РОЗА ЦВЕТА "МАРСАЛА"
- В начале девяностых у нашего горпищекомбината начался сложный, но очень интересный период, - вспоминает Н. В. Иванова. - Предприятию надо было выжить. И оно выжило! Жаль, что просуществовало потом недолго…
Нина Васильевна печально опускает глаза: родному производству она отдала 40 лет, и даже спустя два десятилетия после выхода на пенсию ей очень больно вспоминать о том, как бесславно закончилась жизнь некогда мощного предприятия…
НА ПАМЯТЬ ОБ ОТЦЕ
Нина Васильевна – коренная петровчанка. Она родилась в Высоцком в семье Василия Яковлевича и Марины Егоровны Нестеровых. Только вот отца никогда не видела: тот погиб на фронте в 1942-м ещё до её рождения. Мать в 28 лет осталась вдовой, на руках – трое ребятишек, младшая из которых – Ниночка.
- Отец узнал о том, что мама беременна, когда после трёх месяцев учебной части уходил на фронт, - рассказывает Нина Васильевна. - Шла война. Было трудно, голодно, страшно. Но папа сказал моей маме: «Рожай! Двое мальчишек уже есть, а вдруг в этот раз девочка? Хоть доглядит тебя в старости…»
Василий Яковлевич ни в чём не ошибся. Всё так и случилось, как сказал. Только домой не вернулся, не взял на руки дочурку. Но хоть Нина отца и никогда не видела, всё же она благодаря маминым рассказам вспоминает о нём с теплотой и бережно хранит его фронтовое фото и снимок, на котором статный Василий запечатлён рядышком с любимой Мариной. А отца Нине заменил старший брат Алексей.
Когда девочке исполнилось пять лет, мать с детишками переехали в Арзгирский район, где в послевоенные годы было немного проще и чуть сытнее, чем у нас. Дети окончили школу, Нина поступила в Прасковейский техникум виноделия и виноградарства. Полученная там специальность и привела девушку назад, в Петровский район.
ЧЕЛОВЕК ДЕЛА
Будучи молодым специалистом, она выбрала Светлоградский горпищекомбинат по одной причине: здесь функционировали цеха первичного и вторичного виноделия. (В цехе первичной переработки винограда и фруктов получали полуфабрикаты – различные виноматериалы, сусло для концентрирования, соки-полуфабрикаты – и полезные отходы, называемые вторичным сырьём виноделия. В цехе вторичного виноделия велись обработка и розлив вин.)
Нина начала свой путь с должности мастера плодопереработки, постепенно выросла до технолога, потом и до главного технолога предприятия, заочно получила высшее образование в Ставропольском сельхоз-институте.
- Наше производство не простаивало, - продолжает Нина Васильевна. - Линии переработки и розлива работали на полную мощность. До 1985 года мы отправляли по всей стране до 30 вагонов в месяц красного, белого и розового вина. Токай, вермут, «Волжское», десятки сортов фруктовых вин… Благо продукции всегда хватало: ею нас обеспечивали и сельхозпредприятия, и частный сектор. А потом вышел указ Президиума Верховного Совета СССР об усилении борьбы с пьянством (сухой закон Горбачёва. – Прим. авт.). Начали активно корчевать виноградники, линию розлива демонтировали. Винохранилище, в котором стояло 20 тонн виноматериала, пришлось освобождать от продукции. Часть уничтожили, часть отправили на минераловодский спиртзавод…
Она рассказывает так, будто читает: чётко, по порядку, без лирических отступлений. Сразу видно: в памяти – всё по полочкам, рационально. Собственно, Нина Васильевна была и остаётся человеком дела: в доме – идеальный порядок, во дворе – тоже. Виноград собственноручно обрезан ещё накануне зимы, плети лёгкой паутиной обхватывают беседку. В комнатах и на улице каждое свободное место занимают цветы. На клумбах пеньки аккуратно срезанных осенью гибискусов, а среди них уже наклёвываются ровными рядками первоцветы и острые листики тюльпанов. Комнатные цветы, холёные, откормленные, стоят на каждом подоконнике. На обеденном столе в маленькой вазе – изящный букетик ивовых веточек, распустивших крохотные нежно-зелёные листочки.
Да и сама Нина Васильевна как благородный цветок: красивая, ухоженная, статная, а ещё строгая (в первую очередь к себе) и мудрая. Она напоминает шикарную розу глубокого, бархатного, тёплого и «вкусного» цвета «марсала», сочетающего в себе красный, коричневый и бордовый тона.
- Вот тогда-то, в середине восьмидесятых, когда налаженный процесс пришлось остановить, для меня начался очень сложный, но интересный период, - добавляет Нина Васильевна. - Нам нужно было выжить. И нам это удалось!
