МОНЕТЫ И НАГРАДЫ - О БЫЛОМ
За сорок с лишним лет своего существования Светлоградский историко-краеведческий музей имени И. М. Солодилова приобрёл немало друзей. Есть в их числе и дарители – те, для кого история (даже малая, в местном формате) не пустой звук, те, у кого рука не поднимается не то что выбросить, но и продать старинную вещь, которая когда-то была частью жизни наших дедов и прадедов...
ОСОБЫЕ ЛЮДИ
- Наши дарители – особые люди, - уверена директор музея И. К. Андриенко. - Я думаю, они чувствуют течение времени, понимают, что оно не ограничивается сегодняшним днём и что все мы – часть одного большого потока, который и называется историей.
Музей искренне благодарен всем своим дарителям. С недавнего времени к ним примкнул и уроженец Санкт-Петербурга М. Ю. Оброков. Именно Михаил Юрьевич в прошлом году передал в дар музею точную копию-макет пистолета Маузер К-96 в оригинальной деревянной кобуре (об истории этого экспоната «ПВ» рассказывали). Недавно он вновь пришёл с подарками – оригиналами и копиями монет и наград.
Вот юбилейные и памятные монеты СССР: рубль 1980 года в честь Олимпийских игр, рубль 1983 года к 400-летию со дня смерти первопечатника Ивана Фёдорова, рубль 1987 года к 175-летию со дня Бородинской битвы, рубль 1989 года к 175-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова...
Это оригиналы. А вот копии – не столь ценные в денежном выражении, но очень значимые в историческом: часть витрины нумизматики занимают подаренные Михаилом Юрьевичем рубли XVIII века.
ГОСУДАРИ И ГОСУДАРЫНЯ
- В оригинале все четыре рубля серебряные, - рассказывает Ирина Константиновна, - они довольно большие – диаметром 4 сантиметра – и тяжёлые.
- Непросто их, наверное, было в кошелёк уместить...
- А тогда кошельков в нынешнем понимании не было. Бедные люди вообще рублей в руках не держали: их номиналы – деньга (полкопейки) да полушка (четверть копейки), а у состоятельных людей (к примеру, купцов) была мошна – небольшой мешок с завязками.
Мы рассматриваем монеты. Вот рубль Петра I 1722 года: с одной стороны – портрет императора, с другой – его вензель (четыре буквы «П» в форме креста и четыре буквы «i» внутри). Рубль чеканил московский Красный монетный двор. Нумизматике известно пять его разновидностей, в большинстве из которых по-разному написано слово «Всероссийский». На самой редкой и дорогой (Кадашевского монетного двора) – «ВСЕРОССИIСКИI»...
А вот рубль внука Петра Великого – Петра II Алексеевича 1727 года. Малолетний император, сменивший на престоле Екатерину I, «вступил в должность», когда ему было всего 11 лет, и уже через три года умер от оспы. Он был слишком мал для самостоятельного правления, а потому во время его царствования власть фактически находилась в руках фаворитов – сначала Меншикова, а позже Долгоруких. Несмотря на то, что правил Пётр II недолго, рублей его имени отчеканили немало. Самыми ценными считаются четыре пробных экземпляра: оборотная сторона на них одинаковая, а вот все четыре лицевые – разные.
Следующий образец – рубль императрицы Анны Иоанновны 1735 года. Племянницу Петра Великого Анну Иоанновну, вдовствующую герцогиню Курляндскую (ныне это западная Латвия), пригласили на российский трон после смерти Петра II. Считается, что все десять лет её правления у руля, по сути, стояла не она, а её фаворит Бирон. Монет за это время чеканилось много, в том числе и серебряных рублей – они появлялись чуть ли не ежегодно. Что касается рублей 1735 года, то в числе прочих отличий нумизматы отмечают и такое: на одних монетах хвост у символа государственности – орла – острый, а на других закруглённый. Вот такая забавная деталь...
