ОСОБЕННЫЕ ПЕДАГОГИ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

19 октября 2021 года, 13:46 |

Терпение. Очень много тер­пения. Плюс безусловная любовь к детям с нарушения­ми развития и чёткое понима­ние того, что без твоих знаний, без твоего участия и сопрово­ждения они не смогут стать частью общества, не смогут по­заботиться о себе, найти дру­зей и работу. Всё это – базис, на котором строится работа педагогов Светлоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 17.

УЧАТСЯ ВМЕСТЕ С РЕБЯТАМИ

Да-да, речь о той самой шко­ле-интернате на улице Комин­терна, отправкой в которую пугают совершенно нормальных детей те взрослые, которые не сумели найти к ним подход. Пу­гают, кстати говоря, совершенно зря: ребятишкам без умственных патологий сюда путь закрыт. А вот для особенных деток эта школа, где такие же сверстники и специально обученный персо­нал, как раз то, что прописала медико-психолого-педагоги­ческая комиссия. Здесь на не таких, как все, не тычут пальцем, не называют обидными словами и, чтобы не мешали классу, не сажают за заднюю парту. Зато к каждому находят уникальный подход, дают максимум внима­ния, любви, заботы, которые далеко не всегда есть у детей в родных семьях.

- На сегодняшний день у нас учатся 226 ребят, - рассказывает Светлана Сергеевна Стасенко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, - а ещё в прошлом году было 209 учени­ков с различными нарушениями развития. Цифра эта, к сожале­нию, растёт из года в год.

По словам моей собеседни­цы, 53 ученика находятся на индивидуальном обучении, ещё 32 ребёнка, которые до 2016 года считались необучаемы­ми, занимаются в интернате по адаптированной основной обще-образовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интел­лектуальными нарушениями), с тяжёлыми множественными нарушениями развития (так на­зываемый вариант 2). Они учатся до 13 лет по безоценочной систе­ме и дозированно. И даже там, где, казалось бы, результатов быть не может, они появляются – благодаря комплексному подходу учителей, их настойчивости и терпе­нию. Если при этом и родители заинтересованы в прогрессе ребёнка и помогают педагогам, то результат ещё выше. Кстати, мамы и папы тех ребятишек, которые не могут обходиться без посторонней помощи, тоже прошли обучение в школе и стали для своих чад тьюторами.

- Пять лет назад, когда к нам пришли детишки с множествен­ными тяжёлыми нарушениями, коллективу было невероятно сложно, поскольку подобного опыта работы у нас не было, -продолжает Светлана Серге­евна. - Страшно вспомнить: в кабинетах и коридорах стоял ор, кто-то рыдал или пищал, кто-то бился головой о стену, кто-то всё крушил на своём пути, кто-то забивался под парту и никого к себе не подпускал… Мы пла­кали вместе с детворой – от бессилия. Но и учились вместе с ними. Постепенно выработали систему, нашли способы взаи­модействия, и у детишек начали формироваться учебные и ком­муникационные навыки.

РАБОТА – ВТОРОЙ ДОМ

Сама Светлана Сергеевна работает в школе-интернате больше 30 лет. Сначала была воспитателем, потом учила ре­бятишек основам русского языка. Заместителем директора стала 20 лет назад. На работе прак­тически живёт («А как иначе?»), как, собственно, и большая часть коллектива, руководит которым Николай Тимофеевич Трегубов. Он, кстати, когда-то начинал свою педагогическую деятель­ность учителем физкультуры в нашем детском доме, а с 2002 года стоит у руля специали­зированного учреждения. На свой коллектив (надо заметить, стабильный и творческий) дирек­тор может всецело положиться. Знает: в интернат приходят люди с чёткой внутренней ориентаци­ей на помощь нестандартным детям. Случайные здесь не за­держиваются.

Вот, к примеру, Сергей Ива­нович Хорошун, учитель техно­логии, преподаватель производ­ственного обучения (столярное дело). Пришёл в школу-интернат в 1987-м, окончив Светлоградское педучилище. Затем была служба в армии, а после демо­билизации вернулся в интернат.

- Мне здесь интересно, - гово­рит Сергей Иванович. - Нравит­ся, что я могу чему-то научить мальчишек, нравится постоянно придумывать что-то новое для них. Да, мы практически живём здесь: в первой половине дня ведём основные уроки, после обеда – кружки. Но это наша работа.

К слову: практически вся ме­бель в учебных классах собрана руками ребят под руководством учителей технологии и, в част­ности, под руководством Сергея Ивановича. Парты, столы для раскройки одежды, шкафы, учи­тельские столы, пуфы и скамейки ничем не отличаются от магазин­ных. Что и говорить, руки у тру­довиков даже с меньшим, чем у С. И. Хорошуна, стажем – золо­тые, а головы – светлые.

ГЛАВНОЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Конечно, успехи ребёнка во многом зависят от учителя на­чальных классов. Елена Петров­на Ганьшина уже почти 20 лет первой принимает на себя весь удар – учит детей сидеть не под столом, а за партой, учит дисци­плине и порядку, закладывает основы, заполняет пробелы, по­могает ребёнку увидеть вокруг себя не враждебный мир, а дру­зей. Становится их общей мамой, как бы пафосно это ни звучало.

