ДИСТАНТ: ЧИТАТЕЛИ "ПВ" СПРАШИВАЮТ - МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ ОТВЕЧАЕТ
Сколько ещё лет в жизни учителей, школьников и их родителей будет дистанционное обучение? Дать ответ на этот вопрос не может никто, однако вероятность того, что дистант пришёл в образование всерьёз и надолго, существует.
Хорошо ли это? Ответ на вопрос у каждого наверняка будет свой: слишком много нюансов, начиная с технической оснащённости (не у всех есть безлимитный интернет и компьютер), материальной обеспеченности (в периоды дистанта школы, бесспорно, экономят на коммуналке, но родители и учителя, которые работают из дома, напротив, платят больше) и степени адаптации (не каждому хватает опыта владения новыми технологиями и здоровья) и заканчивая потребностью в социализации, в живом общении, ведь дистант лишает детей этой важнейшей части их развития.
Но кроме вопросов общечеловеческих, есть и юридические. В редакцию «Петровских вестей» поступило несколько обращений от родителей. Все они озабочены тем, что классные руководители настоятельно рекомендуют регистрироваться на коммерческих образовательных онлайн-платформах и периодически выполнять на них задания. Мы упорядочили вопросы и направили в Министерство просвещения России. От директора департамента цифровой трансформации и больших данных А. В. Горобца получены ответы.
ДЕТИ СТАНУТ УМНЕЕ И ГАРМОНИЧНЕЕ, УЧИТЕЛЯМ БУДЕТ ЛЕГЧЕ
ВОПРОС: «Какую пользу, кроме вреда, должен принести дистант?»
ОТВЕТ: «В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минпросвещения России поручена разработка национального проекта «Образование», основными целями которого являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В состав национального проекта «Образование» вошёл федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (далее – Проект), цель которого – создание условий для развития к 2024 году в образовательных организациях всех видов и уровней современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценностей и стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся.
Проект направлен на развитие использования современных цифровых технологий в образовательном процессе, на создание центров цифрового образования, системы объективного оценивания образовательных достижений обучающихся, включающей оценку универсальных компетенций.
Планируемые ключевые эффекты от реализации Проекта – оптимизация и снижение издержек в процессах управления деятельностью образовательных организаций, сокращение рабочего времени педагогических работников, которое они тратят на заполнение регулярной итоговой отчётности, содействие выстраиванию индивидуальных траекторий обучения для каждого ребёнка.
Проект не содержит мероприятий, направленных на переход к тотальному электронному документообороту и дистанционному образованию».
В ПЕРСПЕКТИВЕ ПОЯВИТСЯ ЕДИНАЯ ГОСПЛАТФОРМА «МОЯ ШКОЛА»
ВОПРОС: «Большинство онлайн-платформ – коммерческие. Государство самоустранилось?»
ОТВЕТ: «Ключевой информационной системой, разрабатываемой в рамках Проекта, является федеральная государственная информационная система «Моя школа» (далее – ФГИС «Моя школа»).
ФГИС «Моя школа» - сервис для учителя, обучающихся и родителей, состоящий из набора личных кабинетов пользователей, позволяющих обеспечить коммуникацию между учителем и обучающимся, оперативно получить обратную связь, осуществлять автоматизированную проверку, создавать мгновенные опросы. Данным сервисом предусмотрена также возможность создания виртуального класса для одновременного проведения образовательного процесса в очном и дистанционном форматах.
Также в рамках ФГИС «Моя школа» создаётся Библиотека образовательного контента (информации. – Прим. авт.), которая обеспечит возможность создания, модерации (контроля. – Прим. авт.), публикации и воспроизведения верифицированного (проверенного на достоверность. – Прим. авт.) образовательного контента.
Всего в 2021 году разработано не менее 3162 цифровых конспектов уроков и 12648 электронных образовательных материалов, прошедших верификацию. Ежегодно количество материалов в Библиотеке образовательного контента будет увеличиваться».
ВЫБИРАЮТ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И ШКОЛЫ. МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОЛЖНО УЧИТЫВАТЬСЯ
ВОПРОС: «Кто решает, когда и на какой срок вводится дистант?»
ОТВЕТ: «В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
Согласно статье 28 Закона об образовании образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе обеспечивающих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Статьёй 13 ФЗ об образовании установлено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Статьёй 16 регулируется реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Кроме того, Минпросвещения России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04) Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Методические рекомендации), которые носят рекомендательный характер и являются примерной моделью реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Следует отметить, что, согласно статье 26 Закона об образовании, управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В качестве коллегиальных органов управления могут выступать попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. В целях учёта мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся, создаются Советы родителей».
ПЕРЕХОД НА ДИСТАНТ – РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕРА
ВОПРОС: «Могут ли родители отказаться от дистанта? Как закон регламентирует переход на дистант?»
ОТВЕТ: «На основании части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ порядок взаимодействия общеобразовательной организации с обучающимися, родители (законные представители) которых отказались от дистанционного обучения, может быть определён общеобразовательной организацией самостоятельно... При наличии письменного заявления родителей (законных представителей) обучающегося об отказе от дистанционной формы обучения учебные занятия с обучающимся должны проводиться путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
Одновременно департамент сообщает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников (пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании)…
Департамент обращает внимание, что применение образовательными организациями дистанционных образовательных технологий при организации образовательной деятельности – временная мера, связанная с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Решение об использовании дистанционных образовательных технологий зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Дистанционное обучение с использованием электронных средств являлось единственной возможностью продолжить обучение детей в ситуации пандемии и социальной изоляции. Дистанционные образовательные технологии и электронные средства обучения могут успешно и безопасно для физического и психического здоровья применяться в образовательном процессе при соблюдении определённых условий, установленных требований и нормативов в данной области.
Согласно пункту 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) устанавливалось обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях, по возможности обеспечить переход на дистанционное обучение. При этом особый акцент всегда делается именно на том, что использование дистанционных технологий и образовательных онлайн-ресурсов в обучении – это прежде всего вспомогательный инструмент, который позволяет школьникам развивать таланты, учиться, получать новые навыки и качественное образование на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, переход на дистанционное обучение являлся рекомендуемой мерой по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции».
КОГДА УТВЕРДЯТ ПЕРЕЧЕНЬ ДОПУЩЕННЫХ К ОБУЧЕНИЮ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ?
К сожалению, директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России А. В. Горобец не дал ответа на один очень важный вопрос, который содержался в запросе «Петровских вестей»: «Существует ли утверждённый приказом Минпросвещения федеральный перечень образовательных онлайн-платформ, допущенных к обучению школьников, и если да, то где с ним можно ознакомиться?»
По всей видимости, в настоящий момент такого перечня нет. Однако, как следует из информации, размещённой на vedomosti.ru, 8 декабря этого года Госдума приняла изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми цифровые платформы, онлайн-учебники и электронные образовательные ресурсы для школ и учреждений среднего профессионального образования (СПО) со следующего года будут проходить обязательную проверку на достоверность: «Из одобренных сервисов Министерство просвещения сформирует единый федеральный реестр, следует из текста документа».
Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)