуться на родину. Пришёл положительный ответ, и прадедушка начал готовить документы для возвращения домой. От счастья, что его семья нашлась, он бросил в Америке: и дом, и работу. В Камбулате его встретили жена Надя, старший сын Иван с женой Раей и их сыном Юрием, младший сын Василий с женой Екатериной, дочерью Валентиной и сыном Алексеем, названным в честь Алексея Фёдоровича.

Когда прадедушку просили рассказать о том, как и где жил, он отвечал, что обязательно расскажет, когда наступит время. В 1962 году его реабилитировали, судимость сняли. Спустя некоторое время Алексей Фёдорович вместе с женой переехал в Светлоград, устроился на железную дорогу. Однако счастье продлилось недолго: в 1964-м прадедушка умер от сердечного приступа, так и не успев рассказать детям подробностей своей жизни. Но мы все, и дети, и внуки, и правнуки, помним его подвиг!

Т. и Ю. ЖЕЛЕЗНЯКОВЫ (ПОНОМАРЕНКО).

Подготовила Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44