ХУДОЖНИКУ НУЖЕН МИГ
Художник – это волшебник: он умеет останавливать время. В его картинах сохраняются, как бабочки в янтаре, яркие мгновения. Игра света и тени, луч закатного солнца на подоконнике, последний осенний одуванчик, который тянет свою маленькую жёлтую голову к октябрьскому небу… – всё это нужно не просто увидеть, а почувствовать душой. Так, как чувствует Е. Я. Харьковая, персональная выставка которой открылась в среду, 13 октября, в Светлоградском историко-краеведческом музее имени И. М. Солодилова.
ТАЛАНТ – ПО НАСЛЕДСТВУ
Елизавета Яковлевна – человек глубокий и невероятно талантливый. С творчеством она соприкасалась с раннего детства. Точнее, росла в творчестве. Отец Яков Александрович Паули был профессиональным художником, работал учителем рисования в одной из уральских школ. С блокнотом и карандашами не расставался никогда. Куда бы ни ехала семья, пусть даже за тысячи километров от дома (к примеру, на юг, на море), в придачу к тяжёлым чемоданам непременно брал с собой все этюдники, краски, кассету для этюдов…
Мама мечтала видеть Елизавету учителем начальных классов, но дочь оправдала надежды отца и после школы поступила на художественно-графическое отделение Нижнетагильского государственного пединститута. Елизавета Яковлевна говорит, что академические знания, полученные там, стали отличной базой. Они помогали ей готовить учителей рисования в Ленинск-Кузнецком педучилище (в этот сибирский город она попала по распределению, выбрала его сама – просто понравилось название), помогали и в Светлоградском педучилище, где Елизавета Яковлевна проработала более 35 лет. Все будущие педагоги учились рисовать именно на её уроках. А сколько талантливых ребят получили необходимые знания и навыки и поверили в свои силы благодаря наставничеству Е. Я. Харьковой!..
ВИДЕТЬ И ЗАМЕЧАТЬ
Несколько лет назад Елизавета Яковлевна вышла на пенсию –и расправила крылья. У неё появилась возможность творить без оглядки на время, а главное, неспешно наблюдать за проявлениями жизни.
- Художником движет наблюдение, - именно так Елизавета Яковлевна начала рассказ о себе. - Когда-то работала в художественной школе. Однажды с младшей группой рисовали портрет, и одна девочка спросила: «А каким цветом рисовать папины глаза?» Оказывается, она не знала цвета глаз отца! Просто не обращала внимания, хоть жила с ним бок о бок. И подобное случается часто. Мы не видим то, что даром даётся. Вот красивый изгиб ветки, бабочка на цветке, пунцовый закат…
Елизавета Яковлевна всё это подмечает и ловит такие мгновения с помощью камеры телефона. Ловит, чтобы потом перенести незабываемые моменты на бумагу. Иногда – на картон, но чаще – на наждачку (речь о «нулёвке»), и не карандашами или акварелью, а сухой пастелью. Это сложная техника: одно неверное движение – и работу уже не исправить. Зато цвета выходят яркие и сочные, чего от акварели ждать не приходится.
Да, кто-то пройдёт и не заметит под ногами пыльные придорожные цветы, а у Елизаветы Яковлевны они запечатлены на натюрмортах. Это и будто живые и прозрачные на свету отцветшие одуванчики (кажется, тронь – и полетят пушинки в разные стороны), и миниатюрные мускари, и нежные лютики, и трогательные ромашки и васильки, и непритязательные тысячелистник и зверобой, и даже колючий сорняк татарник...
А вот река Орловка и чудный, в золоте и багрянце, осенний лес по обе её стороны. Тоже пастель, и тоже глаз не оторвать от миниатюры. Вон там, будто в утреннем тумане, «Уральская деревня. Мостик», написанная акварелью и гуашью. А рядом – розово-персиковый закат, домики в тени садов… Хочется всматриваться в каждую картину, искать ответы, наслаждаться градиентом красок, удивляясь мастерству автора и его любви к окружающему миру и своему увлечению…
Елизавета Яковлевна работает во многих техниках, одна из её любимых – граттаж, или воскография. Контрастные пейзажи и натюрморты цепляют взгляд. Удивительно, как лишь два цвета – чёрный и белый – могут создать впечатление воздушности, элегантности и завершённости.
При этом экспрессия и одновременно лаконичность техники завораживают и оставляют ощущение загадки.
НОВЫЕ ОТТЕНКИ
Талантов Елизавете Яковлевне природа отмерила очень щедрой рукой. В числе увлечений этой скромной, но действительно разносторонней женщины ещё и создание гобеленов, изготовление кукол из ткани. Кстати, в «рождении» последних принимали участие многие знакомые и друзья, отдавшие мастерице всё ждавшие своего часа лоскутки материи, пуговицы, ленты, кружева… А самых первых очаровательных куколок она от чистого сердца подарила своим выпускницам.
Есть у Елизаветы Яковлевны ещё один талант: она пишет стихи. Строки из некоторых произведений стали дополнением к картинам художницы и будто добавили им новых оттенков.
Наверняка и это ещё не предел. Пройдёт немного времени – и Елизавета Яковлевна найдёт себе новое занятие. А всё потому, что она уверена: никогда не поздно и не стыдно познавать неизвестное, учиться у мастеров, пробовать, искать другие возможности выражения своего таланта. Движение вглубь и вширь обязательно, иначе – болото…
Творчество – это в первую очередь путь к себе. В творческих работах видишь личность человека, его душу. У Елизаветы Яковлевны она хрупкая, как лепесток мака или крыло бабочки, и глубокая, как небо.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)