ЗДРАВСТВУЙТЕ, КУПЦЫ ПАШКОВЫ!

3 февраля 2022 года, 14:21 |
Фото: А. ЧЕРНЯЕВА

В конце декабря по инициа­тиве добровольного летописца земли Петровской А. Е. Кожухо­ва на здании районной прокура­туры появилась мемориальная табличка. Она окончательно закрепила в истории фами­лию людей, построивших его в конце XIX века. Речь о купцах Пашковых.

КТО ИЩЕТ, ТОТ НАХОДИТ

О самих братьях до недавнего времени было практически ничего не известно. Интернет о них молчит, в Светлоградском историко-крае­ведческом музее имени И. М. Солодилова информации тоже крайне мало. Есть данные лишь о том, что ими было построено примечательное здание, которое разительно отличалось от своих «современников» архитектур­ными решениями. Однако его принадлежность периодически приписывалась жившим в то же время купцам Зиберову и Крылову.

А. Е. Кожухов решил, что пора разобраться в этой тёмной исто­рии. Чудом (хотя, как говорится, кто ищет, тот всегда находит) Александр Ефимович отыскал… одного из наследников фамилии. Им оказался Вадим Борисович Пашков, который всю жизнь был преподавателем Светлоградского регионального сельскохозяйствен­ного колледжа. К счастью, в его семье о родстве со знаменитыми купцами осведомлены и даже имеются некоторые сведения о них: о родне Вадиму Борисовичу рассказывала его мама Елизавета Евдокимовна.

БИЗНЕСМЕНЫ

Из воспоминаний В. Б. Паш­кова: «Летом 1880 года на луч­шем месте села Петровского, потом ставшем его центром, местные купцы Алексей и Иван Пашковы начали расчищать пло­щадку и закладывать фундамент здания. План строительства был сложным: помимо центрально­го здания, намечалось постро­ить подсобные помещения и оборудовать большие подвалы. Неподалёку от будущего дома располагались церковь и парк, обнесённый кованой решёткой (её элементы и сейчас можно встретить во дворах некоторых светлоградцев). Стройка продол­жалась до 1888-го (в последний год велись отделочные работы и благоустройство).

Пашковы занимались питей­ным бизнесом, торговлей, сдачей

в наём помещений на верхних этажах здания, организацией извоза.

Известно, что, когда началась революция, братья в спешном порядке покинули имение. Кое-какое имущество припрятали в потайной комнатке, дверь в которую замуровали, опасаясь мародёрства. Куда отбыли купцы, наверняка не известно: они могли уехать в Москву или Баку. Но есть документы, подтверждающие, что в 1930-х годах в Петровское имен­но из Москвы приезжали землеме­ры Пашковы».

ЕВДОКИМ И ЕГО СЕМЬЯ

Сохранились сведения и о Евдокиме Тихоновиче Пашкове ­племяннике Алексея Ильича и Ивана Ильича.

Из воспоминаний В. Б. Паш­кова: «Отец Евдокима, Тихон Ильич, приехал в Кавказскую губернию из Центральной России. У него было шестеро детей – пять дочерей и сын Евдоким. Четыре девочки умерли в младенче­стве, а Тамара, единственная из оставшихся сестёр, впоследствии вышла замуж и до конца жизни жила в Батуми.

В Петровском Евдоким вместе с отцом занимался разведением и продажей скота (коров, бычков, баранов), а также производством самана, кирпича, черепицы, благо по берегам Калауса имелись огромные залежи отличной глины. Но этим мастеровитый мужчина не ограничивался. Отдельный доход приносило ему строитель­ство домов. Евдоким нанимался возводить дома из самана и в своём селе, и в соседних селе­ниях. Даже выезжал в Ессентуки на возведение грязелечебниц, домов для зажиточных людей, на прокладку водоводов.

Женился Евдоким Пашков на Наталье, уроженке Кисловодска. Было у них две дочери – Зоя и Елизавета. Первая родила троих детей – Милу, Нину и Николая. Продолжился род Евдокима правнуками – сыном Милы (он был лётчиком), двумя дочками Нины и двумя дочками Николая (сам он окончил Московский госуниверси­тет, работал инженером-конструк­тором, похоронен в Киеве).

