ЯСМИНА ЦВЕТОК ЖАСМИНА

28 октября 2021 года, 8:19 |
Фото Е. АРЦИМОВИЧ

Теперь, когда кинологическая служба Петровского округа переживает нелёгкие времена, наверняка и нам может потребоваться их помощь...

«Яса, ко мне!» – и поджарая бельгийская овчарка со всех лап бросается к хозяину. «Ря­дом!» – и садится у левой ноги. Он отодвигается и вновь отда­ёт команду – Яса подвигается. Снова шаг в сторону – и снова собака, словно приклеенная, оказывается у ноги. Бросает поводок на землю: «Место!» –и, не оборачиваясь, уходит. Собака немедленно ложится на поводок. Он стоит за не­сколько метров и молчит, она не сводит с него преданных глаз, но не двигается: слово хозяина – закон.

НАПАРНИК И ДРУГ

- Кинолог в полиции – это хозяин или всё же напарник? -спрашиваю у инспектора-кинолога отдела МВД России «Александровский» Руслана Викторовича Мальцева.

- И то и другое.

- Собака, наверное, свою работу считает игрой. А если вы предлагаете «поиграть» – найти украденную вещь, задержать нарушителя, а она не хочет?..

- Это и есть работа кинолога. Нужно правильно воспитать, суметь мотивировать.

Хотя полицейская собака и состоит на учёте как материаль­ное имущество отдела, она не вещь. У неё свой характер, на­строение, свои чувства… Тому, кто не захочет или не сможет понять собаку, отыскать к ней подход, стать ей другом, пожа­луй, успеха в кинологии ожидать не стоит.

- Яса вам друг?

- Конечно.

- Заканчивается рабочий день –и вы отправляетесь домой, а друг остаётся в вольере…

- Нет, - улыбается. - Друг идёт со мной. Все, у кого есть такая возможность, могут забирать своих собак.

- А у вас есть дети?

Он понимает вопрос пра­вильно:

- Для них она тоже друг.

- Вот интересно, они слушают­ся так же, как Яса? - размышляю сама с собой.

Руслан Викторович прячет улыбку.

ИМЕНА

Залог правильного воспита­ния – дисциплина и постоянные тренировки. В полиции Александровского муниципального округа инспекторов-кинологов трое. Два из них – Руслан Викторович Мальцев и Роман Игоревич Ча­плыгин – работают по общера­зыскному профилю, один – Елена Александровна Чупринова – по профилю поиска наркотических и психотропных веществ. У людей имена обычные, зато у собак…

- Яса… Интересное имя.

- Это укороченное. А если полностью, то Ясмина Цветок Жасмина.

- ?!

Все собаки – из специальных питомников, а там нередко дают длинные имена: у них свои пра­вила. Вот, к примеру, с Еленой Александровной работает бель­гийская овчарка Есения Ванда Мария, периметр изолятора временного содержания охра­няет тоже бельгийка Яффа Пре­красная Девочка (насколько она прекрасна, наверняка знают те, кто пытался проникнуть за этот периметр), азы конвоирования в Ростовской школе сейчас по­стигает немецкая овчарка Дзен Из Стражи Великой Реки.

У двух других немок имена проще, но это не умаляет их достоинств: Ирма – отличный конвоир и охранник, а Рафаэлка вместе со своим хозяином Ро­маном Игоревичем Чаплыгиным недавно заявила о себе на весь Ставропольский край – оты­скала пропавшего ребёнка (как выяснилось, он просто играл не там, где обычно, и, когда не вер­нулся домой вовремя, родители запаниковали; самостоятельно «взять след» у них не получи­лось, а вот Рафаэлка справилась на отлично).

ВЗЯТЬ СЛЕД

- Ясмина тоже ищет?

- Конечно. Она опытная соба­ка, ей уже шесть лет.

На счету Ясы и её хозяина не­мало раскрытых преступлений: по их количеству в 2018 году Рус­лан Викторович Мальцев даже был признан лучшим кинологом Ставрополья. К слову, в этом году у него юбилей – 20 лет службы в полиции, из них 14 – в должно­сти кинолога.

- А Яса? Как она отличилась?

Оказывается, ей есть чем гор­диться: если бы могла говорить, рассказала бы о многом. К приме­ру, был случай, когда вор похитил золотые украшения, далеко уйти не успевал – и спрятался в сосед­нем заброшенном доме. Собака быстро взяла след и обнаружила «золотодобытчика». А был и забавный случай: воришка так торопился, что потерял паспорт. Документ отыскала Яса.

- И что потом? - не сразу со­ображаю.

Руслан Викторович улыбается:

- Потом мы заглянули в па­спорт…

В прошлом году на Ставрополье случилась громкая исто­рия: трое с лишним суток искали пропавшую в селе Северном трёхлетнюю девочку. Местность сложная – много оврагов, перелесков, поэтому подключили даже региональное представительство поискового отряда «Лиза Алерт». В итоге девочку в глубоком ов­раге случайно нашёл местный житель. Как выяснилось, Яса не дошла до неё совсем немного, и только потому, что накануне из-за наступления темноты поиски вынуждены были прекратить.

