ДОРОГИ: ТРЕВОЖНАЯ СТАТИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВА ПЕРЕМЕН
Парадокс, но факт: многие из нас преимущественно соблюдают правила дорожного движения (ПДД) не потому, что боятся за свои жизнь и здоровье, а потому, что боятся штрафов и сотрудников ГИБДД. Пристёгиваются, потому что «А вдруг за углом пост ДПС?», сбавляют скорость, если встречный водитель, предупреждая, «моргнул» фарами... Однако неутешительная статистика даёт понять, что и инспекторов боятся не так уж сильно.
К чему в итоге приводят самоуверенность и беспечность водителей и пешеходов? Об этом и не только говорили в ходе круглого стола с начальником ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу подполковником полиции В. Н. ЦАПКО.
НАША БЕДА И ВИНА
- Владимир Николаевич, давайте начнём беседу со статистических данных. Сколько дорожно-транспортных происшествий случилось в нашем округе в 2021-м?
- За истекший год зарегистрировано 446 ДТП. В 45 из них травмы различной степени тяжести получили 60 человек, 10 погибли (в 2020-м было 8 погибших). С участием детей зарегистрировано 7 ДТП, в которых 2 юных пешехода и 5 пассажиров получили ранения. Виновником одного из происшествий стал ребёнок. Особо отмечу, что все дети остались живы благодаря тому, что родители перевозили их с использованием детских удерживающих устройств.
- Были ли ДТП с участием нетрезвых водителей?
- К сожалению, были. С участием пьяных водителей зарегистрировано 7 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 3 человека погибли и 12 получили ранения.
- Пешеходы в статистику тоже попали?
- Да. За прошедший год совершено 12 наездов на пешеходов. В итоге 4 человека погибли, 9 ранены.
- Владимир Николаевич, подразделение отдела ГИБДД занимается же не только выявлением правонарушений, но и их профилактикой…
- Да, конечно, и в 2021-м в рамках именно профилактики мы пресекли порядка 8 тысяч административных правонарушений. Например, из транспортного потока было извлечено более 200 пьяных водителей, к уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения привлечено 43 человека.
- Таким образом проштрафились только мужчины?
- Увы, женщины тоже. Так, одна дама пенсионного возраста, сев за руль в нетрезвом виде, допустила наезд на ребёнка и скрылась с места ДТП. Обошлось без жертв. Водителя же нашли и привлекли к ответственности.
- Какие ещё правонарушения выявлены в ходе профилактических мероприятий?
- В течение 2021 года к административной ответственности за нарушение правил нами было привлечено более 900 (!) пешеходов, за нарушение правил перевозки детей – 580 водителей, за непредоставление преимущества в движении пешеходам – свыше 200 человек, за выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, – более 300 автолюбителей, за превышение установленной скорости движения на величину более 40 км/ч и выше – свыше 300 граждан. Более серьёзные нарушения скоростного режима фиксируются в автоматическом режиме. Подчеркну, что превышение скорости – это одна из самых частых причин ДТП в нашем округе.
Эти данные ярко иллюстрируют отношение людей к соблюдению элементарных правил безопасности на дорогах. И даже если многие сами добросовестно выполняют предписания ПДД, всё равно нередко оставляют без внимания или не оповещают ГАИ о замеченных нарушениях. Сейчас у многих в салоне автомобиля есть видеорегистратор. Так вот, он отличный помощник сотрудников ГИБДД. Увидели того, кто проехал на красный свет? Запишите номер машины или пришлите запись видеорегистратора на сайт Госавтоинспекции Ставропольского края, а мы примем соответствующие меры. Однако чаще случается иначе. Водители, например, «моргают» на трассе встречным авто, поощряя таким образом потенциальных провокаторов ДТП – нарушителей скоростного режима или нетрезвых водителей.
Другой важный вопрос: родители позволяют несовершеннолетним управлять транспортным средством, подвергая опасности и своих детей, и других участников дорожного движения. Однако если малолетний водитель попадает в зону внимания инспектора, мамы и папы яростно выгораживают его, показывая не самый лучший пример. А ведь подростки – будущие полноправные водители, то, как они станут вести себя на дороге, зависит от взрослых.
ВОПРОСЫ ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ
- Владимир Николаевич, предлагаем вашему вниманию вопросы, поступившие в редакцию за последнее время от наших читателей и подписчиков в соцсетях. Вот первый: «Принимаются ли какие-то меры в отношении «ярких личностей» – водителей, которые, скажем, ездят без глушителей, включают на всю мощь музыку, слепят нештатными лампами?»
