ХОЛОДНО, ТЕПЛО, ГОРЯЧО
Хотя до начала отопительного сезона и холодов (что, кстати, не всегда совпадает) ещё осталось немало времени, уже вновь обострились межсоседские споры жителей многоэтажек по поводу перехода части квартир на индивидуальное отопление (ИО). Казалось бы, камень преткновения убран – тех, кто перешёл на индивидуалку, законодательно обязали наравне с оставшимися на центральном отоплении участвовать в оплате так называемых общедомовых нужд (читай: теплопотерь дома, которые неумолимо учитывает общедомовой счётчик), ан нет: весной Конституционный суд, рассмотрев иск одной из жительниц Ставропольского края, постановил вновь пересмотреть формулы расчёта оплаты тепла…
ОПЯТЬ ПО-НОВОМУ
Формулы пересмотрели, и летом Правительство РФ внесло отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 года) –были уточнены механизмы расчёта при наличии в доме теплосчётчиков (индивидуальных приборов учёта), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования.
К примеру, такую трактовку корректив предлагает автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома» кандидат наук Павел Кузнецов (it-uk.ru): «Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354. Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учёта тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354). Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчётчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения исходя из общего объёма гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
- на основании показаний ИПУ данного помещения;
- к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объёма (количества) тепловой энергии, потреблённого во всех жилых или нежилых помещениях (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчётчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, утверждённых Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 года № 485/пр.
В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества: если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления и этот факт подтверждается технической документацией. В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6п. 42(1) Правил № 354).
Одновременно в Правила № 354 введены особенности платы за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учётом распределителей, необходимо:
- чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
- чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае... к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объёма (количества) тепловой энергии, потреблённого во всех жилых или нежилых помещениях (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354)».
Однако, как отмечает Павел Кузнецов, несмотря на то, что названные изменения убирают часть законодательных пробелов, многие вопросы по-прежнему остаются неразрешёнными. К примеру, «на уровне формул расчёта не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты отопления. Например, в случае организации (путём надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не являются гарантией отсутствия начисления платы за отопление».
Так что, к сожалению, тема по-прежнему не исчерпала себя.
СПОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Процесс перехода жильцов МКД на индивидуальное отопление идёт, теплосеть теряет клиентов (что в свете её завышенных на Ставрополье тарифов вполне понятно), и, как следствие, её услуги дорожают ещё больше. Маловероятно, что кого-то из простых людей беспокоят финансовые потери коммунальщиков, а вот их собственные затраты, конечно, не волновать не могут. Те, кто уходит из-под крыла теплосети, в один голос заявляют: «Наш уход ни на что не повлияет!», но те, кто остаётся, уверены в обратном: «Если в доме есть общедомовой счётчик, то с уходом части потребителей наши платёжки вырастут. Теплосеть начнёт топить, когда будет ещё относительно тепло, а индивидуальщики топить пока не станут (и это логично: зачем, если тепло?), они будут просто держать котёл на запальнике. Но дом-то один, общий – теплообмен неизбежен, а значит, и затраты, которые теперь лягут только на нас».
Конечно, газета не юридический и не судебный орган и не может полноценно проконсультировать или рассудить спорящие стороны, однако мы можем получить информацию от компетентных органов и опубликовать её. Именно поэтому по просьбе жителей одного из многоквартирных домов Светлограда «ПВ» направили запрос в администрацию Петровского городского округа. Людей интересует законность выданных администрацией разрешений на переход на индивидуальное отопление, а также требования, которые предъявляются для получения такого разрешения. Вот ответ на запрос.
ВОПРОС – ОТВЕТ
«Выдаёт ли администрация нашего округа разрешения на проведение некоторыми жильцами МКД индивидуального отопления?
Переход на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Администрацией округа в настоящий момент выдаются решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений многоквартирного дома путём их перехода на автономное отопление за счёт индивидуальных источников энергии (газовых котлов).