На следующем этапе детей принимают педагоги-предмет­ники. Учитель русского языка и литературного чтения Валентина Михайловна Баданина – один из самых опытных педагогов школы. Она, по словам её же коллег, – кладезь премудрости, находит общий язык и с детками, и с их родителями. Её рецепт качественной работы в специали­зированном учреждении кажется простым:

- Во-первых, нам нужен огром­ный запас терпения, потому что дети иногда не то что с первого, но и с третьего раза могут не вос­принять информацию. Главное для нас, учителей, – смириться с тем, что наши ребята никогда не достигнут тех высот, которых могут достичь обычные дети. Нам важно другое: чтобы они научились общаться друг с дру­гом, заполнять необходимые документы (квитанции, доверенно­сти и т. д.) и чтобы сумели найти себе место в социуме.

На социализацию детей наце­лены все уроки, причём начиная с первого класса. Педагоги рабо­тают во взаимодействии, иначе не получить результата. К примеру, учитель математики Ирина Вик­торовна Калашникова, которая в школе-интернате уже 22 года, прекрасно знает, что у её подо­печных кратковременная память и совершенно разные возможно­сти усвоения учебного материала из-за дефектов восприятия, что абстрактное мышление развито слабо, поэтому задачи и примеры решаются только с переводом в практическую плоскость. Ска­жем, нужно решить примеры 100: 2 или 6: 3. Оперируя цифра­ми, мальчишки и девчонки ответ не найдут, зато быстро разделят на двоих 100 рублей, а на троих –шесть пирожков.

Да, дети в интернате особые. Да, обучение даётся им трудно. Но есть и такие ребята, которые учатся усердно и расстраива­ются, даже получив четвёрку. Слова утешения находятся для всех. Для педагогов же главное утешение – успехи мальчишек и девчонок.

- Моя отдушина – Рамзан, - говорит Валентина Михайловна Баданина. - Он пришёл к нам два года назад с индивидуаль­ного обучения, и за это время из замкнутого ребёнка превра­тился в общительного. А как пишет диктанты! Он ведь сам, без интонационной подсказки расставляет знаки препинания между однородными членами и в сложных предложениях!..

Радуется успехам и педагог-логопед Анжелика Рузвельтовна Головинова.

- Если ребёнок к седьмому классу смог выговорить моё имя, -шутит она, - значит, я работала не зря!

Скольких детей за 10 лет работы разговорила Анжелика Рузвельтов на в своём уютном,

оснащённом всем необходимым кабинете! На её занятиях начи­нают выговаривать звуки, слоги и слова даже молчуны с моторной алалией (она характеризуется первичной несформированно­стью экспрессивной речи, вы­званной поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. – Прим. авт.). И это отнюдь не чудо, а огромный опыт работы, масса изученной информации плюс дол­гие годы массажа языка, растяги­вания уздечки, постановки звуков, занятий по развитию речи…

РЕЖИМ ДНЯ И МНОГО ОБЪЯТИЙ

Во второй половине дня на свою вахту заступают воспита­тели. Вообще-то, они с детьми с самого раннего утра: будят их, помогают собраться на занятия, кормят завтраком, отправляют на уроки. После обеда всё тоже расписано по минутам (здесь, кстати, с режимом дня не шутят): свободное время, час здоровья, кружковая работа, работа над домашним заданием…

Наталия Васильевна Смуры­гина и Наталья Ивановна Бори­сова готовы долго рассказывать о победах детей с ДЦП и другими тяжёлыми диагнозами в краевых конкурсах поделок, о занятиях в театральном кружке и о том, что мальчишки и девчонки неверо­ятно сильно привязываются к ним и очень остро переживают разлуку. Воспитатели, как и педа­гоги, по-матерински обихаживают детвору, обнимают десятки раз в день, лечат их заложенные носы и кашель, интересуются настроением и самочувствием. К слову, те, кто работает здесь давно, сегодня учат уже внуков своих бывших выпускников. Увы, наследственность – вещь упря­мая. И всё же…

- Пусть интеллект у наших воспитанников не сохранён, - говорят они, - зато с остальными чувствами у них полный поря­док. Дети точно так же любят, огорчаются, ревнуют, злятся, так же нуждаются во внимании, они очень ласковые, любят об­ниматься.

С должности воспитателя начинала и заместитель дирек­тора по воспитательной работе Бэла Александровна Демен­тева, отвечающая за всю вне­урочную деятельность. В том числе благодаря ей ребятня блещет на сцене во время фе­стивалей детей с ограничен­ными возможностями здоровья и занимает призовые места.

Мы общались с педагогами больше двух часов. Каждый с искренней гордостью говорил о своих учениках и очень скромно – о своём вкладе. Увы, в одной статье не рассказать обо всех сотрудниках интерната и о том объёме работы, который они выполняют. Но можно сказать совершенно точно: каждый из них достоин благодарности за нелёгкий труд, причём не только перед Днём учителя. Работать с патологией – это всегда немно­го подвиг. Хотя нет, не так: это всегда подвиг

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44