- Безусловно, меры принимаются. Так, за 2021 год за нарушение Закона Ставропольского края № 20-кз «О некоторых мерах по обеспечению тишины, покоя граждан и общественного порядка» к административной ответственности привлечено более 40 водителей, некоторые из них – повторно. В основном это молодые люди.
Теперь о том, что касается нештатных фар, тонировки и прочих способов выделить своё транспортное средство из общего потока. Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, не разрешает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, жёлтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого. То есть если световые приборы не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, то сотрудники ГИБДД вправе привлечь водителя за управление неисправным техническим средством.
За прошлый год мы выявили около 1 тысячи таких автолюбителей, в том числе тех, кто слепил встречных водителей. Транспортные средства «ярких личностей» задерживались, лампы изымались, отправлялись на экспертизу, и в случае положительного заключения эксперта нарушители привлекались к административной ответственности.
Кстати, совсем недавно заставили молодого человека убрать с кузова его авто наклейку с бранным словом. Вот только в данной ситуации лично мне непонятно, почему никто из соседей или просто прохожих, увидевших подобное, не обратился в полицию? Ведь своим молчанием они поощряли парня! Между тем в соответствии со статьёй 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях его действия определяются как нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, и признаются мелким хулиганством. Добавлю, что за подобные действия водителю грозит штраф или административный арест до 15 суток.
- Следующая проблема касается обустройства парковочной зоны вокруг центрального рынка. Ни для кого не секрет, что в первой половине дня там настоящий коллапс. Легковые автомобили, маршрутные такси стоят как попало. Автобусы или полностью закрывают обзор и пешеходов, или в ожидании своей очереди втискиваются между другими автобусами, из-за чего водителям приходится объезжать их, пересекая сплошную.
Другая проблема – пешеходный переход от рынка на улицу Тургенева. Люди идут по зебре, иногда даже не глядя по сторонам, создавая аварийные ситуации, а из-за людского потока случаются автомобильные заторы. Кажется, там нужен светофор...
- Да, о проблемах знаем, и они будут решены. Немного преждевременно, но скажу: территория вокруг рынка в обозримом будущем изменится. Проект организации дорожного движения в этой зоне уже утверждён администрацией округа. В частности, рассматривается возможность организации одностороннего движения.
- Сразу несколько вопросов касаются парковок автотранспорта возле магазинов или социально значимых учреждений. Например, возле Сбербанка на улице Пушкина днём не пробиться. Машины стоят в два ряда по обеим сторонам дороги, а на площади расчерченная под парковку зона пустует… К тому же зачастую в нарушение запрета авто припаркованы не то что рядом, а прямо на пешеходном переходе, закрывая собой людей, особенно детей.
Читатели озвучили и такую проблему: когда заканчиваются парковочные места у магазина «Светофор», водители останавливаются прямо на аллеях сквера. У магазина «Победа» авто ставят вплотную ко входу, паркуются на тротуаре, оставляют машины с включённой аварийкой на дороге, из-за чего и без того неширокая проезжая часть становится ещё более узкой. В конце рабочего дня и в праздники там просто коллапс.
- В настоящий момент проводятся работы по изменению на данных участках организации дорожного движения, в том числе по увеличению числа парковочных мест.
Теперь о том, что касается водителей, которые в нарушение требований ПДД оставляют свои авто на пешеходном переходе. Часть 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере 1 тысячи рублей за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним. При выявлении подобных нарушений сотрудники Госавтоинспекции принимают соответствующие меры по привлечению водителей к ответственности.
- Следующий вопрос от читателя: «Почему если в ДТП есть пострадавшие, то экипаж ГИБДД приезжает быстро, а в случае «мелких» аварий люди ждут сотрудников ГАИ по нескольку часов?»
- Хотелось бы напомнить, что действия водителя, причастного к ДТП, регламентируются правилами дорожного движения. При совершении аварии, в результате которой ранены люди, сотрудники Госавтоинспекции выезжают незамедлительно, поскольку в данном случае речь идёт об оказании помощи участникам дорожного движения.
Аварии, в результате которых причинён вред только имуществу и которые определены в вопросе как «мелкие», к сожалению, происходят часто. В сутки иногда регистрируется до 7 подобных ДТП. Процесс их оформления занимает значительное время, поэтому водителям иногда и приходится ждать прибытия экипажа. Однако в соответствии с действующим законодательством РФ они могут оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, используя процедуру европротокола. Более подробную информацию можно получить на сайте Госавтоинспекции МВД России.