- Это было нелегко для собаки, - говорит Руслан Викторович. -Народу наехало много – следы затоптали…

- А если я сейчас наслежу, Яса найдёт меня?

- Давайте попробуем.

Поскольку во внутреннем дворе полиции спрятаться негде, ради чистоты эксперимента я забираюсь… в одну из собачьих будок (благо она просторная), предварительно с опаской убе­дившись, что хозяйки дома нет (уже потом мне объясняют, что там пока никто не живёт). Команда – и Яса начинает про­чёсывать двор. Сквозь щели я с удовольствием наблюдаю, как она кружит возле вольера, явно недоумевая: «Запах есть, а человека нет!» Но в итоге в будке всё-таки появляется её удивлённая морда – и я смеюсь, гладя собаку по голове.

«ФАС!»

- Яса такая добрая. Просто не верится, что она может кого-то задержать.

- Сейчас проверим, - говорит Руслан Викторович.

Пока другой кинолог, Роман Игоревич, облачается в ватный костюм, мы беседуем.

- А можно научить смелости? Вот у меня в детстве была со­бачка – очень осторожная. Она и щенком таким была, и, когда выросла, не изменилась, - делюсь своим жизненным опытом.

- Научить смелости можно. Но я бы назвал это иначе. По боль­шому счёту, речь не о смелости –о социализации. С собакой нужно гулять, она должна бывать в раз­ных ситуациях, а не только сидеть во дворе.

Он рассказывает об интерес­ном приёме, который кинологи ис­пользуют при воспитании щенков: в железный таз кладут железные банки и туда же высыпают сухой корм; когда щенки выискивают корм, банки гремят, и поначалу это отпугивает, однако спустя небольшое время становится привычным, и щенки перестают бояться громких звуков.

Оказывается, дрессировку можно и нужно начинать рано, идя от простого к сложному, при этом собачку обязательно поощрять либо лакомством, либо игрой. А вот учить её задержанию лучше после года, поскольку до этого возраста психика животного ещё не окрепла.

- Но как объяснить собаке, что нужно кого-то хватать?

- Опираясь на инстинкт. Пона­чалу игра с тряпкой: дашь ухва­тить – и отнимаешь…

В дальнейшем для дрессиров­ки полицейских собак используют свои приёмы. Их готовят и к так называемой убегающей атаке (когда преступник убегает), и к ло­бовой (когда он бежит на собаку).

Пока мы разговариваем, во дворе появляется «снежный человек» – это Роман Игоревич облачился в специальный непро­кусываемый костюм нарушителя. И так немаленького роста, теперь он подрос ещё и в ширину. Да, вид угрожающий. Не может быть, чтобы Яса, добрая Яса, которая позволяла мне себя гладить и даже лизнула в нос, на него бросилась… Он топает на неё, по­вышает голос, но Ясмина и ухом не ведёт – только по её натянутому, как струна, телу можно понять, на­сколько она напряжена. И только когда наконец слышит команду «Фас!», Ясмина бросается. Бро­сается, не раздумывая ни минуты. И не отпускает, пока не слышит другую команду. Вот это да!

НА РЕЗУЛЬТАТ

Руслан Викторович кивает:

- Да, полицейская собака долж­на действовать по команде. И это не значит, что она злая, – просто она на работе.

- Что главное в вашей работе?

- Раскрыть преступление. Мы нацелены на результат.

Кинологи отдела МВД России «Александровский» помогают рас­крывать преступления не только в своём округе – они не раз выез­жали и в Благодарненский, и в Но­воселицкий, и в Андроповский, и в Арзгирский округа. Теперь, когда кинологическая служба Петров­ского округа переживает нелёгкие времена, наверняка и нам может потребоваться их помощь.

- Иногда о служебных собаках в газетах пишут, что они, мол, вышли на заслуженную пенсию. Читаешь – и боишься представить эту пенсию... Что бывает с поли­цейскими собаками в отставке?

- Ничего страшного. Их просто отдают кому-то. Обычно служеб­ная собака работает, пока ей не исполнится восемь лет, но может и дольше, если подтвердит свои рабочие качества.

- Вашей Ясмине шесть. Оста­лось два года…

Он опять понимает мой вопрос.

- Я не отдам её. Заберу себе. Так тоже нередко бывает.

Руслан Викторович присажива­ется к Ясе для фото – и она пово­рачивает к нему морду, утыкается в ухо, словно шепчет что-то. Может быть, говорит: «Я знаю об этом, ведь мы друзья». Работа работой, но в кинологии, пожалуй, и правда только так, по дружбе, можно до­стичь настоящих результатов.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44