"ПОМОГИТЕ НАМ!"
«Помогите» – это слово диспетчеры единой дежурно-диспетчерской службы аварийно-спасательного формирования (ЕДДС АСФ) нашего округа за сутки слышат по несколько десятков раз. Если в 2015-м они приняли за год более 2 тысяч звонков, а в 2017-м их число приблизилось к 4 тысячам, то за прошедший период 2021-го уже обработано более 17 тысяч (!) обращений.
ОДНИ ИЗ ЛУЧШИХ
- Наши ребята – одни из лучших в крае, - говорит начальник АСФ (в состав АСФ входят ЕДДС и спасатели) К. Д. Ткаченко. - Во время соревнований постоянно занимаем призовые места, мы на хорошем счету у МЧС – участвуем в совместных тренировках.
Тренировка (по сути, отработка легенды) – первый и главный помощник любого дежурного. Она и только она может пополнить то, без чего настоящего специалиста в ЕДДС не существует, – багаж опыта. «Зима, ночь, дорога, гололёд, ДТП… Срочно нужна помощь!» – и тандем диспетчера с оперативным дежурным (на смену они заступают вместе) начинает действовать.
- В компьютере заполняется специальная карта вызова, - объясняет Константин Дмитриевич. -В ней отражается не только суть произошедшего – факты, но и то, в какие службы далее будет направлен сигнал о помощи. В этом случае специалисты должны мгновенно определить, кто отвечает за данный участок дороги, решить, какие из служб экстренного реагирования нужно привлечь – полицию, скорую помощь, пожарную, службу газа…
Он рассказывает, как весной этого года во время очередного учения, которое должно было начаться в пять утра, у них в три ночи неожиданно перестал работать интернет. А без него невозможно: вся сложнейшая аппаратура, все программы намертво связаны с интернетом.
- Дима Отамас решил эту проблему при помощи своего мобильника, - говорит Константин Дмитриевич. - Я точно не знаю, как и куда он подключался, однако факт остаётся фактом: в учениях мы участвовали.
С тем же Димой, Дмитрием Николаевичем, была и другая история: из села позвонил мужчина: «Я решил повеситься…» Несколько минут разговора с дежурным – и суицидник согласился, чтобы его переключили на психолога (психолог, как и переводчик, есть в штате краевой службы ЕДДС), а потом, уже после разговора с психологом, вновь набрал 112: «Пожалуйста, дайте Диму. Хочу ему спасибо сказать…»
- Где же ваш герой? - спрашиваю. - Его надо обязательно сфотографировать!
- Уволился…
СОХРАНИТЬ КАДРЫ
Причина банальная: низкая зарплата. Печально, но факт: всего за полгода из нашей ЕДДС по этой причине из 8 сотрудников уволились пятеро… Да, на смену им уже пришли новые, но настоящего диспетчера и тем более оперативного дежурного надо, что называется, вырастить – обучить, ввести в курс дела. Они должны успеть наработать и свой личный опыт.
Проблема не нова и присуща не только нашему округу. Её видят, понимают важность работы ЕДДС и на государственном уровне. Зимой этого года в СМИ прошёл ряд публикаций – писали о грядущих переменах в структуре ЕДДС, ждали введения разработанного МЧС нового госстандарта. Процитируем статью из «Российской газеты»: «Когда… создали единые диспетчерские службы, то выяснилось, что статус их низок. Диспетчерам с зарплатой в 10-12 тысяч, чтобы хоть как-то выжить, приходилось совмещать свою работу ещё и с работой уборщиц, консьержей, охранников. Понятно, что на такую службу высококвалифицированные кадры не шли» (rg.ru). И далее: «О том, что изменится для диспетчеров ЕДДС, корреспонденту «РГ» пояснили во Всероссийском НИИ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России, где и разрабатывался новый стандарт: «Случайных людей в ЕДДС больше не будет. Вырастет их зарплата, повысится и сам статус служб».
К сожалению, ожидаемого прорыва не случилось: в документе многое, в том числе и повышение зарплат, носит рекомендательный характер…
ВОСЕМЬ СЕКУНД
- Совсем недавно, в августе, у нас случилась серьёзная потеря, - говорит Константин Дмитриевич. - Заболел коронавирусом и умер оперативный дежурный Игорь Рогачёв. Ему было всего 38…
Да, пандемия не проходит мимо ЕДДС. Из-за неё выросло и количество звонков.
- Если в скорую с первого раза дозвониться не получилось, набирают 112, - рассказывает Константин Дмитриевич. - Диспетчер принимает звонок, заполняет карту вызова и направляет её в скорую помощь.
