ЗДРАВСТВУЙТЕ, КУПЦЫ ПАШКОВЫ!
В конце декабря по инициативе добровольного летописца земли Петровской А. Е. Кожухова на здании районной прокуратуры появилась мемориальная табличка. Она окончательно закрепила в истории фамилию людей, построивших его в конце XIX века. Речь о купцах Пашковых.
КТО ИЩЕТ, ТОТ НАХОДИТ
О самих братьях до недавнего времени было практически ничего не известно. Интернет о них молчит, в Светлоградском историко-краеведческом музее имени И. М. Солодилова информации тоже крайне мало. Есть данные лишь о том, что ими было построено примечательное здание, которое разительно отличалось от своих «современников» архитектурными решениями. Однако его принадлежность периодически приписывалась жившим в то же время купцам Зиберову и Крылову.
А. Е. Кожухов решил, что пора разобраться в этой тёмной истории. Чудом (хотя, как говорится, кто ищет, тот всегда находит) Александр Ефимович отыскал… одного из наследников фамилии. Им оказался Вадим Борисович Пашков, который всю жизнь был преподавателем Светлоградского регионального сельскохозяйственного колледжа. К счастью, в его семье о родстве со знаменитыми купцами осведомлены и даже имеются некоторые сведения о них: о родне Вадиму Борисовичу рассказывала его мама Елизавета Евдокимовна.
БИЗНЕСМЕНЫ
Из воспоминаний В. Б. Пашкова: «Летом 1880 года на лучшем месте села Петровского, потом ставшем его центром, местные купцы Алексей и Иван Пашковы начали расчищать площадку и закладывать фундамент здания. План строительства был сложным: помимо центрального здания, намечалось построить подсобные помещения и оборудовать большие подвалы. Неподалёку от будущего дома располагались церковь и парк, обнесённый кованой решёткой (её элементы и сейчас можно встретить во дворах некоторых светлоградцев). Стройка продолжалась до 1888-го (в последний год велись отделочные работы и благоустройство).
Пашковы занимались питейным бизнесом, торговлей, сдачей
в наём помещений на верхних этажах здания, организацией извоза.
Известно, что, когда началась революция, братья в спешном порядке покинули имение. Кое-какое имущество припрятали в потайной комнатке, дверь в которую замуровали, опасаясь мародёрства. Куда отбыли купцы, наверняка не известно: они могли уехать в Москву или Баку. Но есть документы, подтверждающие, что в 1930-х годах в Петровское именно из Москвы приезжали землемеры Пашковы».
ЕВДОКИМ И ЕГО СЕМЬЯ
Сохранились сведения и о Евдокиме Тихоновиче Пашкове племяннике Алексея Ильича и Ивана Ильича.
Из воспоминаний В. Б. Пашкова: «Отец Евдокима, Тихон Ильич, приехал в Кавказскую губернию из Центральной России. У него было шестеро детей – пять дочерей и сын Евдоким. Четыре девочки умерли в младенчестве, а Тамара, единственная из оставшихся сестёр, впоследствии вышла замуж и до конца жизни жила в Батуми.
В Петровском Евдоким вместе с отцом занимался разведением и продажей скота (коров, бычков, баранов), а также производством самана, кирпича, черепицы, благо по берегам Калауса имелись огромные залежи отличной глины. Но этим мастеровитый мужчина не ограничивался. Отдельный доход приносило ему строительство домов. Евдоким нанимался возводить дома из самана и в своём селе, и в соседних селениях. Даже выезжал в Ессентуки на возведение грязелечебниц, домов для зажиточных людей, на прокладку водоводов.
Женился Евдоким Пашков на Наталье, уроженке Кисловодска. Было у них две дочери – Зоя и Елизавета. Первая родила троих детей – Милу, Нину и Николая. Продолжился род Евдокима правнуками – сыном Милы (он был лётчиком), двумя дочками Нины и двумя дочками Николая (сам он окончил Московский госуниверситет, работал инженером-конструктором, похоронен в Киеве).
