ОДНА ПРОФЕССИЯ НА ВСЕХ
Железнодорожники Виктор Николаевич Чернобай и его сыновья Роман, Павел и Денис по случаю предпраздничного интервью собрались в одной квартире, и комната, в которой разместились рослые, крепкие мужчины, вдруг словно уменьшилась в размерах. Кажется, в креслах и на диване им было немного неловко, не то что в кабине локомотива. Там, на железной дороге, проходит их жизнь. Там их второй дом.
ЦВЕТНОЙ ФОНАРЬ И ТРИ «ГОРЯЧИХ» СТАЖА
Династия Чернобай началась с Николая Павловича, отца Виктора Николаевича. Тот больше 40 лет отработал вагонником, и его маленький сын очень любил, когда папа приносил домой большой железный сигнально-осветительный фонарь с цветными стёклами. Такой штуковины ни у кого из мальчишек во дворе не было!
Сам Виктор, когда повзрослел, сначала устроился в Петровский узел связи, но через несколько лет судьба привела-таки его в депо. Сначала ходил слесарем, досконально знакомился с устройством тепловоза (без этого путь выше закрыт), затем отучился на помощника машиниста, а потом, через год учёбы и практики, стал машинистом. И если основная задача помощника состоит в обеспечении безопасности движения поезда (он должен на ходу, сквозь грохот и шум генератора и дизеля диагностировать неполадки и быстро принимать решения по их устранению), то машинист отвечает и за сохранность состава и груза, и за жизнь и здоровье свои, помощника, пассажиров, если это пассажирский поезд, и тех людей, которые по какой-то причине оказались на путях.
Виктор Николаевич, самый опытный в своей семье машинист, вспоминает:
- Помню, вёл состав на станцию Темижбекскую Краснодарского края. Глубокая ночь. Вдруг впереди огни – там, где их быть совсем не должно: дорогу-то наизусть знал! Остановился. Оказалось, в том месте трактор стал даже не поперёк, а вдоль пути, а тракторист в кабине спит крепким пьяным сном…
Сыновья подтверждают: да, чаще всего на переезде испытывают судьбу граждане в состоянии алкогольного опьянения и… дети в наушниках. Эти вообще ничего не слышат, даже вибрации рельсов. А между прочим, гружёный состав весом в 4 тысячи тонн и длиной в километр остановить ох как непросто: тормозной путь в случае экстренного торможения составляет порядка тысячи метров. От беды спасают внимательность машиниста, его хладнокровие и способность моментально принимать решение. И вот таких случаев, когда все эти способности пригождались, у Виктора Николаевича за 36 лет работы было множество.
Сегодня он уже на пенсии. За плечами, считай, три «горячих» стажа (для назначения пенсии по выслуге лет мужчины должны отработать в качестве сотрудников локомотивных бригад РЖД, организаторов перевозок или лиц, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, 12,5 лет). Но и на заслуженном отдыхе железная дорога не отпускает: как только семья собирается вместе, практически все разговоры сводятся к одной на всех профессии.
«ПРОФЕССИЯ САМА НАС НАШЛА»
Роман, Павел и Денис практически всё детство провели рядом с железной дорогой. Было дело, даже хулиганили: подкладывали на пути специальные сигнальные железнодорожные петарды, раздобытые где-то. Понятно, что за такие проделки пацаны могли получить по ушам от сотрудников депо, но не получили ни разу: бегали быстро.
- Ребята, почему вы пришли на РЖД? Решили пойти по стопам отца?
Парни смеются:
- Не то чтобы мы решили. Однако как-то так вышло, что профессия сама нас нашла.
Стаж работы у братьев разный, но каждый из них начинал свой путь с должности слесаря, после учёбы переводился в помощники машиниста, потом в машинисты. Только старший Роман в конце 1990-х начинал стаж ещё в ПМС-271. Там 11 лет отработал машинистом ВПО-3000 (выправочно-подбивочно-отделочная машина с производительностью 3000 шпал/час, выполняет подбивку балласта, уплотнение откосов и выправку пути, используется в строительных и ремонтных работах пути). Сегодня его общий железнодорожный стаж составляет 25 лет, последние 9 из которых Роман – машинист маневрового движения («Я собираю поезда, а братья их водят»).
Кстати, во время Олимпийских игр в 2014-м он обслуживал в Адлере пассажирские поезда, за отличную работу получил памятную медаль Президента РФ и почётную грамоту, подписанную В. В. Путиным.
Павел стал машинистом в 2014-м. Одинаково легко водит и грузовые, и пассажирские, и хозяйственные, и маневровые поезда. К слову, в 2018-м парню пришлось работать на Чемпионате мира по футболу в Сочи.
А вот младший Денис ряды машинистов пополнил пять лет назад. Сейчас работает на грузовых составах, возит грузы в Будённовск, Элисту, Ставрополь, Кропоткин.
Братья говорят, что их профессия не из лёгких. На машинистах – огромная ответственность, у них множество обязанностей. В частности, они должны безукоризненно знать все инструкции, определяющие действия в любых штатных и нештатных ситуациях, а также постоянно повышать квалификацию, в том числе дистанционно, проходить тестирование... В общем, расслабляться некогда, потому что эта работа – для настоящих мужчин.
Но хоть и сложен их выбор, однако с железной дорогой братья едва ли расстанутся: они, кажется, уже срослись с профессией, она стала их неотъемлемой частью.
Между прочим, общий железнодорожный стаж династии Чернобай сегодня уже около 145 лет. И это не предел.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)