ДЛЯ ЖИЗНИ И ВЕКА МАЛО

27 января 2022 года, 13:41 |
Фото: С. ЗЛОБИНА

В пятницу, 14 января, свой сотый день рождения отметила жительница Светлограда Н. Е. Гревцова.

- Мало прочитано, мало испытано, а жизнь уже и прошла, - сокрушается Нина Емельяновна.

Конечно, испытано ею отнюдь не мало. И всё же бабушка по-прежнему искренне любит жизнь и радуется каждому новому дню.

СПАСЛИ ТУЛУП И КОРОВА

О раннем детстве, которое прошло в селе Преображенка Амурской области, у Нины Емельяновны остались тёплые воспоминания. Она родилась в работящей семье, где детвору сызмальства приучали к труду. В шесть-семь лет ребятишки уже во всём были помощниками взрослым. Маленькая Нина, помимо прочего, должна была вдевать нитки в иголки, когда дед Симон Антонович зимой шил шубы на заказ, и следить за тем, чтобы в его работе не случалось простоя. –

Помню, как дедушка сеял. Он надевал через плечо большую торбу, полную пшеницы, и широкими взмахами руки разбрасывал зёрна по полю… А сейчас какие машины это делают, какая сложная техника! - вздыхает бабушка Нина.

Она говорит, немного щурясь и будто глядя внутрь себя. Воспоминания её подробны и ярки, словно не прошло с тех времён больше 90 лет…

1932-й оказался для семьи Барабаш переломным. Их раскулачили. Отец Нины зимой сильно простудился, и летом его не стало. Мама Агафья осталась вдовой, на руках – шестеро детей (старшей Марии – двенадцать лет, Нине – десять, а самой младшей Зине – годик), да ещё и старенькая свекровь.

Ох и сложно пришлось! Агафью как раскулаченную в рамках чистки колхозных рядов вывели сначала из колхоза, а потом и всю её семью вывезли из села.

- На дворе стояли лютые декабрьские морозы, - вспоминает Нина Емельяновна. - Нам не дали даже вещи забрать. Усадили в телегу с соломой и готовы были отправить на железнодорожную станцию Поздеевку, но один милиционер сжалился. «Помёрзнут же детишки!» - сказал так, пошёл в нашу избу, принёс оттуда тёплый дедов тулуп и укрыл нас. Так и спаслись. А тулуп тот позже выменяли на корову, которая помогла в тайге выжить…

«ЕСЛИ БЫ НЕ НИНА…»

Семья сильно голодала. Матери работу не давали. Грамотной женщине (она была из семьи военного врача, своих детей тоже сама выучила, поскольку в родном селе не было школы) всюду отказывали. Отказали и в Хабаровске, куда она поехала в надежде на заработок. Зато там ей подсказали: в тайге есть селения неугодных советской власти. Вот Агафья и отправилась туда. Обувь её к тому времени износилась, и женщина шла по шпалам босая, благо было тепло. Нашлазаимку и осталась там: добрые люди дали работу и указали на пустующий домик.

Пока мать налаживала быт в тайге, дети жили с бабушкой. Нина нанималась к людям, не чуралась никакой работы, чтобы принести домой хоть кусок хлеба и накормить младших. Брат Евгений Емельянович, будучи уже на пенсии, сказал как-то: «Если бы не Нина, мы бы с голоду умерли». А сама бабуля, когда садится за стол, теперь часто повторяет: «Сколько еды! Хоть немного бы её туда, в то время…»

Спустя несколько месяцев мать забрала ребятишек к себе на заимку.

- Страшно было и голодно, - продолжает свой рассказ Нина Емельяновна. - Зимой из чащи десятки огоньков волчьих глаз светились, так мы костры жгли, чтобы хищники на нас не нападали. Собирали кедровые шишки, добывали орехи, но чаще не сдавали их, а сами съедали... Летом было проще – ягод было много, а в морозы туго приходилось…

Через пару лет семья из тайги перебралась в небольшой городок Куйбышевка-Восточная (ныне Белогорск) Амурской области. Мать устроилась в школу кочегаром, 14-летняя Нина – уборщицей, младшие дети учились там же. В январе 1940-го девушку взяли в паровозное отделение станции ученицей дежурного у щита электростанции.

- Тяжёлая жизнь заставила меня всё наперёд учить. Я и учила. Через месяц назубок знала устройство щита, - вспоминает бабушка. - Скоро начальство назначило меня дежурной у щита. Работала я хорошо, награды получала, а параллельно училась в вечерней школе.

БОГАТСТВО БЫВШЕГО БОЙЦА

Казалось, жизнь стала возвращаться в спокойное русло. Появилась работа, стало сытнее. Но когда Нине исполнилось девятнадцать, началась Великая Отечественная. Мужчин забрали на фронт, и женщинам всех возрастов приходилось работать за себя и за тех, кто ушёл защищать страну.

Нина Емельяновна хорошо помнит: во время войны постоянно очень хотелось спать. Отработав в две смены, девушка шла рыть окопы, чтобы в случае нападения японская армия не смогла пройти. А угроза войны с Японией была реальной: с противоположного берега Амура, отделявшего Благовещенск от Китая, смотрели на город артиллерийские установки. Они ждали своего часа…

В 1944 году Нину перевели с электростанции в военизированную ж/д охрану станции Куйбышевка-Восточная, затем зачислили бойцом 3-й пожарной команды, в 1945-м она стала помощником начальника 2-й вооружённой команды 4-го отряда военизированной охраны станции, а в 1946-м – помощником начальника пожарного поезда. До конца войны девушка с винтовкой охраняла объекты стратегической важности. За хорошую работу Нину наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Она в числе других приколота к пиджаку, который Нине Емельяновне шили ещё в середине прошлого века. Плотная ткань немного потёрлась, но выглядит прилично. Пиджак этот надевается в дни больших праздников, хранится как семейная реликвия и бережётся пуще зеницы ока.

