ОДНА ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Улицы Рогатой Балки похожи на улицы других сёл. Зимой здесь и вовсе мало примечательного: голые кусты, деревья и дома, дома… И вдруг посреди этой обыденности, словно глоток свежего воздуха, – конь! Поджарый, с тонкими мускулистыми ногами, изящно изогнутой шеей, острыми чуткими ушками и умным лицом. Стоит, не шевелится. Подъезжаешь – и видишь: скульптура. Ну надо же! А ведь будто живой…
Автора, С. Ф. Медведева, не стало весной прошлого года. Беда пришла в его дом неожиданно, как она в последнее время приходит во многие дома. В «Одноклассниках» до сих пор активна личная страничка Сергея Фёдоровича. Заходишь туда, начинаешь читать – и открываешь для себя огромный мир этого человека, мир, наполненный одной всепоглощающей любовью – к природе и животным, особенно к лошадям.
«ЗАНИМАЛСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ»
Оказывается, жил рядом с нами такой человек – зоотехник, тренер по конкуру, коневод, эксперт комитета спортивного коннозаводства России. Своими глубокими познаниями не хвалился – напротив, говорил о себе скромно: «Я не обладаю великой памятью, а с возрастом тем более. Просто я всю жизнь занимался любимым делом. Этим жил... Других интересов не имел. Всё очень просто».
Лошадей он полюбил с детства – мальчишкой помогал сельским конюхам пасти табун, выхаживать жеребят. Позже окончил зоотехнический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института, причём преддипломную практику прошёл на Терском конном заводе, который считался жемчужиной советского коневодства. Даже в армии Сергей служил в особом кавалерийском полку – 11-м отдельном, сформированном в 1962 году по инициативе режиссёра С. Ф. Бондарчука специально для съёмок киноэпопеи «Война и мир». За время службы Сергею Медведеву посчастливилось принять участие в массовых сценах более чем двадцати фильмов.
Когда вернулся, работал в родном колхозе-племзаводе «Ставрополь-Кавказский», позже был зоотехником племенной фермы колхоза им. Сараева в Константиновском и тренером по конкуру в созданной здесь же спортивной секции.
Вехи биографии Сергея Фёдоровича собраны и записаны его семьёй, а не так давно включены в фотоальбом «Умелых рук творения», подготовленный Петровской центральной библиотекой в рамках проекта «Экспедиция в жизнь».
«МНЕ ВСЁ БОЛЕЕ ЖАЛКО БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ»
Он всегда был человеком творческим, тонко чувствующим природу. С юности рисовал картины, на которых изображал пейзажи и на их фоне собак и лошадей. Это увлечение пронёс через всю жизнь. В соцсети «Одноклассники» под одной из картин читаем его слова: «Тема охоты, псовой охоты тоже, последнее десятилетие для меня стала очень больным вопросом. Что это – старость? Возможно. С детства с собаками (отец в 1943 году из Монголии привёл вместе с табуном лошадей борзую – тазы, дядя тоже борзятник, позднее промысловик на Дальнем Востоке. А вот поди ж ты... Мне всё более жалко братьев наших меньших – зверюшек. Ведь сегодня именно человек не умышленно, но создаёт им условия, невыносимые для жизни. Их жизни и нашей. Может, этим объясняются несколько грозные тона на моих картинах с охотничьими темами? Сочные, контрастные, какие-то воспалённые...»
Свои картины – искренние, выполненные на достаточно высоком профессиональном уровне, – он нередко дарил. Одна из них –«Утро розовое» – теперь хранится в библиотеке Рогатой Балки («Я же вам, читатели, друзья из «Одноклассников», обещал написать картину светлую, добрую, – вот, старался. Подарил её сельской библиотеке. Это то место в Доме культуры села Рогатая Балка, где происходят встречи с читателями, со школьниками, где и мне доводится читать рассказы, повести. Теперь там картина «Утро розовое» на самом видном месте…»).
Ещё одна картина, которая наверняка во многих людях вызовет добрые воспоминания, передана в дар друзьям Сергея Фёдоровича из Константиновского супругам Ковалёвым («Нарисовал вот такую картину с конюшней колхоза-племзавода им. Сараева, с крылечком, пирамидальным тополем, сливой и рядами грецких орехов (всё это мы сажали в 1985 году). А жеребец? Так это жеребец Каталог английской чистокровной верховой породы, рождённый на конеферме в 1984 году. По преодолению препятствий был чемпионом России в Костроме…»).
