ОСОБЕННЫЕ ПЕДАГОГИ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
Терпение. Очень много терпения. Плюс безусловная любовь к детям с нарушениями развития и чёткое понимание того, что без твоих знаний, без твоего участия и сопровождения они не смогут стать частью общества, не смогут позаботиться о себе, найти друзей и работу. Всё это – базис, на котором строится работа педагогов Светлоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 17.
УЧАТСЯ ВМЕСТЕ С РЕБЯТАМИ
Да-да, речь о той самой школе-интернате на улице Коминтерна, отправкой в которую пугают совершенно нормальных детей те взрослые, которые не сумели найти к ним подход. Пугают, кстати говоря, совершенно зря: ребятишкам без умственных патологий сюда путь закрыт. А вот для особенных деток эта школа, где такие же сверстники и специально обученный персонал, как раз то, что прописала медико-психолого-педагогическая комиссия. Здесь на не таких, как все, не тычут пальцем, не называют обидными словами и, чтобы не мешали классу, не сажают за заднюю парту. Зато к каждому находят уникальный подход, дают максимум внимания, любви, заботы, которые далеко не всегда есть у детей в родных семьях.
- На сегодняшний день у нас учатся 226 ребят, - рассказывает Светлана Сергеевна Стасенко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, - а ещё в прошлом году было 209 учеников с различными нарушениями развития. Цифра эта, к сожалению, растёт из года в год.
По словам моей собеседницы, 53 ученика находятся на индивидуальном обучении, ещё 32 ребёнка, которые до 2016 года считались необучаемыми, занимаются в интернате по адаптированной основной обще-образовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми множественными нарушениями развития (так называемый вариант 2). Они учатся до 13 лет по безоценочной системе и дозированно. И даже там, где, казалось бы, результатов быть не может, они появляются – благодаря комплексному подходу учителей, их настойчивости и терпению. Если при этом и родители заинтересованы в прогрессе ребёнка и помогают педагогам, то результат ещё выше. Кстати, мамы и папы тех ребятишек, которые не могут обходиться без посторонней помощи, тоже прошли обучение в школе и стали для своих чад тьюторами.
- Пять лет назад, когда к нам пришли детишки с множественными тяжёлыми нарушениями, коллективу было невероятно сложно, поскольку подобного опыта работы у нас не было, -продолжает Светлана Сергеевна. - Страшно вспомнить: в кабинетах и коридорах стоял ор, кто-то рыдал или пищал, кто-то бился головой о стену, кто-то всё крушил на своём пути, кто-то забивался под парту и никого к себе не подпускал… Мы плакали вместе с детворой – от бессилия. Но и учились вместе с ними. Постепенно выработали систему, нашли способы взаимодействия, и у детишек начали формироваться учебные и коммуникационные навыки.
РАБОТА – ВТОРОЙ ДОМ
Сама Светлана Сергеевна работает в школе-интернате больше 30 лет. Сначала была воспитателем, потом учила ребятишек основам русского языка. Заместителем директора стала 20 лет назад. На работе практически живёт («А как иначе?»), как, собственно, и большая часть коллектива, руководит которым Николай Тимофеевич Трегубов. Он, кстати, когда-то начинал свою педагогическую деятельность учителем физкультуры в нашем детском доме, а с 2002 года стоит у руля специализированного учреждения. На свой коллектив (надо заметить, стабильный и творческий) директор может всецело положиться. Знает: в интернат приходят люди с чёткой внутренней ориентацией на помощь нестандартным детям. Случайные здесь не задерживаются.
Вот, к примеру, Сергей Иванович Хорошун, учитель технологии, преподаватель производственного обучения (столярное дело). Пришёл в школу-интернат в 1987-м, окончив Светлоградское педучилище. Затем была служба в армии, а после демобилизации вернулся в интернат.
- Мне здесь интересно, - говорит Сергей Иванович. - Нравится, что я могу чему-то научить мальчишек, нравится постоянно придумывать что-то новое для них. Да, мы практически живём здесь: в первой половине дня ведём основные уроки, после обеда – кружки. Но это наша работа.
К слову: практически вся мебель в учебных классах собрана руками ребят под руководством учителей технологии и, в частности, под руководством Сергея Ивановича. Парты, столы для раскройки одежды, шкафы, учительские столы, пуфы и скамейки ничем не отличаются от магазинных. Что и говорить, руки у трудовиков даже с меньшим, чем у С. И. Хорошуна, стажем – золотые, а головы – светлые.
ГЛАВНОЕ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Конечно, успехи ребёнка во многом зависят от учителя начальных классов. Елена Петровна Ганьшина уже почти 20 лет первой принимает на себя весь удар – учит детей сидеть не под столом, а за партой, учит дисциплине и порядку, закладывает основы, заполняет пробелы, помогает ребёнку увидеть вокруг себя не враждебный мир, а друзей. Становится их общей мамой, как бы пафосно это ни звучало.