Ровесница 70-летней вещи – деревянная резная шкатулка. В ней – семейные фотографии, самые старые из которых датированы 1929 годом. Всё это – настоящее богатство бабушки.

«МЕНЯ ТАЙГА НЕ СЛОМАЛА…»

После войны Нина продолжила работать на железной дороге. Была и весовщиком, и экспедитором, и составителем поездов. В 1946-м встретила будущего мужа Петра Гревцова. Он, житель нашего Высоцкого, проходил срочную службу на Дальнем Востоке, а во время Великой Отечественной оказался на границе с Китаем. После дембеля остался в Благовещенске, тем более что в родном селе парня-сироту никто не ждал.

Молодые поженились, скоро и дети пошли. Больничный по беременности и родам длился тогда всего 28 дней, после этого младенца ждали ясли, а женщина выходила на работу. Морозы на Амуре лютые, малыши часто простывали, сильно болели. Из шестерых ребятишек Нины в живых остались лишь две дочки – Светлана и Капитолина…

Их женщине пришлось поднимать в одиночку: в 1959-м муж уехал в Высоцкое, чтобы всё подготовить для переезда семьи, только вот на родной земле видный Пётр скоро обзавёлся новой женой. Правда, связи с Ниной и дочками не прервал.

Нина Емельяновна говорит, что на Петю не серчала и ни в чём его не обвиняла. Главное, что он детей жалел и не бросал, помогал, да и девчонки его любили. Это ничего, что мать с двумя малыми детьми осталась фактически в землянке: ещё до отъезда Петра супруги начали строить дом, да успели возвести только фундамент. Так семью и застала зима. Своё «жилище» Нина накрыла, чем смогла, чтобы не замёрзнуть, так и продержались втроём до конца холодов...

- Как вынесли такое, Нина Емельяновна?

- Меня тайга не сломала, голод не сломал, всё остальное – море по колено: работа есть, руки-ноги целы. Что ж жалеть-то себя?

Дом Нина всё-таки построила и дочек подняла. Когда старшая выросла, упрямо заявила матери: «Я еду к отцу – и точка!» И уехала на Ставрополье, вышла замуж, устроилась на работу. А в 1970-м, чтобы быть поближе к дочери, переехала и Нина Емельяновна. Оформила перевод на нашу железную дорогу, где и проработала до пенсии составителем поездов. В 1977-м ушла на заслуженный отдых, но и после этого не дала себе покоя: нянчила внуков, подрабатывала уборщицей в школе, потом устроилась кассиром в парк, а затем стала нянькой и правнукам…

СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ

У Нины Емельяновны было две большие тайны. Так, женщина всю жизнь верила в Бога. Когда верить запрещалось государством, она всё равно по ночам в молитве благодарила за всё Создателя и молилась о близких. Молится и сегодня. А вот о том, что она из раскулаченной семьи, говорить до сих пор стесняется. Хотя какая же в том её вина? Никакой…

Нина Емельяновна в свои сто лет остаётся очень светлым, лучезарным человеком. Кажется, и не было в её долгой жизни потрясений, бед и лишений, не встречались на пути непорядочные люди, да и о своей доле пожилая женщина рассказывает так, что не жалеешь её, а восхищаешься внутренней силой.

Бабушка Нина за последние два года прочла несколько серьёзных произведений. Одно из них – трилогия Е. К. Фёдорова «Каменный пояс». Исторический роман охватывает период русской действительности конца XVII века – 70-х годов XIX века (в частности, повествует о братьях Демидовых). Книги интересные, но сложные, по 600 страниц каждая. Попробуй-ка осиль их через лупу! А бабушка осилила! Хотя что такое чтение книг в сравнении с её жизнью?

По словам родных, Нину Емельяновну трудности никогда не пугали, она всегда старалась выполнить больше дел. Детям и внукам не раз говорила: «Не бойтесь работы! Пусть она вас боится!» Когда бабушка трудилась в огороде и её просили пожалеть себя и отдохнуть, всегда отвечала: «Мне свою силу надо оставить здесь, а на том свете она мне не нужна».

Но секрет долголетия не только в трудолюбии – он ещё и в удивительной доброжелательности. Бабушка уверена и наставляет на этот путь близких: нужно всегда относиться к людям уважительно, никого не обижать, не бояться помогать другим и быть благодарной Богу за то, что дал такую интересную жизнь.

Сегодня у Нины Емельяновны большая семья: рядом дочь Светлана, четверо внуков, подрастают восемь правнуков и семь праправнуков. Жизнь продолжается. Мудрая бабуля радуется каждому дню и каждому человеку, который оказывается рядом. Она по-настоящему расцвела, когда в день её столетия в дом с поздравлениями пришли представители администрации округа, железной дороги и другие гости. О ней помнят, и бабушка от этого счастлива.

Мы тоже поздравляем Нину Емельяновну с вековым юбилеем и желаем здоровья и ещё долгих лет жизни! И пусть всегда в её доме царят мир и благополучие!

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44