ПОСЛЕ НАВОДНЕНИЯ ЖИТЕЛЬНИЦА СВЕТЛОГРАДА И ДВОЕ ЕЁ ДЕТЕЙ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ДОМА, НО С ИПОТЕКОЙ
Светлоград, улица Партизанская, 89. Это дом Юлии Владимировны Черкасовой. Саманный, немолодой. Сырой. Когда случилось недавнее наводнение, в дом пришёл Калаус. Вода стояла в комнатах два дня. «Сантиметров 50-70», - показывает отметку на стене Юлия. Теперь стены осыпались, обои отклеились, полы пришли в полную негодность. «В прошлом году сделали ремонт. Всё прахом…» – Она отворачивается, но не плачет. С 26 мая (уже месяц!) вместе с двумя детьми живёт то у друзей, то у родственников. Она не плачет: ей нельзя, нужны силы, надо работать, надо ещё почти пять лет платить ипотеку.
Дом
Дома нет (он признан аварийным, жить в нём запрещено, да и невозможно), но долг остался. В 2012 году Юлия взяла в Сбербанке ипотечный кредит.
- Я из Просянки и очень радовалась, что переезжаю в Светлоград: здесь для детей больше возможностей. И вообще, это моё первое собственное жильё.
Все условия выполнила: как требовал банк, дом застраховала, а потом исправно платила и банку, и страховщику. Часть суммы погасила материнским капиталом – за Машеньку, ей сейчас семь. Старшей – Надежде – семнадцать, учится в Ставрополе. Но сейчас каникулы, и она дома. В смысле… здесь, в Светлограде.
- Надю, конечно, уже никуда не устроишь. А Машу? Может, в какой-то лагерь? Ведь положение серьёзное.
- Да, когда случилось наводнение, мне звонили, предлагали Машу отправить в июне в «Родничок». Я обрадовалась. Конечно, согласилась. Но потом сказали, что нет, не получается, только в августе. Вроде бы…
Она ни в чём не уверена. Жизнь полна сюрпризов.
Сюрприз
Когда пришла беда и Юлия понесла в городскую администрацию документы, чтобы получить хоть какую-то компенсацию, ей сказали: «Ваш дом застрахован. Это же очень хорошо! Теперь страховщик обязан выплатить сумму, предусмотренную договором». Пошла в здание банка, к агенту, у которого в 2012-м застраховала дом, спросила, что делать, какова процедура получения денег. И, услышав ответ, обомлела. Страховщик оказался банкротом! Причём с октября прошлого года.
- Я ничего не знала, - удивляется Юлия.
Не знал об этом ни страховой агент (с него вообще взятки гладки: оформил сделку, получил процент – и полномочия закончились), ни банк. Хотя, казалось бы, банку уж точно не должно быть всё равно, ведь по факту он лишился и залога, и страхового возмещения, на которое, к слову, имеет первоочередное право. Что будет теперь, если Юлия просто не сможет выплачивать долг? Оформление и выдача жилищных сертификатов – дело небыстрое. Как сказал в СМИ губернатор Ставрополья, это займёт от пяти до восьми месяцев (stv24.tv). Серьёзный срок. При том, что по опыту знаем: официальные прогнозы обычно оптимистичны. Пройдёт лето, придёт сентябрь. Девочки пойдут в школу и техникум. Друзья и родственники устанут. Придётся из мизерной зарплаты санитарки райбольницы выкраивать деньги на съём жилья. А где брать деньги на ипотеку? И что в этой ситуации предпримет Сбербанк в отношении Юлии и двух её несовершеннолетних детей, которые, кстати, также являются собственниками дома? Дома, которого нет. Каких сюрпризов ждать им ещё?
Надейся, но не плошай
На юриста, на страховщика, на тот же банк надейся, но сам не плошай. К сожалению, в нынешних реалиях это так. Поскольку на момент оформления ипотеки Юлия жила в Просянке, сотрудник банка предложил ей, чтобы не мотаться туда-сюда, делегировать свои полномочия юристу. И кандидатуру подсказал. Тот и правда, как договаривались, всё оформил.
- Страховщика кто выбирал?
- Юрист, наверное…
По какому принципу, Юлия, конечно, не знает: она не вникала. Да и многие ли поступили бы иначе? Кто из нас читает и тем более вникает в договоры, которые подписывает?
- Изначально моим страховщиком было ООО «Страховая компания Альянс» (торговая марка РОСНО), потом, как я узнала после наводнения, меня передали в страховую компанию «Инвестиции и финансы». Почему, зачем, я не знаю…
По словам Юлии, у неё не то что согласия не спросили – даже в известность не поставили. Передавали как чемодан из рук в руки. А потом оставили на дороге. За ненадобностью. Сколько таких «чемоданов» по всей стране? Людей, заплативших страховщику деньги, а потом оставшихся ни с чем. И всё это строго в рамках закона.
Кстати, уведомлять клиентов о своём банкротстве страховщик обязан, и не позднее, чем через день после отзыва у него лицензии (ст. 32.8 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»), вот только способы этого уведомления довольно демократичны: «уведомлением признаются также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях… и размещение её на официальном сайте страховщика в сети Интернет, а также рассылка страхователям СМС-сообщений и (или) сообщений по электронной почте». Судя по существующей практике, подавляющее большинство предпочитает не заморачиваться на эсэмэски, ограничиваясь публикацией в интернете. Получается, застраховался – заглядывай каждую неделю на сайт страховщика: вдруг тот обанкротился…
Урок
«Петровские вести» попытались помочь Юлии и её детям. Газета обратилась в Центробанк (Банк России), поскольку именно он выполняет функции надзора за страховыми компаниями и он же выдаёт и забирает лицензии у страховщиков. Ответ из управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ЮФО (Ростов-на-Дону) пришёл информативный и поучительный. Действительно, 18.10.2016 г. Арбитражный суд г. Москвы признал АО СК «Инвестиции и финансы» банкротом, был утверждён конкурсный управляющий, а через два дня приказом Банка России у страховой компании отозвали лицензии.
