ЛИЧНЫЙ РАЙ И МАЛЕНЬКОЕ СЧАСТЬЕ
Мискантус, гравилат, аджания, опунция, бульденеж, пираканта… Непонятные, непривычные уху слова звучат как заклинание. Только это не магический текст, а названия садовых растений, которые в числе сотен своих собратьев украшают маленький персональный рай жительницы Светлограда Любови Васильевны Серяк.
ВНУТРИ ЧУДА
Представьте: лето, ранее утро... Первые лучи солнца просачиваются сквозь беседку из нежной душистой глицинии, под трели соловьёв пробираются под зубчатый насыщенно-зелёный папоротник, под декоративные листья гейхеры и колеуса, разгоняют тень в густой глянцевой кроне миниатюрного бересклета и тонут в охапке перистощетинника листохвостого и в пучке похожего на дикобраза мискантуса зебринуса. Загорается в нежных лучах ярко-жёлтая гацания. Просыпаются экзотическая роджерсия и вечнозелёная юкка. Роняют капли росы крупные шапки гортензий, флоксов и метельчатые соцветия астильбы. Где-то в глубине сада звонко журчит фонтанчик, в крохотном декоративном прудике распускается водный гиацинт. Аромат цветов рассеян в пока ещё прохладном воздухе, он словно обволакивает невесомой газовой тканью каждого, кто попадает в это удивительное место, и кажется, что вот-вот из-за колючего раскидистого куста барбариса выйдет величественный павлин с ярким хохолком на макушке…
Наступает осень. Отцветает любимчик Любови Васильевны – розарий с его 80 кустами английских и плетистых сортов колючих красавиц. Завершают сезон нежные и яркие, похожие на экзотических гостей, но очень привередливые и капризные голубой, фиолетовый, синий, белый, красный и розовый клематисы. Во всей красе стоит декоративная чёрная бузина. Пышное облако её кружевных пурпурно-фиолетовых листьев великолепно даже само по себе, а во время цветения куст и подавно хорош. Всё ещё держатся оранжевые бузульники. Стражи сада – зелёно-сизые скальные можжевельники – сквозь пелену дождя или тумана похожи на мохнатых великанов. Они прикрывают стену хозпостройки, оплетённую густым плющом, и бдительно стерегут тишину засыпающего сада. Напротив, чуть наискосок, пестреет вечнозелёный куст пираканты с глянцевыми ярко-жёлтыми ягодками. Когда выпадет снег, её ветки станут собирать на обед пернатую братию.
Зимой сад будет спать, а ранней весной он проснётся нежными и хрупкими, как мартовские снежинки, крокусами, нарциссами, раскрасится душистыми медуницей и гиацинтами. Призовёт первых пчёл нарядная форзиция. Затем наступит черёд броских тюльпанов, ароматных пионов и лилий, миниатюрного гравилата, трогательных анемонов и армерий. Вместе с ними зарозовеет изящный клён «фламинго», покроются нежно-зелёным туманом молодых листьев длинные пряди ивы «шале» и козьей ивы. Зацветут вейгела и спирея, и над всем этим великолепием свесит свои душистые сиреневые гроздья глициния. И вот практически внутри этого чуда живут супруги Серяк.
КОРОЛЕВА И ЕЁ САД
Любовь Васильевна по профессии бухгалтер и по совместительству уже три года сама себе ландшафтный дизайнер. На шести сотках – тех самых, где раньше был обычный огород с огурцами и помидорами, на окраине которого обитали хрюшки и куры, – сегодня живут только её любимые растения. Сколько сортов, видов и вообще экземпляров нашли приют у дома Любови Васильевны, пожалуй, не знает даже и сама хозяйка: их сотни, и чувствуют они себя великолепно.
Она увлеклась цветами, декоративными кустарниками, деревьями и хвойниками несколько лет назад, причём увлеклась настолько, что решила раз и навсегда распрощаться со всем подсобным хозяйством и вырастить на своей маленькой территории сад небывалой красоты. Просто для души и для собственного удовольствия.
