И В 95 - ЕЩЕ НЕ СТАРОСТЬ И ЖИЗНЬ НЕ В ТЯГОСТЬ
- Живу я отлично, всё у меня замечательно, а старость моя – во! - уверенно показывает большой палец и молодо улыбается Егор Власович Филичкин, а потом добавляет: - Я –счастливый человек!
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, ЗАРЯДКА И ОПТИМИЗМ
Неделю назад, 23 сентября, дедушке исполнилось 95 лет, но он крепок, бодр и весьма общителен. Егор Власович никогда не курил, алкоголь употреблял по праздникам и в очень ограниченных количествах, любил и любит людей и жизнь, интересуется новостями, смотрит телевизор и одним глазом (второй не видит), но без очков прочитывает районку, которую выписывает точно больше 30 лет. В любую погоду утром и вечером проходит по два километра и дважды в день делает часовую зарядку, выполняя в числе прочего по 200 наклонов. Наверняка смог бы и больше, да родные останавливают: боятся за здоровье своего любимого долгожителя.
- Я отработал почти 50 лет, и за это время даже на больничном ни разу не был, - гордится Егор Власович. - Только после 70 и начал чувствовать неполадки в организме: то голова заболит, то сердце. А так ещё бегаю!
Он предпочитает простую пищу: пьёт сырые яйца, ест сало, овощи (вне салата), фрукты (их –полная морозильная камера), обожает картошку и хлеб. Особое отношение к последним двум продуктам – видно, напоминание о его голодной юности.
Хоть и держит Егор Власович себя в форме, но дочери и зятья уже не позволяют ему напрягаться и от забот по хозяйству отгородили: отработал своё – пускай отдыхает.
ВСЕ СИЛЫ – ДЛЯ ПОБЕДЫ
Егор Власович – ребёнок войны. Родился и вырос в Гофицком в многодетной семье. Отец Влас Егорович был сильным мужиком. Рассказывают, даже боролся с медведем (результат – ничья), строил Беломорканал, в колхозе был бригадиром. На фронт не попал – имел трудовую бронь, но и в тылу ему цены не было: работал за троих день и ночь. Видно, физической силой и выносливостью Егор Власович пошёл в отца. А вынести ему с ранних лет пришлось немало.
Мальчишке было 13, когда началась Великая Отечественная. Егор Власович прекрасно помнит, как призванных на фронт провожали пешком из Гофицкого в Рогатую Балку – до призывного пункта. До мелочей, будто вчера случилось, помнит и то, как 2 и 3 августа 1942-го, когда началась оккупация нашего района немецко-фашистскими войсками, в его родное село, поднимая дорожную пыль колёсами машин и гусеницами танков, зашла румынская дивизия.
- Румыны местных не обижали, -вспоминает Егор Власович. - Пока стояли в Гофицком, ходили по дворам, просили яйца, кур, молоко, а вечерами у костров играли на губных гармошках…
Тогда, в 1942-м, и закончилась для мальчишки-шестиклассника учёба в школе. Весной 1943-го забрали на фронт его старшего брата Николая. Говорит, тогда сразу призвали рождённых и в 1925-м, и в 1926-м. Взрослых мужиков в селе почти не осталось. Работать в колхозе и пахать поля пришлось мальчишкам, в том числе и Егору («запрягали быков и шли за плугом»).
- А 20 марта того же года и мне повестка пришла, только не из военкомата, а из сельсовета, -продолжает Егор Власович. - Меня, шестнадцатилетнего, отправили в Сталинград, на завод «Баррикады» № 221. Там со всего Союза трудились и старики, и подростки, были и девчата...
Помнит он, привезли их в город, а там от бесконечных бомбёжек вместо улиц – яма на яме…
- Работали мы хорошо, только кормили нас в заводской столовой – врагу не пожелаешь, - говорит дедушка. - Мы всё время были голодные. На завтрак давали 120 грамм каши, на обед – суп с тремя кусочками огурца и без картошки плюс кашу с куском рыбы, на ужин – снова 120 грамм каши. Да пайка хлеба по талонам –400 грамм в день. Я брал всё сразу и съедал в один присест. Получается, ел раз в сутки.