И наконец последний образец рубля, переданного музею в дар, – рубль Павла I 1796 года. При виде этой монеты нумизматы обычно кивают друг другу головами и в один голос произносят, словно заклинание: «Не нам, не нам, а имени твоему». Именно эта фраза начертана на реверсе рублей основного тиража (считается, что некогда она была девизом Ордена Тамплиеров, а вообще является сокращённой цитатой из Ветхого Завета). Однако в нашем музее хранится другая разновидность рубля Павла I – так называемая пробная, вышедшая малым тиражом: на аверсе – традиционный портрет императора, на реверсе – орёл и монограмма.
Не меньше, чем в монетах, история России раскрывается в её наградах. Более того, за каждой из них стоят судьбы людей, их надежды и чаяния, их жизни...
И ВЕЧНЫЙ БОЙ...
На витрине светлоградского музея история России в войнах – как на ладони: «За храбрость, оказанную при взятии Очакова», «За труды и храбрость при взятии Гянджи», «За взятие приступом Варшавы», «В память войны 1853–1856», «За покорение Чечни
и Дагестана», «В память русско-турецкой войны 1877-1878», «За поход в Китай», «В память русско-японской войны»...
- Смотрите, вот Георгиевская медаль «За храбрость», - показывает Ирина Константиновна. - Её в 1913 году учредил Николай II. Медалью награждали рядовых и унтер-офицеров за боевые заслуги, которые по статуту не подходили для награждения Георгиевским крестом. А вот и Георгиевский крест (к слову, он появился намного раньше медали – в 1807 году) – высшая награда для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и храбрость.
Солдаты – по сути, обыкновенные крестьяне – зачастую называли Георгиевский крест по-свойски, запросто, но с любовью – Егорием. С июня 1917 года эту прежде исключительно солдатскую награду разрешили вручать за проявление личной храбрости не только солдатам, но также и офицерам, однако лишь по решению общего собрания солдат части или матросов корабля. Согласитесь, поистине беспрецедентный образец демократии! Во время Гражданской войны практика награждения Георгиевскими крестами осталась уже лишь у белогвардейцев. Советская власть кресты не отменила, но и официально не узаконила. После начала Великой Отечественной 1941-1945 годов, тем, кто ранее был награждён солдатским «Егорием», носить его не запрещали, однако новых награждений не было: на смену Георгиевскому кресту пришла другая награда – орден Славы. Знак отличия «Георгиевский крест» был восстановлен в Российской Федерации только в 1992 году...
Конечно, всё рассказанное не более, чем частички большого исторического пазла, который по крупицам собирают музейные работники, в том числе при помощи своих друзей и дарителей. За более полной картиной добро пожаловать в музей. Его двери для нас открыты.
«ЗА ПОХОД В КИТАЙ»
В числе прочих интересных наград, которые находятся в светлоградском музее, – медаль «За поход в Китай» 1901 года. Она была учреждена для награждения участников подавления Ихэтуаньского восстания в Китае. Ихэтуани (в переводе «отряды гармонии и справедливости») восстали против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая в 1898-1901 годах. «Сначала власти были против повстанцев, затем поддержали их, но в конце концов императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми держав (в него входила и Российская империя), подавившего восстание. В результате Китай попал в ещё бо́льшую зависимость от иностранных государств, что сказалось на его политическом и экономическом развитии в первой половине XX века» (ru.wikipedia.org).
Медаль «За поход в Китай» чеканилась из серебра и из бронзы. Тираж соответственно составлял 115 300 и 109 500 экземпляров.
«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДЕВА» РАБОТАЛА В ПЕТРОВСКОМ
К сожалению, история не сохранила сведений о том, награждались ли Георгиевскими крестами петровчане. Однако известно, что почётная гражданка Ставрополя медсестра Римма Иванова какое-то время жила и работала в селе Петровском – она была учительницей начальной школы. За проявленное в боях Первой мировой войны мужество Римма Михайловна была награждена не только Георгиевским крестом, но и Георгиевскими медалями, и Орденом Святого Георгия (кстати, орденом наградили всего трёх женщин, две из которых были царствующими особами).
В прощальном слове протоиерей Симеон Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву – Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову».
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)