АРТИЛЛЕРИСТ МИХАИЛ БАРЫЛЕНКО: "ЧТО ТАКОЕ ВОЙНА, НЕ ЗНАТЬ БЫ ВАМ..."
- Сколько пацанов погибло в войну… Они ведь ещё совсем детьми были! Никому из вас не пожелаю узнать, что это такое. И мне бы сейчас не вспоминать, не ворошить… Ну да ладно.
Михаил Степанович Барыленко – коренной петровчанин. Родился 1 ноября 1925 года прямо в речушке, что течёт по улице Родничанской и сегодня. Мать тогда пошла на базар за хлебом, чтоб старших накормить, да так и не дошла – схватки в овражке остановили.
Семья у Михаила Степановича была немаленькой. Четверых сыновей вырастили родители. Слава богу, Великая Отечественная навсегда не забрала никого – вернулись с фронта и отец, и брат, и сам Михаил Степанович.
Для него война началась в Ростове-на-Дону в конце 42-го. Парню тогда ещё и восемнадцати не исполнилось.
- Я в артиллерии служил. Был и разведчиком, и наводчиком, - рассказывает ветеран, обнимая правнучку Дашу. - В атаку не ходил ни разу, ранений не было, зато пять контузий получил. Бомбы в двух-трёх метрах от нас взрывались. Из 17 разведчиков во взводе, считай, я один и остался, плюс несколько раненых… Сведения мы только ночами доносили: днём так обстреливали – головы не поднять… Немец с советских солдат глаз не спускал, следил за каждым движением. Но и наши – не промах! Дурили нацистов, по-разному обходили.
После Ростова врага через Украину погнали. Ни на шаг от него не отступали. Через Житомир, Одессу, Николаев прошли. В Восточной Пруссии фашисты жестоко били – не хотели оккупированную территорию отдавать. Да и местность в основном открытой была – не спрятаться. Потери мы несли огромные. Где погибших хоронили – бог весть. Приезжали машины, забирали убитых и увозили в неизвестном направлении…
- После Пруссии нас на границу вернули, под Брест, - продолжает фронтовик. - Долго там стояли. Ждали, пока подойдёт подкрепление. Потом двинулись на Берлин. Какие там бои шли – ужас! Но воевали в основном ночью, днём в городе относительно тихо было.
Как узнал о Победе, Михаил Степанович не помнит. Говорит, командование собрало бойцов и отправило из Германии. Артиллерия передвигалась на старых советских грузовиках, которые без конца ломались, пехота - пешком. Было много раненых, контуженых. Мужики шли и плакали. А делать было нечего: не хватало сил, транспорта. Спасибо американцам, которые нам студебекеры передали. Тогда полегче стало.
Домой Михаил Степанович вернулся только в 1950 году. Конечно, с наградами. На кителе красовались медали Жукова, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Будапешта» и «За взятие Берлина». Много лет хранились в доме и 17 благодарностей, полученных от командования. Их потом сожгла ныне покойная супруга Екатерина Алексеевна. «Война закончилась, не нужны они теперь, - сказала она тогда. - Жив остался – и ладно. И на том спасибо».
Праздник Победы ветеран встретит в кругу семьи. Будут радоваться мирному небу и цветущему маю.
- 1
- 0
- 0
- 0
- 1
Комментарии (1)