ОГРОМНЫЙ МУСОРНЫЙ ТРАНЗИТ

27 января 2022 года, 12:15 |
Фото А. ЧЕРНЯЕВА

14 января Ставрополье «прозвучало» даже на федеральных телеканалах. Пожалуй, никогда наш Калаус (в общем-то, довольно невзрачный – и узкий, и мутный) не вызывал столь бурного интереса у прессы – в этот день на его берегу между Светлоградом и Шведино не побывал только ленивый. Причина – многометровая мусорная пробка, созданная благодаря упавшему поперёк русла дереву…

Что было бы, если бы не упал высокий тополь, не пришёл бы в «Петровские вести» человек, увидевший собранный деревом мусор, а «ПВ» не опубликовали бы в «Инстаграме» видео? Ничего. Всё было бы спокойно, как раньше. Река, которая годами перетаскивает кучи хлама от истока к устью, продолжала бы свою работу – незаметную для человеческого глаза, но от этого ещё более страшную и в перспективе губительную.

Поистине, человечество подобно малышу, который, чтобы спрятаться, закрывает глаза: не вижу проблему – значит, её нет. Но она есть! И природа уже кричит, умоляя нас открыть глаза.

ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!

Накануне информационного бума в редакцию пришёл человек:

- В Калаусе мусорный затор. Размеры такие, что наверняка формировался он долго – думаю, с лета.

В июле прошлого года, заметив, что в течение нескольких дней по реке периодически проплывают пластиковые бутылки, житель Светлограда А. Л. Анисимов написал обращение в Росприроднадзор. Пришли ответы из минприроды Ставропольского края и из Азово-Черноморского теруправления Росрыболовства: оба ведомства сообщали, что к реке выехали, посмотрели, но… никаких посторонних предметов не обнаружили. К счастью, их обнаружил упавший тополь.

- Природа сама поставила ловушку для мусора, - говорит Алексей Леонидович. - Сделала очевидным то, чего мы, люди, не замечаем. По большому счёту, выполнила нашу работу.

Он считает, что идея устанавливать подобные ловушки на протяжении Калауса удачная (это помогло бы хоть немного очистить русло реки), и недоумевает, почему в водоохранной зоне Калауса находятся заправки, почему туда сбрасываются сточные воды. (Согласно Водному кодексу, для рек протяжённостью более 50 километров (а длина Калауса – 436 километров) водоохранная зона составляет 200 метров. В границах водоохранной зоны запрещено строить и содержать АЗС и склады горюче-смазочных материалов, размещать кладбища, скотомогильники, отходы производства и потребления, хранить и применять пестициды и агрохимикаты, сбрасывать сточные, в том числе дренажные, воды.)

ОПЕРАЦИЯ «ПЛАСТИК»

Легко сказать – куда сложнее сделать. В пятницу, 14 января, когда начался первый этап операции по удалению мусора из Калауса, журналист «ПВ» присутствовал на месте событий с 8 утра и почти до 15.00, а потому видел многое. То свинство, которое люди творили месяцами (и речь о жителях не только нашего округа, ведь Калаус протекает через несколько населённых пунктов Ставрополья и отовсюду принимает мусор), слежалось, подмёрзло и превратилось в довольно плотную пробку толщиной около двух метров (её с помощью жерди измерили спасатели).

Кстати, именно спасатели аварийно-спасательного формирования Петровского городского округа первыми прибыли на место (они расчистили от поросли участок прибрежной зоны реки), тут же за ними приехали сотрудники администрации округа и представители ряда организаций, в том числе коммунальных. Операцию возглавил первый заместитель главы администрации округа Александр Иванович Бабыкин.

Поскольку достать мусор из реки вручную было невозможно, потребовалась техника. План придумали простой и одновременно сложный: вычерпывать мусор с помощью бадьи для заливки бетона – в простонародье «туфельки». Однако крутые берега Калауса диктовали свои условия: автокрану нужно было обеспечить безопасный подъезд, для чего сначала пришлось выпилить поросль и сровнять крутой участок с помощью трактора.

Спасибо тем организациям и предпринимателям, которые пошли навстречу (всех, кто помог, мы назовём в субботнем номере газеты). Свой вклад в общее дело внесли многие люди, в том числе краевые и федеральные спасатели МЧС.