На следующем этапе детей принимают педагоги-предметники. Учитель русского языка и литературного чтения Валентина Михайловна Баданина – один из самых опытных педагогов школы. Она, по словам её же коллег, – кладезь премудрости, находит общий язык и с детками, и с их родителями. Её рецепт качественной работы в специализированном учреждении кажется простым:
- Во-первых, нам нужен огромный запас терпения, потому что дети иногда не то что с первого, но и с третьего раза могут не воспринять информацию. Главное для нас, учителей, – смириться с тем, что наши ребята никогда не достигнут тех высот, которых могут достичь обычные дети. Нам важно другое: чтобы они научились общаться друг с другом, заполнять необходимые документы (квитанции, доверенности и т. д.) и чтобы сумели найти себе место в социуме.
На социализацию детей нацелены все уроки, причём начиная с первого класса. Педагоги работают во взаимодействии, иначе не получить результата. К примеру, учитель математики Ирина Викторовна Калашникова, которая в школе-интернате уже 22 года, прекрасно знает, что у её подопечных кратковременная память и совершенно разные возможности усвоения учебного материала из-за дефектов восприятия, что абстрактное мышление развито слабо, поэтому задачи и примеры решаются только с переводом в практическую плоскость. Скажем, нужно решить примеры 100: 2 или 6: 3. Оперируя цифрами, мальчишки и девчонки ответ не найдут, зато быстро разделят на двоих 100 рублей, а на троих –шесть пирожков.
Да, дети в интернате особые. Да, обучение даётся им трудно. Но есть и такие ребята, которые учатся усердно и расстраиваются, даже получив четвёрку. Слова утешения находятся для всех. Для педагогов же главное утешение – успехи мальчишек и девчонок.
- Моя отдушина – Рамзан, - говорит Валентина Михайловна Баданина. - Он пришёл к нам два года назад с индивидуального обучения, и за это время из замкнутого ребёнка превратился в общительного. А как пишет диктанты! Он ведь сам, без интонационной подсказки расставляет знаки препинания между однородными членами и в сложных предложениях!..
Радуется успехам и педагог-логопед Анжелика Рузвельтовна Головинова.
- Если ребёнок к седьмому классу смог выговорить моё имя, -шутит она, - значит, я работала не зря!
Скольких детей за 10 лет работы разговорила Анжелика Рузвельтов на в своём уютном,
оснащённом всем необходимым кабинете! На её занятиях начинают выговаривать звуки, слоги и слова даже молчуны с моторной алалией (она характеризуется первичной несформированностью экспрессивной речи, вызванной поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. – Прим. авт.). И это отнюдь не чудо, а огромный опыт работы, масса изученной информации плюс долгие годы массажа языка, растягивания уздечки, постановки звуков, занятий по развитию речи…
РЕЖИМ ДНЯ И МНОГО ОБЪЯТИЙ
Во второй половине дня на свою вахту заступают воспитатели. Вообще-то, они с детьми с самого раннего утра: будят их, помогают собраться на занятия, кормят завтраком, отправляют на уроки. После обеда всё тоже расписано по минутам (здесь, кстати, с режимом дня не шутят): свободное время, час здоровья, кружковая работа, работа над домашним заданием…
Наталия Васильевна Смурыгина и Наталья Ивановна Борисова готовы долго рассказывать о победах детей с ДЦП и другими тяжёлыми диагнозами в краевых конкурсах поделок, о занятиях в театральном кружке и о том, что мальчишки и девчонки невероятно сильно привязываются к ним и очень остро переживают разлуку. Воспитатели, как и педагоги, по-матерински обихаживают детвору, обнимают десятки раз в день, лечат их заложенные носы и кашель, интересуются настроением и самочувствием. К слову, те, кто работает здесь давно, сегодня учат уже внуков своих бывших выпускников. Увы, наследственность – вещь упрямая. И всё же…
- Пусть интеллект у наших воспитанников не сохранён, - говорят они, - зато с остальными чувствами у них полный порядок. Дети точно так же любят, огорчаются, ревнуют, злятся, так же нуждаются во внимании, они очень ласковые, любят обниматься.
С должности воспитателя начинала и заместитель директора по воспитательной работе Бэла Александровна Дементева, отвечающая за всю внеурочную деятельность. В том числе благодаря ей ребятня блещет на сцене во время фестивалей детей с ограниченными возможностями здоровья и занимает призовые места.
Мы общались с педагогами больше двух часов. Каждый с искренней гордостью говорил о своих учениках и очень скромно – о своём вкладе. Увы, в одной статье не рассказать обо всех сотрудниках интерната и о том объёме работы, который они выполняют. Но можно сказать совершенно точно: каждый из них достоин благодарности за нелёгкий труд, причём не только перед Днём учителя. Работать с патологией – это всегда немного подвиг. Хотя нет, не так: это всегда подвиг
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)