Как пояснялось в письме, чтобы попасть в реестр требований кредиторов, Юлии (как кредитору) нужно было в течение двух месяцев после решения о банкротстве заявить свои финансовые требования. Теперь же, когда реестр давным-давно закрыт, шансы её ничтожны. Банк откликнулся на просьбу – предоставил адрес, на который можно направлять эти самые требования. Да только будет ли толк? Юлия в хвосте очереди, и ни для кого не важно, что на момент формирования реестра она не могла войти в него по самой простой причине – страховой случай (потоп) наступил значительно позже.
Как Банк пояснил дальше, помочь Юлии не в его силах, поскольку да – он осуществляет надзор за страховщиками, но нет – «не является гарантом осуществления страховых выплат, так как государство не несёт ответственности по обязательствам юридических лиц, в том числе страховых организаций». Разве не поучительно?
Долг
Долг остался, и Юлия исправно несёт в банк деньги за дом, которого нет. С Федеральным законом «Об ипотеке» не забалуешь – банки могут спать спокойно. «Залогодатель несёт риск случайной гибели и случайного повреждения имущества, заложенного по договору об ипотеке, если иное не предусмотрено таким договором». И далее: «Если по обстоятельствам, за которые залогодержатель не отвечает, заложенное имущество утрачено или повреждено настолько, что вследствие этого обеспечение ипотекой обязательства существенно ухудшилось, залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства» (ст. 36 гл. 5). Иными словами, потеря дома, даже из-за чрезвычайной ситуации, – проблема Юлии. Парадокс, но по закону её беда может стать основанием для банка потребовать досрочного возврата денег. Правда, такой вариант развития событий едва ли будет ему интересен, ведь прибыль любого банка – проценты, растянутые во времени. Так что куда более реален другой вариант: перенести ипотечные отношения на новый дом Юлии.
Новый дом
- Конечно, я была бы на это согласна, - кивает Юлия.
Её лицо напряжено, сосредоточенно: впереди масса проблем, все их нужно решать. Но когда она узнаёт о сроках получения жилищных сертификатов, впервые сжимает губы, пытаясь удержаться от слёз:
- Как до восьми месяцев?
- Вы думали, что раньше?
- Да. Мне сказали: «Ждите», и я жду. Думала, две-три недели. Максимум…
Хорошо бы так. Хорошо бы не повторился относительно недавний печальный опыт Крымска, когда, к примеру, семья Мелкумян получила сертификат только спустя три года после ЧС из-за оформленных по-старому документов на дом (sobesednik.ru). Кто знает, сколько юридических нюансов и бюрократических проволочек ждёт теперь светлоградцев и других жителей Ставрополья, пострадавших от наводнения. И на какие суммы придут жилищные сертификаты? Получится ли купить на них что-то равноценное потерянному жилью? Вопросы, вопросы…
С момента трагедии прошёл месяц. Когда идёт дождь, настроение падает, а когда выходит солнышко – хорошо. И как-то забывается, что был потоп. На первый план выходят другие проблемы. Жизнь продолжается. У нас. А у них? Да, тоже, но какая жизнь? И Юля наконец плачет: Надя у подруги, она сама у друзей, Машенька – у бабушки в Ставрополе. Когда они соберутся вместе, под крышей своего дома, кто знает?..
Спасибо за добро!
Юлия ЧЕРКАСОВА:
- От всей моей семьи я говорю большое спасибо Петровской районной больнице, и в особенности хирургическому отделению, где я работаю, за поддержку и помощь. Огромная благодарность семье Алексея и Марии Сергеевых. Эти люди приютили нас, помогали и поддерживали в трудную минуту, не давали падать духом! Спасибо вам, мои родные!
Слово юристу
Геннадий ЖУКОВ, юрист (г. Ставрополь):
- Процедура банкротства довольно длительная – до года и более, поэтому попытаться добиться выплаты компенсации по страховке можно. Если на период банкротства организации назначен конкурсный управляющий, ему нужно направить претензию об удовлетворении требований страхователя. Однако здесь надо учитывать, что в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» существует определённая последовательность погашения долгов. И долги перед страхователями – физическими лицами находятся в этом перечне далеко не на первом месте.
Выбираем страховщика
Совет 1. Проверяем лицензию.
Реестр страховщиков есть на сайте Центробанка (cbr.ru). Значение имеет и территория регистрации. Не стоит доверять страховщикам, зарегистрированным в другой стране или в офшорной зоне.
Совет 2. Оцениваем финансовую устойчивость.
В официальном доступе должны быть данные об уставном капитале фирмы. Для компаний, страхующих жизнь, - не менее 240 млн руб., для прочих – 120 млн руб. Обратите внимание на активы предприятия, куда входят денежные вложения и материальное имущество. Чем больше у компании свободных средств, тем выше её платёжеспособность. Проверьте также общую сумму выплат, страховые резервы и размеры прибыли компании по итогам года или квартала.
Совет 3. Изучаем отзывы клиентов на форумах, прислушиваемся к мнению друзей и знакомых, которые уже пользовались услугами той или иной фирмы.
Совет 4. Анализируем спектр услуг страховщика.
Чем он шире, тем лучше.
Совет 5. Смотрим на дату основания компании.
Чем дольше она существует, тем лучше. Наибольшего доверия заслуживают страховщики, работающие на рынке более десяти лет.
Бизнес-журнал HiterBober.ru.
- 0
- 0
- 5
- 0
- 0
Комментарии (2)
https://forgbiz.ru