- Есть и такое обращение: «Прошу проверить правильность разметки на автотрассе Светлоград – Шведино. Езжу здесь каждый день, очень часто создаётся аварийная ситуация, на асфальте видны тормозные следы. Несколько раз лично видела, как машины уходили в поле. Ранее я уже отправляла через портал гос-услуг письмо с просьбой обратить внимание на разметку».
- Спасибо за неравнодушие! По данному обращению нам необходимо связаться с его автором, уточнить место. Предварительно же могу сказать, что автодорога Светлоград – Николина Балка – Прикалаусский – это дорога регионального значения, поэтому процедура изменения разметки потребует определённого времени.
- Подписчики интересуются, когда наведут порядок с пешеходными переходами, которые начинаются и заканчиваются в лужах, в грязи, в палисадниках, на выездах с прилегающих территорий в районе УДТГ, детского сада «Алёнка», дома № 43 на площади Выставочной, у художественной школы, Сбербанка...
- Вопросы, касающиеся недостатков обустройства пешеходных переходов и подходов к ним, безусловно, не остались без внимания. Сотрудники Госавтоинспекции дополнительно обследовали указанные места и в адрес администрации вынесли представления о принятии мер по приведению объектов в соответствие с ГОСТами.
- Такой вопрос: «Нельзя ли на участке между улицами Пушкина и Бассейной сделать разметку сплошной? Даже на таком коротком отрезке дороги автомобилисты разгоняются и совершают обгон. Улица узкая, тротуар не огорожен, дети идут в школу и из школы. Очень страшно, особенно зимой и в вечернее время, когда автомобили буквально несутся мимо. Мы живём как раз посередине и боимся, что рано или поздно кто-то на скорости не справится с управлением и въедет в дом. Кстати, такое уже случалось дважды, но пока всё обходилось малыми потерями.
И ещё: возможно ли в этом месте организовать одностороннее движение, чтобы немного разгрузить дорогу? Наш дом благополучно стоял с начала прошлого века, а сейчас от вибрации пошли трещины, иной раз оконные стёкла звенят…»
- В соответствии с Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» использование автодорог и осуществление дорожной деятельности на территории нашего округа отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, поэтому принятие решений по данным вопросам без участия собственника дороги, то есть администрации округа, невозможно.
- Читательница интересуется: «Когда на улице Гагарина появится ограждение тротуара? Машины летят на расстоянии вытянутой руки от пешеходов, страшно особенно зимой, в гололёд. Неужели нужно ждать беды?»
- Вопрос требует обследования, по результатам которого и будет принято решение.
- Читатель спрашивает: «Есть ли стандарт для «лежачих полицейских»? Если есть, почему все они разные?»
- Разумеется, стандарты есть. Вопрос в том, что искусственные неровности разделяются на монолитные (из асфальта или бетона) и разборные (металлические и/или прорезиненные). Для каждого из этих типов устанавливаются свои обязательные разрешённые длина, ширина и высота. В свою очередь, монолитные неровности могут быть по ГОСТу либо волнообразные, либо трапециевидные.
Большинство допустимых размеров неровности зависят от разрешённой скорости и соответствующего её ограничения на данном участке дороги. Если говорить более конкретно, то высота искусственной неровности из асфальта или бетона должна быть максимум 7 сантиметров от полотна покрытия дороги. А если речь идёт о сборной конструкции, то её высота не должна превышать 5-6 сантиметров.
- Наши читатели также считают, что нужны знаки приоритета на улице Кавказской и на следующих перекрёстках: Сельскохозяйственная – Куцайская, Шевченко – Упорная, Шевченко – Маяковского…
-Вопрос тоже требует обследования, по результатам которого и будет принято решение.
- Владимир Николаевич, в одном из вопросов просят обратить внимание на уровень подготовки будущих водителей в автошколах, поскольку те, получая права, не знают правил, едут кое-как или попросту лихачат…
- Я уверен, что автошколы готовят водителей на должном уровне. Другое дело, что, получив права, автолюбители нередко по какой-то причине снимают с себя ответственность за поведение на дороге, нарушают правила дорожного движения, игнорируют требования знаков и сигналы светофора, позволяют себе манёвры, ведущие к ДТП, превышают скорость. Порядок на дороге начинается с каждого из нас, поэтому в первую очередь водители должны быть строже к самим себе.
Напоследок повторю: если вы увидели нарушение, сообщите нам! Только вместе мы сможем снизить количество правонарушений на дорогах. Кроме того, было бы неплохо, если бы каждый пешеход и водитель чаще вспоминал о том, что игнорирование ПДД нередко заканчивается смертью. Будьте дисциплинированными! Соблюдайте правила дорожного движения ради себя и ради тех, кто ждёт вас дома!
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)