У Елизаветы же родился один сын – Вадим (автор этих вос­поминаний), у которого, в свою очередь, родились сын Игорь и дочь Элеонора (у них тоже есть свои дети).

В начале ХХ века Евдоким Тихонович приобрёл в центре села Петровского (там сейчас располагается кулинария) участок с пятью домиками, чтобы постро­ить собственную усадьбу. Подго­товительные работы (расчистка, завоз камня и строительного леса) шли полным ходом. Но революция, а после коллективи­зация, гонения на единоличников, раскулачивание и в целом уничто­жение зажиточных селян не дали осуществиться планам Пашкова».

НЕМЫЕ ВОПРОСЫ СВИДЕТЕЛЯ ЭПОХИ

По словам Вадима Борисовича, деда Евдокима он в живых не застал: тот умер от болезни серд­ца в 1936 году и был похоронен на кладбище села Петровского. Внук Вадим родился лишь через 12 лет, в 1948-м. Возможно, Евдо­ким Тихонович порадовался бы, узнай он, что род продолжается, что сведения о прадеде переда­ются из поколения в поколение, что потомки ухаживают за его могилой, а фотографии бережно хранятся.

А вот Ивану и Алексею Пашко­вым наверняка было бы занятно посмотреть на их дом, в котором раньше располагался городской клуб, а сегодня обосновались аптека № 111 и районная про­куратура. Кстати, здание, возве­дённое в конце XIX века, неплохо сохранилось: строили тогда осно­вательно, для себя и с большой любовью. Говорят, деревянная лестница, ведущая на второй этаж, до сих пор родная! Только витражи, которые раньше красо­вались над входом, несколько де­сятилетий назад были заменены обычными скучными стёклами…

Безмолвное каменное стро­ение – свидетель совершенно иной эпохи – настойчиво задаёт вопросы людям неравнодушным и ищущим – таким, как А. Е. Ко­жухов. Он попытался приподнять завесу тайны. Ему это удалось пока лишь отчасти. Да, история ожила, заговорила именами и лицами, но ставить точку рано…

ПРИВИДЕНИЕ ИЗ УСАДЬБЫ

Поговаривают, будто в последние несколько лет в здании про­куратуры люди стали видеть… привидение женщины. Дама ведёт себя спокойно и интеллигентно, цепями не гремит, никак иначе не хулиганит (в прокуратуре же находится!), но пугает народ перио­дичностью своих явлений. Кто она? Что с ней случилось? Почему не покидает здание? Что её здесь держит? Может быть, желание возмездия? А может, призраку хочется, чтобы восторжествовала историческая справедливость? В таком случае мемориальная табличка должна успокоить мистическую гостью из прошлого.

А ещё есть сведения (правда, непроверенные), что перед ре­волюцией в подвале, где были обустроены котельные, повесился котельщик. Его душа по зданию не бродит. Или её просто ещё не заметили?..

ЛОББИРОВАЛ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Из воспоминаний В. Б. Дагаева (опубликованы в книге А. Е. Кожухова «Путешествие из Петровского в Светлоград»): «В 1903 году на Ставрополье возник вопрос о строительстве желез­ной дороги от Ставрополя вглубь губернии через село Петровское до села Дивного. Однако руководство Владикавказской железной дороги стало настаивать на строительстве ж/д Егорлык – Дивное без захода в Ставрополь. Через несколько лет, 17 июня 1908 года, Ставропольская городская Дума признала необходимым соедине­ние железнодорожными путями Ставрополя и Армавира и присоединение к уже имевшейся ж/д Армавир – Туапсе. В последующем намечалось присоединить к этой ветке дорогу Ставрополь – Див­ное, которую предполагалось протянуть через Петровское. Вопрос решался очень непросто. В начале сентября 1910 года в Армавир прибыли министр финансов края господин Коковцев и ряд других членов правительства, где их встретила депутация представителей Ставрополья, в составе которой был и представитель от Петровско­го района – господин Пашков» (кто именно – Иван или Алексей –это, увы, неизвестно. – Прим. авт.).

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44