Любовь Васильевна устраивает небольшую экскурсию по своим владениям. Идём по ухоженным, подсыпанным гравием дорожкам, вдоль которых аккуратным рядком расположились лаванда, гейхеры, хосты и прочие декоративные растения. В одном уголке – розарий, в другом – рокарий с приземистыми суккулентами и опунцией (этот кактус прекрасно чувствует себя в нашем климате и в сезон радует ярко-жёлтыми, хоть и совсем недолговечными цветами). На противоположной стороне участка – обожаемые Любовью Васильевной хвойные: горная сосна, лиственница, ели, пихты, можжевельник, кусты которого после кронирования изменились до неузнаваемости. Оказывается, на такой небольшой территории уже растут примерно 27 сортов и 57 хвойных деревьев и кустарников. Прямо ботанический сад в миниатюре!
Сама Любовь Васильевна среди растений – настоящая королева. Красивая, статная, стильная, она своими руками создала собственное место силы и на каждый куст смотрит с большой любовью. Но одной любви отнюдь не достаточно: рай требует тяжёлого труда, заботы, знаний и где-то даже самопожертвования.
- Любовь Васильевна, здесь огромный объём работы. Как вы всё успеваете?
Хозяйка сада спокойно улыбается:
- Летом встаю полпятого – в пять. Что-то полью, где-то подрыхлю, кого-то подкормлю… Растения – они же как люди: к каждому особый подход нужен, каждый требует внимания. Конечно, о любом кустарнике или цветке нужно знать максимум: где предпочитает расти, каким удобрением нужно подкармливать, как обрезать, какие вредители и болезни могут подстерегать. Только так что-то получится. Кстати, на лето сад накрываем садовой сеткой – для того, чтобы уберечь растения от агрессивных солнечных лучей. Почву обязательно мульчируем корой, соломой или хвоей, и это помогает сохранять влагу…
Да, тут нужно быть опытным ботаником, однако Любовь Васильевна осваивает садовые премудрости по мере покупки саженцев и семян. А главными её помощниками в деле обустройства личного рая были и остаются супруг Николай Николаевич и интернет.
- Дорожки, беседки, ограда, прудик с фонтанчиком, мостик с коваными перилами – это всё дело рук моего мужа, - с видимым удовольствием делится женщина. - Он меня во всём поддерживает, да ему и самому нравится результат.
ЭВОЛЮЦИЯ
Смотришь на такое великолепие – и кажется, что не по-женски крепкие, но наверняка ласковые руки Любови Васильевны способны заставить и сухую ветку пустить корни, и старый пень зацвести.
- Ну что вы! - отмахивается она. - Если бы вы знали, сколько растений не принялись, сколько не смогла выходить… Жалко, конечно, но ничего не поделать. Знаете, я очень люблю свой сад, в нём нет нелюбимых растений. Я разговариваю с ними, когда поливаю или рыхлю почву, восхищаюсь ими, а если нужно подрезать, то прошу прощения за то, что должна причинить боль. Наверное, потому и они меня любят.
Справедливости ради стоит сказать, что на этом огороде вообще мало что могло бы прижиться в принципе, если бы не светлая голова и золотые руки Николая Николаевича. Дело в том, что в 1970-х годах, купив дом, семья Серяк обнаружила на участке мочак и глину. На плодородную почва точно не тянула.
- Муж сделал дренаж через весь двор и огород, - вспоминает Любовь Васильевна. - Ливневая вода стала уходить за межу. Потом мы завезли несколько машин земли, удобрили навозом. Но всё равно деревья сажали, укладывая на дно ям шифер, чтобы не дать корням уйти глубоко, в воду…
Вот так совершенно неплодородная делянка превратилась не просто в пригодную для посадок, но даже в невероятный сад с экзотическими экземплярами. А всего-то и потребовались 20 лет и неустанный труд.
Добавим напоследок, что ботаническое царство супругов начинается ещё на подъезде к двору. Там по осеннему времени изобилуют красками сезонные растения. От собственной тяжести и от тяжести воды после недавних дождей распадаются розово-бордовые кусты очитка. Каймой у дорожки – пышный снежноягодник с белыми бусинами плодов. Чуть поодаль сбрасывают последние листья берёзки…
Спокойствие и гармония. Порядок, в котором чувствуется желание простых людей сделать мир чуть лучше, и простая красота, от которой глаз не оторвать. И для этого не нужно ничего особенного, кроме желания такую красоту создать. Хотя бы для себя.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)