Основание – жилищное законодательство, которым установлена возможность перехода на автономное отопление отдельно взятого помещения в многоквартирном доме путём его переустройства в соответствии с нормами главы 4 ЖК РФ.
Какие документы нужно предоставить жильцу МКД, чтобы получить разрешение на переход на ИО?
В соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ нужно предоставить следующие документы:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266;
2) правоустанавливающие документы на помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в много-квартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в много-квартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ);
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
Схема теплоснабжения Петровского городского округа на 2019 год и на перспективу до 2033 года утверждена постановлением администрации Петровского городского округа от 26 июня 2019 года № 1352. Администрацией округа выдаются решения о согласовании переустройства помещений многоквартирного дома путём их переоборудования индивидуальными источниками отопления только в отношении многоквартирных домов, включённых в эту схему теплоснабжения.
При выдаче решения о согласовании переустройства жилого помещения путём его оборудования индивидуальными источниками отопления администрация округа также проверяет наличие протокола общего собрания собственников помещений, в котором большинством голосов (не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений в МКД) принято решение о переходе на индивидуальное отопление многоквартирного дома.
В соответствии с каким нормативным документом для перехода на ИО требуют согласие других жильцов и почему дать его должны именно две трети от числа всех собственников?
При переустройстве помещения путём перехода на индивидуальное отопление возникает необходимость решения вопроса об использовании общего имущества собственников многоквартирного дома иным лицом – теплоснабжающей организацией, с которой ранее ими были заключены договоры на теплоснабжение, и принятие такого решения без согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав.
Орган управления многоквартирным домом – общее собрание собственников помещений (п. 1 ст. 44 ЖК РФ). Решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, а также об изменении схемы теплоснабжения многоквартирного дома согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ относятся к компетенции общего собрания. (Иным лицом на территории Петровского городского округа является ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс».)
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений, за исключением решений, предусмотренных несколькими пунктами ЖК РФ (в их числе п. 3 ч. 2 ст. 44), которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
При согласовании перехода на ИО учитывается ли администрацией процент уже перешедших на ИО в данном доме? Если да, то каков этот процент?
Администрацией округа выдаются решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений, расположенных исключительно в многоквартирных домах, в которых уже имеется помещение (квартира), отключённое от системы централизованного теплоснабжения».
СИТУАЦИИ
Конечно, отопление – одна из базовых коммунальных услуг: без него зимой никуда, особенно в северных регионах. Чего не скажешь о Ставрополье и конкретно о Светлограде, где в силу особенностей климата осенью (а нередко и зимой) нет нужды в тех объёмах тепла, которые подаются теплосетью в дома. Как следствие – перетопы, переплаты и поиск альтернативных источников.
Те, у кого есть деньги или возможность и желание взять кредит, проводят себе индивидуальное отопление (говорят, взятое в долг за несколько лет окупается). Те же, кто получает маленькую пенсию, или в одиночку растит детей, или уже барахтается в кредитном болоте, или не хочет (не может в силу болезни или возраста) затеваться с переустройством (установка котла, замена труб и радиаторов, а после устранение последствий всех этих работ потребуют от хозяина квартиры и сил, и времени, и денег), хранят вынужденную верность теплосети. Есть и другая позиция: как сказала одна 80-летняя женщина, «я не сегодня-завтра умру. Зачем мне эта нервотрёпка на старости лет? Да мне и кредит-то не дадут». Её соседка по лестничной площадке обозначила и другую сторону вопроса: «Котлы ставят газовые. А кто их ставит, какие мастера, как потом жильцы делают техобслуживание – вот главные вопросы. Ведь всякое бывает. Вон по телевизору показывают, как эти котлы потом взрываются, и ведь страдают сразу несколько квартир!»
В любом случае, сколько людей – столько мнений. И столько ситуаций. У каждого своя. Ясно одно: точка в этом деле законодательно так и не поставлена, а значит, межсоседские споры продолжатся.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)