В итоге разошлись затемно. И даже к этому времени всего не успели – работа продолжалась и в понедельник, и во вторник, и в среду. Добытый из Калауса мусор отправится на полигон ООО «Эко-Сити» (по закону оплачивает его собственник участка, на котором обнаружен мусор, а водные объекты находятся в собственности Российской Федерации). К слову, что касается обвинений, которые в «Инстаграме» «ПВ» читатели выдвинули в адрес регоператора (мол, мусор в реке – его рук дело), то они наверняка безосновательны: едва ли кто-то выбросит в реку свои деньги, а пластик и стекло – это вторсырьё, источник дохода (ООО «Эко-Сити» даже установило в городе несколько специальных контейнеров для приёма пластика). Кроме того, по информации регоператора, все мусоровозы компании оборудованы датчиками системы ГЛОНАСС, а значит, любое отклонение от маршрута будет замечено.

НАХОДИТЬ И НАКАЗЫВАТЬ

Если бы не субботники, которые периодически проводят сотрудники администрации и ряда организаций, Светлоград и сёла уже давно утонули бы в грязи. Идёт непрерывный процесс: одни сорят, другие за ними убирают, а газета «машет пальчиком»: «Ну-ну-ну, нехорошо так делать». Вот только подобный подход работает в детском саду – на взрослых он не действует.

Взрослых, которые выбрасывают мусор в неположенных местах, надо находить и наказывать. А между тем лишь единицы отвечают перед законом, отделываясь при этом символическими штрафами. Почему? Что не так с природоохранным законодательством и цепочкой его исполнителей? Этими вопросами давно пора заинтересоваться нашим депутатам, изучить их и поднять на более высоком уровне. Люди, совершающие преступления против природы, не должны оставаться в тени. Нельзя закрывать глаза на их поступки, ведь именно они сейчас изо всех сил пилят тот сук, на котором сидим мы, сидят наши дети и внуки.

КУДА ПЛЫВЁТ?

Если бы не ловушка, которую устроил упавший поперёк Калауса тополь, мусор благополучно проследовал бы дальше по реке. Куда? Мы заинтересовались этим вопросом. Поскольку Калаус впадает в реку Западный Маныч, которая, в свою очередь, несёт воды к озеру Маныч-Гудило, мы позвонили в заповедник «Ростовский» (Маныч-Гудило находится в его охранной зоне). Однако, как нам пояснили в заповеднике, калаусский мусор до них не доплывает (возможно, в том числе благодаря плотине у станицы Пролетарской и общему пересыханию водной системы, находящейся в КумоМанычской впадине). Зато достоверно удалось узнать, что доплывает мусор до наших соседей – Апанасенковского муниципального округа, а рядом с селом Воздвиженским ежегодно создаёт серьёзную проблему. Как рассказала журналист местной газеты «Приманычские степи» Галина Васильевна Золотарёва, ей не раз приходилось писать материалы о бедственном положении местных жителей, в дома которых во время половодий приходила река. Калаус приносил не только воду, но и кучи мусора. Чего в них только не было! И пакеты, и бутылки стеклянные и пластиковые, и одежда с обувью, и даже трупы животных…

КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ?

8-800-550-80-45 – горячая линия Росприроднадзора; 8 (8652) 71-55-02 – Прикавказский отдел госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского теруправления Росрыболовства; 8 (8652) 95-51-19 – Ставропольский отдел государственного экологического надзора; 8 (87934) 2-13-86 (доб. 200) – Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (1)

  • Анатолий.
    1.06.2024 (16:4)
    1
    А почему водоохранная зона касается только рыбаков ??? А почему расстояния не соблюдаются руководителями правлений
    Колл-х хозяйств, которые засевают даже берег реки Калаус. Поля обрабатываются ядохимикатами и всё это смывается дождём в реку. Рыба дохнет, а если рыбак на обочине остановился чтобы передохнуть, то плати от 1,5 до 4,5 тр. Почему не применяются меры админис тративного наказания к предс-м правлений хозяйств? За несоблюдение водоохранных зон не привлечены ни руководство с. Шведино, ни руководство бывшего трансформаторного завода, откуда плывут мучные отходы и т. д. Я военный пенсионер и хорошо помню как строили пруд для отдыха людей в с. Шведино, собирали деньги на малька карпа. Прошло несколько лет и пруд превратили в помойную яму, где вместе с детьми и взрослыми купаются коровы и овцы, рыба заражена глистами. Где надзорные органы? Чем занимается участковый уполномоченный? Почему и кто разрешил так загадить место отдыха колхозников и их детей ? Я вынужден буду сфотографировать все эти безобразия в Главное Управление
    Росприроднадзора РФ. Вот вам ответ почему подохла рыба в Чограйском вдхр-ще, почему подохло много сома и карася в Калаусе! Займитесь пож-та господа надзорники этим вопросом, не ждите когда ваши проблемы будет решать вышестоящий орган. Это касается Отдела Государственного экологического надзора Ставр. Края!!!





Система Orphus
8 (86547) 4-07-44