А МУЗЫКА ВЛЕЧЕТ НЕУМОЛИМО
В приёмной музыкальной школы пусто, за высокой стойкой секретарского стола с порога тоже никого не видно, но кто-то там есть: слышно, как работает принтер.
- Здравствуйте, я из «Петровских вестей». Мы с директором договорились о встрече.
Над стойкой появляется голова:
- Здравствуйте-здравствуйте, заходите. А я и есть директор.
ИТАК...
Из принтера выползают какие-то листы бумаги, стол тоже завален ими. Директор растерянно перекладывает их из стопки в стопку, приветливо улыбается:
- Да вы не стесняйтесь, проходите в кабинет, я сейчас...
Оказывается, секретарь на больничном – и сражаться с бумажными войсками приходится ему. Непростая это наука – делопроизводство, и Дмитрий Сергеевич Алексеенко то немного отступает, то опять идёт в наступление: без бумаг сегодня никуда, именно они правят миром. Наконец он заходит в кабинет, сдвигает в сторону кипы каких-то документов и садится напротив.
- Итак... Знаете, я немного волнуюсь: в последний раз у меня брали интервью восемь лет назад – в 2014-м.
Тогда он, студент Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, стал одним из победителей молодёжного форума «iВолга»: его проект «Мелодия надежды» взял первое место в смене «Арт-Квадрат»...
«Я ВСЕГДА МЕЧТАЛ О МУЗЫКЕ»
- С чего же мне начать?
- Ну, например, со слов «Я всегда мечтал о музыке...».
- Так и есть: я всегда мечтал о музыке. Отец участвовал в вокально-инструментальном ансамбле, нередко они репетировали прямо у нас дома, а я слушал – и мечтал. Всегда притягивали именно клавишные. Мне говорили: «Не трогай инструмент: мал ещё» – и я ждал, когда же будет можно.
Когда Диме исполнилось семь, он пошёл сразу и в простую школу, и в музыкальную. Через девять лет окончил филиал Ипатовской музыкальной школы в своём родном селе Лиман, потом – фортепианное отделение Ставропольского краевого колледжа искусств.
- Встал вопрос о консерватории… - Дмитрий Сергеевич поднимается из-за стола, садится к фортепиано и опускает пальцы на клавиши.
Он касается их легко, и потому клавиши молчат.
- Понимаете? Консерватория – это значит сделать музыку своей профессией.
- Сомневались?
- Нет.
Время, проведённое в консерватории, останется в памяти навсегда: это были годы полного погружения в мир звуков, в мир этюдов и фуг, сонат и сюит, кантат и симфоний...
- Хотите послушать?
- Конечно!
Его пальцы оживают...
КЛЮЧ ОТ ВСЕХ ДВЕРЕЙ
Дмитрий Сергеевич играет несколько отрывков из различных композиций.
- Узнаёте, правда?
- Да! Конечно! Вот только названий не знаю... Но это же не классика, это джаз.
- Точно. Я, кстати, со второго по четвёртый курс играл в эстрадно-джазовом ансамбле...
- Сыграйте ваше любимое, - прошу.
Он улыбается – и снова наигрывает что-то. Музыка то плывёт, словно огромный ледяной айсберг посреди бескрайнего северного моря, то мчится, словно тройка крылатых лошадей, то застывает и трепещет, словно маленькая изящная колибри над экзотическим цветком. Отыграв очередной отрывок, Дмитрий Сергеевич говорит: «Ференц Лист, шестая рапсодия», или «Фридерик Шопен, двадцать четвёртый этюд», или «Александр Скрябин, этюд до-диез минор»...
- А что же у вас любимое?
Он вновь уходит от ответа:
- Знаете, я, пожалуй, сыграю вам семнадцатый этюд Шопена. Он немного ёжик. Начнёте слушать – поймёте, о чём я.
Фортепиано вновь начинает звучать – отрывисто, немного сумбурно... И правда, ёжик! Кажется, звуки торопятся, наскакивают друг на друга, перебивают. Но вся эта, казалось бы, какофония странным образом сплетается в единое полотно, которое рождается на наших глазах, словно музыкальное воплощение закона единства и борьбы противоположностей.
Доиграв, Дмитрий Сергеевич опускает руки:
- Я поначалу не понимал этот этюд, а потом услышал верхнюю мелодию...
Действительно, музыкальное полотно подобно огромной толще воды – со многими течениями, смыслами и подтекстами. И эта масса захватывает тебя и неумолимо влечёт за собой, играя, как с песчинкой, то закручивая в водовороте, то отпуская и позволяя расслабленно парить, то мрачно погружая на самое дно, то выбрасывая на поверхность в фонтане весёлых брызг.
- А всё-таки что же у вас любимое?
Он смеётся:
- Консерватория учит быть всеядным.
- ?
- Нужно уметь играть всё, находить ключ ко всему, к каждой двери...
В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН
- Вы несколько лет преподавали в ипатовской музыкальной школе. Директор – это немного другое...
- Это совершенно другое. Просто решил попробовать свои силы в новой области. Но у меня и ученики есть. Чего нет, так это времени. Катастрофически на всё не хватает.
Он берёт с фортепиано пачку листов и начинает играть знакомую каждому нежную, меланхоличную мелодию:
- Четырнадцатая соната Бетховена, - говорит, не переставая перебирать клавиши. - Все её знают как «Лунную»... Но обычно лишь первую часть... А ведь есть ещё и вторая, и третья, причём нисколько не похожие на первую... Это ноты... Распечатал, чтобы разучить... Теперь лежат и лежат... Ждут, когда у меня появится время.
По его словам, музыкант обязан играть как минимум один час в день. Мы говорим о фортепиано, о том, что не только руки пианиста нуждаются в нём, но и оно нуждается в руках, не должно простаивать, говорим об уникальности этого инструмента.
- А вы знаете, что на фортепиано можно играть и как на клавесине, и как на органе?
В доказательство своих слов Дмитрий Сергеевич играет одну и ту же мелодию сначала отрывисто, а потом с оттяжкой, давая звуку возможность дозвучать, продемонстрировать все свои оттенки.
- Кстати, есть хорошая новость: весной у нашей школы появится новый рояль...
Рояль, домры, баяны, аккордеоны, флейты и скрипки – все эти музыкальные инструменты должны появиться весной в рамках нацпроекта «Культура». А ещё – кое-какая учебная литература, офисная техника и долгожданные новые кресла в зрительный зал.
- Идут большие перемены, -говорит Дмитрий Сергеевич. - Весной должен начаться капитальный ремонт нашего здания.
Да, впереди нелёгкие времена, но, если результат оправдывает ожидания, обычно это приятные хлопоты.
И ДЛЯ УМА, И ДЛЯ СЕРДЦА
- Что для вас музыка?
- Классическая музыка – это прежде всего погружение в эпоху. Ведь её пишет человек, который живёт в определённое время, и музыка его тоже не появляется из ниоткуда – она отражает эпоху, её ритм жизни.
- А я вот в юности, в студенческие годы, всегда засыпала под классику...
Смеётся:
- Разные могут быть причины: может, просто надо было выспаться. А вообще-то, не только играть классику, но и слушать её – это труд и для ума, и для сердца. Классические произведения легко в руки не даются, над ними надо работать.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)