Конечно, автоматизация не отменяет телефонных разговоров – нередко приходится созваниваться с другими службами, координировать их работу (это касается в том числе и коммунальщиков).
В нашей ЕДДС одновременно работают две телефонные линии. Восемь секунд – столько отведено на то, чтобы диспетчер снял трубку. Не успел? Звонок будет автоматически перенаправлен на Ставрополь. То есть человеку помогут в любом случае, а вот замешкавшемуся диспетчеру и всей службе – минус.
Впрочем, для ЕДДС Петровского округа это, скорее, очень редкое исключение, чем правило. Сейчас здесь ответственно трудятся оперативные дежурные Александр Николаевич Савченко, Виктор Николаевич Зуев, Николай Николаевич Товкань (из-за нехватки кадров на подмену периодически выходит замначальника АСФ Дмитрий Анатольевич Бедный) и диспетчеры Николай Викторович Гречкин, Алексей Сергеевич Ковалёв, Евгений Сергеевич Епифанов. Официальный график – сутки через трое…
СЕРДЦЕ ЕДДС
Где оно, сердце ЕДДС? Может, в серверной, аппаратура которой чудесным образом исправно работает, хотя системного администратора в службе нет? Или всё же в пункте управления, ведь наверняка люди важнее любой техники. Размышления прерывает звонок-сирена – и диспетчер снимает трубку. Просят приехать с автовышкой: после ночного ливня и грозы с ветром ветка старого вяза, растущего на улице, нависла над крышей дома. Спасатели, конечно, приедут (в их компетенции всё, что представляет собой угрозу жизни и здоровью человека), но без автовышки: её нет.
После отработки звонка мы возвращаемся к разговору. Дежурные охотно показывают на экране компьютера карту термоточек (словно на ладони – все пожары, даже относительно небольшие; кстати, интересный нюанс: в жару протяжённые металлические крыши птицефабрик, которых сейчас на Ставрополье немало, спутник воспринимает как место возгорания и посылает диспетчерам сигнал о пожаре) и метеорадар (видно всё: где идёт дождь, снег или град, в какую сторону движутся воздушные массы, на каких территориях высока вероятность паводка). Обо всех климатических угрозах сотрудники ЕДДС предупреждают учреждения и организации нашего округа.
- Мы и сами как громоотводы, -шутят.
Так и есть: разные люди звонят, разное говорят.
РАЗНОЕ
- Был как-то звонок: «Я разбила градусник! Что делать?», - рассказывают диспетчеры. - Ну, объясняем, как правильно собрать. Говорит: «Нет. Вы сами приезжайте, собирайте». Отвечаем, что один разбитый термометр не представляет угрозы для жизни. Вроде убедили, так опять вопрос: «А куда выбрасывать?..»
Да, диспетчерам не позавидуешь: не на все вопросы легко дать ответ (вот и в данном случае ближайшая организация, имеющая лицензию на утилизацию ртутьсодержащих отходов, находится в Невинномысске), но они стараются.
- Если набираете 112 (кстати, можно позвонить и по номеру 911, как в Америке: вас всё равно соединят с ЕДДС), говорить нужно чётко и коротко – по принципу «Что? Где? Когда?», - объясняют диспетчеры, -так мы быстрее поймём суть проблемы и, значит, быстрее поможем.
На деле, конечно, бывает по-разному. Случается, разговор начинается словами: «Скорее! Скорее же! Горит!», и добиться каких-то конкретных фактов – что горит и где – затруднительно. Звонят и пьяные, и хулиганы, видимо, не понимая, что любой номер аппаратура ЕДДС легко определяет, и не зная, что за ложный вызов штрафуют (таких прецедентов уже немало).
Вспоминают дежурные и о «пьяной» дороге, что соединяет полями Константиновское с Благодатным (этой весной нетрезвый водитель увязнувшего там автомобиля отказывался выходить из салона, чтобы не измазать в грязи новые туфли, и предлагал спасателям эвакуировать его на руках), и о 80-летнем мотоциклисте, который каждый год в одиночку едет из Ставрополя в Гофицкое и обязательно, заблудившись, оказывается не там, и об участниках ДТП из Тюмени, которые коротали время в ожидании своих знакомых у спасателей на Транспортной.
Да мало ли их на счету у спасателей и сотрудников ЕДДС – вырученных из беды, обогретых, напоенных чаем? А сколько ещё будет? Сколько ещё раз они услышат тревожное «Помогите нам!» и поспешат на помощь?..
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)