В СВЕТЛОГРАДСКОМ МУЗЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА Ю. ШЕИНА И МАСТЕРИЦ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА Л. КАЗАЧУК И Д. ПАШИНСКОЙ

23 сентября 2016 года, 10:48 |
Фото Е. Арцимович

«По ним хочется гулять» – так сказала о картинах нашего художника Ю. В. Шеина директор Светлоградского историко-краеведческого музея А. Ф. Никонова, презентуя его творчество на открытии персональной выставки «Уголки моего города». А украшения, представленные на другой выставке – «Мастерицы», бисерные колье и серьги, сделанные Л. С. Казачук, хочется надеть. И очень хочется вынуть из стеллажа и рассмотреть со всех сторон глиняные фигурки, вылепленные чуткими руками Д. Г. Пашинской.

Только по наитию

Оживить свои чувства в форме, цвете, композиции… И не просто оживить, а передать их зрителям, не расплескав по пути ни капли, – вот истинное мастерство. Сердца слабого пола, словно магнитом, притянуло к стендам с бисером. Чёрно-белая классика, изысканное бордо с привкусом декаданса, жёлто-зелёные природные мотивы – устоять было невозможно, всё хотелось примерить.

- Плетёте по схеме?

- Нет, по наитию.

Людмила Семёновна экономист. Ну кто бы мог подумать? Сделать шаг к творчеству помогли лихие 90-е, когда пришлось заняться реставрацией мягкой мебели. Тогда и поняла, что оживлять старые диваны и кресла не только полезно, но и приятно:

- Мне нравилось видеть, как люди радуются, - рассказывает. – Опыт создавать красоту уже был, поэтому после, когда знакомая предложила попробовать себя в бисероплетении, не испугалась.

Её первой работой сразу стало большое колье. Оно и втянуло в волшебный бисерный мир. Теперь даже фильмы смотрела не просто так, а со смыслом: какие бусы или колье обнимают шею главной героини, что за серьги или браслет у её подружки – всё шло на заметку. Спустя время украшение из телевизора телепортировалось на рабочий столик Людмилы Семёновны. Шутка, конечно. Никаких чудес – исключительно ловкость рук.

- Они словно живут своей жизнью, - удивляется самостоятельности своих изделий мастерица. – Не поверите, но никогда до конца не могу предугадать, что выйдет в финале.

История, замри!

А вот Ю. В. Шеин финал предугадывает. Собственно, на него художник и работает, ведь некоторые его картины из цикла, который можно условно назвать «Старый город», один в один списаны с дореволюционных фотографий. Как сказала на презентации директор музея Антонина Фёдоровна, всегда хотелось остановить время, однако оно неумолимо – разрушает дома, стирает краски со снимков:

- Обычно Юрий Васильевич пишет природу, но по натуре он экспериментатор, поэтому, когда я предложила сделать цикл «исторических» городских пейзажей, согласился. Между прочим, четыре из них он дарит нашему музею!

Теперь, даже когда поблёкнут краски чёрно-белых фотографий тех же купеческих домов Пашкова (сейчас в нём прокуратура) или Крылова (районный суд), это вовсе не будет означать конца их истории: они останутся на холсте. Как останется на холсте старая светлоградская церковь, мысленно достроенная художником по образу и подобию церкви села Высоцкого и получившая на картине своё второе рождение.

Не только Светлоград, но и Просянка, Донская Балка, Рогатая Балка, Солёное Озеро, хутор Красненский, гора Куцай… Их пейзажи замерли по мановению волшебной палочки, то есть волшебной кисточки Юрия Васильевича.

- Пусть потомки увидят хотя бы на картинах, - говорит Шеин.

Что увидят? Нашу неброскую природу, улочки, по которым ходили их прабабушки, храмы, где они молились. Да, конечно, Светлоград не Москва…

- Не Москва, не Кисловодск, - поддерживает глава администрации района А. А. Захарченко, - но нам тоже есть чем гордиться. Вы знаете, что у нас на семь солнечных дней в году больше, чем в Кисловодске? А на Куцае есть маленькая, но самая настоящая пустыня? Нам не надо быть кем-то. У нас своё лицо.

На кончиках пальцев

Своё лицо есть и у поделок педагога Дома детского творчества Д. Г. Пашинской. Рыбки в стеклянном бокале, рояль с канделябром, присевший на задние лапки кот, забавный щенок, который выглядывает из чайной кружки, лягушечье семейство на листе кувшинки, ветеран у Вечного огня – всё сделано из солёного теста и полимерной глины.

- Как пришло увлечение?

- Когда старший (У Дины Гариковны три сына; старшему пять лет, младшим близнецам по три. – Прим. авт.) пошёл в садик, они там стали лепить, рисовать. Что-то предлагали сделать дома с родителями. И я увлеклась. Хотя, вообще-то, в детстве тоже лепила с удовольствием.

- Когда же успеваете?

Застенчиво улыбается, пожимает плечами. Среди её поделок фигурки детей занимают почётное место: вот крохотные двойняшки в уютной белоснежной кроватке, вот девочка качает на руках игрушечного зайца, а это, смотрите, грудничок в голубой коляске (все детали проработаны до мелочей), чуть поодаль – Тимурка в костюме тигрёнка…

Но интереснее всего оказались три белочки-малышки, грызущие шишки. Сидят на ветке среди белого ватного пуха, поблёскивают чёрными глазками. Представляете, целая композиция – в маленьком пузырьке из-под лекарства!

- Раскроете секрет?

- Да нет секрета, - смеётся. – Белочки в горлышко пролезли, а рассаживала их прямо внутри пузырька с помощью иголки.

Пузырёк запечатан золотой пробочкой, в ней металлическое ушко – хоть сейчас бери и вешай на новогоднюю ёлку. Лучше игрушки не придумаешь. Но какая всё же кропотливая работа. Видно, есть на кончиках пальцев мастерицы настоящее волшебство. Бесспорно, каждый талантливый человек пропускает своё дело через сердце.

Кстати, через сердце пропустили его и трое учащихся районной детской музыкальной школы, которые наполнили музейные залы музыкой: Илья Таранушенко (саксофон), Анна Савельева (скрипка) и Мурад Абдулманапов (аккордеон). Теперь наша с вами очередь оживлять чувства: выставки продлятся до конца октября.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: КУЛЬТУРА
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 2

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44