У Елизаветы же родился один сын – Вадим (автор этих воспоминаний), у которого, в свою очередь, родились сын Игорь и дочь Элеонора (у них тоже есть свои дети).
В начале ХХ века Евдоким Тихонович приобрёл в центре села Петровского (там сейчас располагается кулинария) участок с пятью домиками, чтобы построить собственную усадьбу. Подготовительные работы (расчистка, завоз камня и строительного леса) шли полным ходом. Но революция, а после коллективизация, гонения на единоличников, раскулачивание и в целом уничтожение зажиточных селян не дали осуществиться планам Пашкова».
НЕМЫЕ ВОПРОСЫ СВИДЕТЕЛЯ ЭПОХИ
По словам Вадима Борисовича, деда Евдокима он в живых не застал: тот умер от болезни сердца в 1936 году и был похоронен на кладбище села Петровского. Внук Вадим родился лишь через 12 лет, в 1948-м. Возможно, Евдоким Тихонович порадовался бы, узнай он, что род продолжается, что сведения о прадеде передаются из поколения в поколение, что потомки ухаживают за его могилой, а фотографии бережно хранятся.
А вот Ивану и Алексею Пашковым наверняка было бы занятно посмотреть на их дом, в котором раньше располагался городской клуб, а сегодня обосновались аптека № 111 и районная прокуратура. Кстати, здание, возведённое в конце XIX века, неплохо сохранилось: строили тогда основательно, для себя и с большой любовью. Говорят, деревянная лестница, ведущая на второй этаж, до сих пор родная! Только витражи, которые раньше красовались над входом, несколько десятилетий назад были заменены обычными скучными стёклами…
Безмолвное каменное строение – свидетель совершенно иной эпохи – настойчиво задаёт вопросы людям неравнодушным и ищущим – таким, как А. Е. Кожухов. Он попытался приподнять завесу тайны. Ему это удалось пока лишь отчасти. Да, история ожила, заговорила именами и лицами, но ставить точку рано…
ПРИВИДЕНИЕ ИЗ УСАДЬБЫ
Поговаривают, будто в последние несколько лет в здании прокуратуры люди стали видеть… привидение женщины. Дама ведёт себя спокойно и интеллигентно, цепями не гремит, никак иначе не хулиганит (в прокуратуре же находится!), но пугает народ периодичностью своих явлений. Кто она? Что с ней случилось? Почему не покидает здание? Что её здесь держит? Может быть, желание возмездия? А может, призраку хочется, чтобы восторжествовала историческая справедливость? В таком случае мемориальная табличка должна успокоить мистическую гостью из прошлого.
А ещё есть сведения (правда, непроверенные), что перед революцией в подвале, где были обустроены котельные, повесился котельщик. Его душа по зданию не бродит. Или её просто ещё не заметили?..
ЛОББИРОВАЛ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Из воспоминаний В. Б. Дагаева (опубликованы в книге А. Е. Кожухова «Путешествие из Петровского в Светлоград»): «В 1903 году на Ставрополье возник вопрос о строительстве железной дороги от Ставрополя вглубь губернии через село Петровское до села Дивного. Однако руководство Владикавказской железной дороги стало настаивать на строительстве ж/д Егорлык – Дивное без захода в Ставрополь. Через несколько лет, 17 июня 1908 года, Ставропольская городская Дума признала необходимым соединение железнодорожными путями Ставрополя и Армавира и присоединение к уже имевшейся ж/д Армавир – Туапсе. В последующем намечалось присоединить к этой ветке дорогу Ставрополь – Дивное, которую предполагалось протянуть через Петровское. Вопрос решался очень непросто. В начале сентября 1910 года в Армавир прибыли министр финансов края господин Коковцев и ряд других членов правительства, где их встретила депутация представителей Ставрополья, в составе которой был и представитель от Петровского района – господин Пашков» (кто именно – Иван или Алексей –это, увы, неизвестно. – Прим. авт.).
- 0
- 1
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)