«ПРОБЛЕМА С ОТРАСЛЬЮ ОГРОМНАЯ»
Кони – это совершенно особая тема и в жизни, и в творчестве Сергея Фёдоровича. Эксперт комитета спортивного коннозаводства, коневод, он был влюблён в своё дело. На протяжении многих лет тесно сотрудничал со Всероссийским научно-исследовательским институтом коневодства.
В ноябре 2019 года на своей странице в «Одноклассниках» с горечью писал: «Проблема в стране с отраслью огромная. Теряем безвозвратно конные заводы, породы, династии и, как следствие, успехи в спорте. Напомню, что уже тридцать лет Россия не имеет сборной на Олимпийских играх. Мы не то что не побеждаем, как прежде, не то что не входим в призёры – нас просто там нет, как и на чемпионатах мира».
А между тем ему самому было чем гордиться. Племенная работа, которую проводил Сергей Фёдорович, давала отличные результаты –его кони выступали в конкуре и в нашей стране, и за границей. Всё изменилось после перестройки: связи разрушились, достижения российских коннозаводчиков во многом обесценились, и нередко кони, рождённые в России, попадали в Европу как безымянные, выступая там под новыми кличками.
В числе таких коней был жеребец Вопрос: рождённый на ферме племзавода «Ставрополь-Кавказский», в своё время он стал серебряным призёром этапа Кубка мира в Риме, позже – производителем на конном заводе им. Л. Доватора в Беларуси, а его сын Дервиш и по сей день выступает в олимпийском троеборье. Однако главной гордостью Сергея Фёдоровича, конечно, был Фаворит.
«ПРИЗНАН ВСЕМ МИРОМ»
Именно он, Фаворит, встречает гостей Рогатой Балки у дома, в котором жил С. Ф. Медведев. В декабре 2020 года Сергей Фёдорович писал: «Сейчас делаю скульптуру Фаворита. А как без памятника такая лошадь? Раз в столетия мы смогли получить жеребца, который используется в селекции в Европе и в Америке, который признан всем миром!»
Фаворит и правда был звездой: спокойный, уравновешенный чистокровный жеребец, в Европу он попал через Прибалтику, был лицензирован для голштинской, ганноверской, тракененской, французской верховой и других пород, выступал в конкуре сначала в Литве, потом в Норвегии (сейчас в Германии для племенной работы лицензирован сын Фаворита).
Скульптура этого коня, пожалуй, стала венцом и творчества Сергея Фёдоровича. Ступенями к нему можно считать изящную борзую да забавного Конька-горбунка, подаренного его друзьям («…ученикам, товарищам – Ковалёвым Сергею да Марине: детишками занимались они у меня на конеферме»).
Как человек, не имеющий специального образования, создал такое чудо? Кажется, подойди –и отпрянет конь, чутко задвигает ушами, взмахнёт хвостом… Сам Сергей Фёдорович объяснял так: «Прежде чем взяться за скульптуру Фаворита, решил попробовать сделать Конька-горбунка. Ведь никогда не видел, не знал, с чего начинать, как делать, какие материалы использовать. В друзьях нашлась Ратура. Она живо подключилась. Переписывались, она находила заметки в интернете, общалась с профессиональными скульпторами. Присылала мне. Ездила из Красноярска в другой город, смогла встретиться со скульптором. Много-много узнала тонкостей. Мы с нею обсуждали каждый пункт. И можно сказать, что делали и Горбунка, и скульптуру борзой собаки, и скульптуру Фаворита вместе с Ратурой. Спасибо огромное!»
Консультации консультациями, но важнейшую роль, конечно, сыграли скрупулёзность автора («Теперь, на белом фоне, вижу, что нужно доработать задний правый скакательный сустав, а то специалисты увидят синовит и предрасположенность к курбе»), знание мельчайших деталей экстерьера коня и большое желание создать любимца во всей его красе.
Зная о том, что работа идёт, в комментариях друзья и знакомые писали: «Везде успеваете, Сергей Фёдорович», а он отвечал: «Так нужно же поспешать: жизнь-то, оказывается, так коротка».
Под чёрно-белым фото, на котором на фоне полуразвалившегося сарая под уздцы держит серую лошадь серьёзный парнишка в рабочей куртке, Сергей Фёдорович написал: «Согласитесь, друзья, как прекрасно, когда те-бе семнадцать! Ты занимаешься любимым делом, и у тебя всё ещё впереди. И совсем не важно, что построен тот сарай в 1924 году, что фото не цветное, да и в одежде шика нет. Но всегда ценились люди совсем не по одежде...»
Фото из архива С. Медведева.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)