ВАШЕ СЛОВО, ТОВАРИЩ МАУЗЕР!
В Светлоградском историко-краеведческом музее имени И. М. Солодилова появился новый экспонат – небольшую коллекцию времён Гражданской войны пополнил маузер в деревянной кобуре.
ПОЧЕМУ ДЕРЕВЯННАЯ?
- Оружие не настоящее, -рассказывает директор музея И. К. Андриенко, - это макет. А вот кобура очень похожа на оригинальную.
Мы внимательно осматриваем кобуру. Довольно массивная и наверняка неудобная при носке, она кажется загадкой: зачем использовать дерево вместо кожи? Ирина Константиновна крутит её в руках, потом, нажав на кнопку, открывает крышку, достаёт маузер, ощупывает выемку на его рукоятке – и удовлетворённо хлопает рукой по столу:
- Ну, теперь всё понятно: кобура – это же сразу и приклад! На рукоятке паз, на кобуре тоже. Они стыкуются –и пистолет превращается в карабин.
Как сообщает всеведущий интернет, пистолеты с отъёмными прикладами появились довольно давно –ещё в XVII-XVIII веках, но большая их часть была сконструирована в XX веке, и маузер – один из самых ярких представителей подобных пистолетов.
Провожу по гладкому, потемневшему от времени дереву кобуры-приклада, словно веду с ней безмолвный разговор: «Интересно, чьё плечо прижималось к тебе? Этот человек был агрессивен или использовал оружие лишь в случае крайней необходимости? А может, он погиб – и ты упала с высоты его роста на землю и чьи-то чужие руки подняли тебя, ведь маузер был хорошим трофеем, а кобура-приклад – его неотъемлемой частью...»
ЛЕГЕНДА
Автоматический самозарядный пистолет немецкой фирмы братьев Маузеров был изобретён в 1895 году, а в 1896-м стали выходить в свет первые образцы. По заявлению производителей, маузер бил на расстояние ни много ни мало 1000 метров (!), а начальная скорость пули достигала 450 метров в секунду. Кроме того, как показало время, пистолет оказался очень надёжным – он безотказно работал даже при загрязнении.
За несколько десятков лет было выпущено более 20 различных модификаций маузеров, в том числе так называемый маузер Боло (сокращённое от «Большевик»), имеющий ствол длиной всего 99 мм (оригинальный ствол маузера – 140 мм, но после окончания Первой мировой войны Германии было запрещено производить пистолеты с длиной ствола свыше 100 мм). Откуда такое название? Дело в том, что большую часть маузеров Боло продали в Советскую Россию. К слову, копия маузера, которая хранится в нашем музее, по всей видимости, сделана с пистолета, изготовленного ещё до окончания Первой мировой, ведь длина его ствола – 140 мм.
Как пишет доктор исторических наук А. Ганин, «в России маузеры включили в рекомендованное оружие, которое разрешалось покупать офицерам вместо револьвера наган образца 1895 года. Но если наган можно было купить за 26 руб., то маузер стоил от 38 руб. и выше и распространения не получил. Накануне Первой мировой войны им стали вооружать лётчиков, а с 1916-го – личный состав автомобильных и мотоциклетных частей. Именно от них легендарное оружие досталось комиссарам и чекистам» (rg.ru).
В 1918 году советский поэт Владимир Маяковский тоже отдал дань легендарности этого пистолета: он написал «Левый марш», предлагая помолчать ораторам и предоставить слово «товарищу маузеру», тем самым, по всей видимости, обыграв древнеримское изречение «когда говорит оружие, законы молчат». Что добавить? Так хочется, чтобы в нынешней и будущей истории России, да и всего мира, как можно реже случались ситуации, когда слово брал бы маузер. Ну, или его братья...
РЯДОМ С ТОВАРИЩАМИ
После того как маузер пройдёт инвентаризацию, он займёт своё законное место в витрине, посвящённой Гражданской войне, рядом с кожаным плащом командира кавалерийского эскадрона А. А. Заборовского, с саблей и горном. Его единственными «горячими» товарищами по Первой мировой станут винтовка и пулемёт максим: всё остальное огнестрельное оружие, которое хранится в музее, относится к более позднему времени.
ЛЮБИМЫЙ КОНЬ КОМИССАРА
Любимого коня комиссара Петрограда, военачальника, одного из первых маршалов Советского Союза К. Е. Ворошилова звали Маузер. Конь вполне оправдал своё имя: был таким же надёжным, как пистолет, и долго служил хозяину. Читаем в вырезке из старой газеты (к сожалению, название издания неизвестно): «Климент Ефремович очень любил своего коня. Он почти не расставался с ним в годы Гражданской войны. Маузер сопровождал т. Ворошилова во всех боевых операциях Первой Конной армии на деникинском, польском и врангелевском фронтах и был несколько раз ранен. Но как только раны Маузера заживали, Климент Ефремович снова садился на верного боевого товарища… Маузер всегда слушался хозяина и нередко выручал его в минуты опасности. После окончания Гражданской войны Маузер ещё долгое время служил т. Ворошилову. На парадах Красной армии он весело мчал его перед фронтом воинских частей и привычно останавливался перед знамёнами, ожидая, когда нарком обратится к бойцам с приветствием. После 1926 года Маузера по возрасту освободили от работы, и он жил в конюшне на покое до самой смерти».
Известно, что многие годы ростовая копия Маузера находилась в музее Красной армии в Москве. Сейчас, судя по публикации на сайте Регионального информагентства Московской области (riamo.ru), конь Ворошилова является частью экспозиции Музея истории военной формы подмосковного Щёлково.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)