Там же, на заводе, Егор встретил весть о Победе.
- 9 мая в 6 часов утра на всех заводах раздались гудки… - Егор Власович замолкает: губы дрожат, в глазах блестят слёзы. Несколько секунд он справляется с эмоциям, а потом продолжает: -Мы вскочили. «Что случилось?» -спрашиваем. А нам кричат: «Война закончилась!» Ох, сколько радости у народа было!..
В ЧЕБОКСАРЫ – ЗА КАРТОШКОЙ
В декабре 1945-го жизнь забросила подростка из Сталинграда аж в Чебоксары. Начальник завода предложил желающим отправиться туда на заготовку леса для сталинградского треста. Постоянно голодный Егор вызвался ехать только по одной причине: на юге после войны килограмм картошки стоил 15 рублей, а в Чувашии ведро за 8 рублей отдавали…
Так парень и оказался за 1600 километров от дома. В лесном хозяйстве научился и грузить древесину на грузовики, и сплавляться вниз по Волге на длинных (в 500 метров) караванах из штабелей до самого Сталинграда. Легко было? Нет! И мёрзли, и без отдыха кидали и увязывали брёвна. Зато картошки Егор наелся от души.
В 1948-м он вернулся в Гофицкое. Оказалось, что мама тяжело больна (её почти съел туберкулёз, что саманная хата под камышовой крышей сгорела) и что отцу, шестнадцатилетнему брату Петру и пятилетней сестре Вале без маминых рук совсем невмоготу. Дому требовалась хозяйка, и в 1949-м парень женился на односельчанке Антонине, с которой и прожил больше половины века и с которой вырастил дочек Надежду и Татьяну, успел понянчить внуков и правнуков.
В начале 1950-х годов жизнь в селе была по-прежнему тяжёлой. Во-первых, нужно было поднимать разрушенное хозяйство; во-вторых, семь лет засухи после войны давали о себе знать скудностью рациона тружеников.
С зерном была напряжёнка, потому хозяйства семья Филичкиных не держала. Не до него было: ведро пшеницы 200 рублей стоило – хоть бы домочадцев накормить.
- Я в кузнице работал молотобойцем, - говорит Егор Власович. - За целый день намашусь тяжеленной кувалдой, а потом вечером на каменной мельнице зерно перетираю в муку, чтобы жена хоть лепёшек напекла…
Но выжили Филичкины. Выстояли. В середине 1960-х Егор стал чабаном в колхозе «Большевик». Председатель разглядел в парне характер и вверил ему тысячную отару тощих, больных овец, которых загубили другие чабаны. Животных Егор откормил, вылечил, подстриг, принял ягнят, и с тех пор его стали бросать на самые сложные участки.
Егор Власович всегда болел душой за своих копытных. Вставал ни свет ни заря, ежедневно утром и вечером по две тонны силоса переносил к кормушкам овечек, потом вдвоём с напарником весь день пас полуторатысячное стадо, наматывая по нашим степным взгорьям десятки километров. Уставал, зато животные были здоровы. За впечатляющие успехи в 1976-м был награждён Орденом трудовой славы III степени, в 1978-м стал победителем соцсоревнования. Благодарности, грамоты, ценные подарки – всё это тоже было, и не раз.
На пенсию старший чабан и мастер искусственного осеменения овец Е. В. Филичкин вышел в 1987 году. Только сказать «Прощай!» делу жизни сразу не смог –ещё несколько лет работал и на заслуженном отдыхе.
Сегодня у Егора Власовича есть большая цель – встретить свои 100 лет. Наверняка встретит. Он, кстати, в своей семье первый долгожитель. Теперь всем следующим поколениям – равнение на него, а дедушке – здоровья и ещё долгих счастливых лет жизни!
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)