«СМОТРЕЛА КАК НА РЕБЁНКА»
В конце восьмидесятых в Светлоградском горпищекомбинате в строю остались цеха по производству колбас, растительного масла, безалкогольных напитков, хлебопечения, а также подсобное хозяйство (держали свиней, коров, птицу, а на 20 га земли выращивали пшеницу и овощи, которые отдавали своим работникам по льготной цене). Пустующее помещение бывшего цеха виноделия нужно было переоборудовать. Но что производить?
- Мы решили открыть кондитерский цех, - продолжает экскурс в прошлое Нина Васильевна. -Побывали в Москве, Ленинграде, Воронеже, Волгограде, Ростове, Махачкале… Из Москвы привезли технологию производства овсяного печенья, из Краснодарского края – мармелада и рахат-лукума. После визита в Германию запустили линию по производству вафель. Кстати, в те времена предприятия охотно делились рецептурой, но, чем ближе мы подходили к рыночной экономике, тем прижимистее становились наши коллеги из других городов: все боролись за рынок сбыта, а потому открывать секреты мало кому хотелось.
Нина Васильевна говорит, что на кондитерский цех она тогда смотрела как на собственного ребёнка: душа ликовала, когда по лентам транспортёров шли килограммы печенья, вафель, мармелада и прочих сладостей, которых в те времена у нас выпускалось около 20 наименований.
Работы, конечно, было много. Командировки заставляли по нескольку раз в год в течение нескольких дней отсутствовать дома, а производственные проблемы порой поднимали среди ночи и вынуждали чуть ли не в ночной рубашке ехать в цеха… Муж Иван Георгиевич хоть и был не в восторге от такой занятости жены, но всё понимал и помогал по хозяйству, сидел с сыном и дочкой.
ВЫСТОЯТЬ И СОХРАНИТЬ
- Линии были мощными, для производства качественной продукции оборудование должно было работать безостановочно, - вспоминает бывший технолог. - Но безденежные 1990-1991 годы сказались на покупательской способности россиян и, в частности, жителей Светлограда и Петровского района. В то время самыми востребованными оставались хлебобулочная продукция городской пекарни, которая тогда могла похвастаться и качеством, и ассортиментом, и безалкогольные газированные напитки: тархун, ситро, лимонад и другие. Мы были одними из немногих, кто до последнего использовал для розлива сладкой воды стеклянную тару. Кроме того, мы максимально долго добавляли в напитки сахар, а не подсластители, что и обеспечивало достойный вкус.
И всё же держаться на плаву в одиночку вскоре стало совсем непросто. Борясь за выживание, в кооператив объединились пищекомбинат, винзавод и агрохим. В таком формате работать стало ещё сложнее: в единой упряжке организации напоминали Лебедя, Рака и Щуку из известной басни И. А. Крылова.
В 1991-м Светлоградский горпищекомбинат превратился в ОАО «Пищевик». Совет директоров владел 51 процентом акций предприятия. И хоть экономическая ситуация в стране продолжала желать лучшего, организация старалась изо всех сил сохранить коллектив, цеха и земли, продолжая производство вкусной продукции. Все силы для этого, по словам Нины Васильевны, прикладывал бывший директор предприятия Анатолий Георгиевич Платонов. С ним, активным, предприимчивым, целеустремлённым и прозорливым, было вовсе не страшно идти вперёд в условиях рыночной нестабильности.
Собственно, такая же задача –выстоять и сохранить предприятие единым целым – встала и перед самой Ниной Васильевной, когда в 2000-м решением совета директоров её избрали генеральным директором «Пищевика». Однако руководила она недолго: в 2002-м, на 41-м году работы, ушла на заслуженный отдых.
В ПОЛНУЮ СИЛУ
Сегодня о былых заслугах Н. В. Ивановой перед Отечеством напоминают краевая медаль «Ветеран труда», медаль «За трудовую доблесть» и самая ценная для нашей героини награда – серебряный нагрудный знак, подтверждающий почётное звание «Заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации» (оно присваивается высокопрофессиональным рабочим, технологам, логистам, инженерно-техническим и научным работникам организаций пищевой промышленности и торговли за личные заслуги).
И хоть со времени выхода на пенсию прошло 20 лет, женщина помнит абсолютно всё и всех, и горько ей лишь оттого, что любимое предприятие разорвали на куски и десятки рабочих оказались не у дел…
Каждый человек оставляет в истории свой след. Яркий ли или блёклый – это зависит от интенсивности горения. Нина Васильевна горела на работе в полную силу. Не одно поколение петровчан выросло на вкусной продукции, за качеством которой долгие годы следила Н. В. Иванова. Многие бывшие коллеги и сегодня вспоминают её добрым словом. Значит, не зря горела, если этот след до сих пор хорошо виден.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)