НЕВИДИМОЙ НИТЬЮ
«Мы постоянно невидимой нитью привязаны к железнодорожным путям и перевозочному процессу. Нам нужно работать так, чтобы ночью спать спокойно!» – эти слова своего наставника Дмитрия Дмитриевича Черниговского сделал своим девизом и пронёс сквозь годы почётный железнодорожник Дмитрий Иванович Дикалов.
ПО СТОПАМ ОТЦА
На пенсии он уже 12 лет, но до сих пор связан этими самыми невидимыми нитями с любимой железной дорогой. Да, на заслуженный отдых с должности начальника Светлоградской дистанции пути Дмитрий Иванович вышел по собственной инициативе и в запланированное время, однако душа по-прежнему болит за дело, которому за 41 год отдал тысячи дней и ночей. Нельзя ведь просто так закрыть дверь и забыть, оставить прошлое прошлому. Память – она хранит в себе всё, от начала и до конца. Вот мы и пройдём сегодня по этому пути.
- Дмитрий Иванович, почему вы выбрали железную дорогу?
- Мой отец работал составителем поездов, и я с детства видел перед собой разные инструкции, бумаги, слышал разговоры, - отвечает мой собеседник, человек спокойный и обстоятельный. - В итоге и сам попал в эту отрасль. И ничуть не жалею.
На Светлоградскую дистанцию пути Ставропольского отделения железной дороги Дмитрий Иванович пришёл в конце 1960-х после окончания Волгоградского железнодорожного училища. Поработал немного монтёром пути – и отправился в армию. После полугода учебки в Самарканде в звании сержанта попал на Байконур, где прослужил оставшиеся полтора года старшиной роты. Говорит, в целом было интересно, если не брать в расчёт однообразие, бесконечную голую степь, песок и жару.
А после демобилизации вернулся на прежнюю работу в качестве бригадира пути.
- Надо сказать, шпальное хозяйство в те времена было очень слабенькое, и нашей колонне по капитальному ремонту пришлось практически везде менять рельсы и шпалы. От села Петровского мы дошли до Дивного, Ипатово, Кугут и Рогатой Балки. Работы было очень много!
РАБОТАЛИ НА СОВЕСТЬ
Через несколько лет Дмитрий Иванович поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.
- Помню, я заканчивал пятый курс, когда ко мне приехал бывший начальник Светлоградской дистанции пути Дмитрий Дмитриевич Черниговский. Он предложил мне после защиты диплома стать главным инженером ПЧ Ставрополь. Я согласился. Отработал год, потом, когда в Светлограде была создана путевая машинная станция № 271, меня назначили её начальником. Пришлось начинать с нуля: в моём хозяйстве ни лопаты, ни лома не было… -вспоминает Дмитрий Иванович. -Спасибо начальнику нашей дистанции Виктору Фёдоровичу Железному. Он помогал и тракторами, и скреперами. И вообще, и Виктор Фёдорович, и Дмитрий Дмитриевич были отличными наставниками, у них я многому научился.
В 1989-м В. Ф. Железный, уходя на пенсию, предложил Дмитрию Ивановичу занять его должность начальника дистанции пути, в которой он отработал 20 лет. Между прочим, это абсолютный рекорд среди руководителей на 2016 год (тогда Светлоградскому железнодорожному узлу исполнилось 100 лет, ведь первый поезд пришёл в село Петровское в 1916-м).
Так совпало, что именно с Д. И. Дикалова начался процесс усиления верхних конструкций пути: деревянные шпалы заменялись бетонными, старые тонкие рельсы – новыми, более толстыми и длинными – от 800 до 3000 метров. К слову, он до сих пор помнит, на каком участке и какой длины уложены рельсы.
- Железнодорожные пути – это сложная инженерная конструкция, - объясняет Дмитрий Иванович. - Работать нам приходилось в любую погоду, а вот закреплять рельсы бесстыкового пути на шпале нужно было при определённой температуре. Нарушишь технологию – зимой стык может размёрзнуться, а летом дать выброс пути, что приведёт к неминуемой аварии. У нас таких отступлений никогда не было. Люди работали на совесть, с пониманием относились к своим обязанностям и к издержкам профессии. В дождь, в пургу, в жару вставали и делали то, что должны, хотя участок был немаленький: 300 километров главного пути
1418
плюс 100 километров станционных путей. Случалось, в ливень снимали рельсы, ровняли балластный слой, укладывали шпалы и снова крепили рельсы… Как-то в степях Калмыкии двое-трое суток разгребали на путях сугробы, доходившие до прожектора тепловоза, а снег был плотный, утрамбованный, перемешанный с землёй и глиной… Тяжело тогда пришлось, за ночь мы продвинулись всего на 30 километров, но назад не повернули – справились. Было дело, восстанавливали пути после пожаров, когда шпалы напрочь выгорали. И с бурьяном и кустарником вдоль насыпи тоже своими силами боролись. Химикатов обычно не хватало, а предупреждать возгорания и обеспечивать чистоту ради эстетики приходилось…
ОЧАГ КУЛЬТУРЫ
Безусловно, было сложно, но люди не роптали. По словам Дмитрия Ивановича, в ту пору работа на железной дороге считалась престижной, причём не только для мужчин, но и для женщин. Оплачивалась неплохо, давала определённые льготы в виде одного бесплатного билета в год по СССР и одного билета по Северному Кавказу. Отдельным категориям рабочих выдавали бесплатный уголь и бэушные шпалы. Плюс роба, форменная одежда…
На дистанции тогда многие трудились династиями. Дмитрий Иванович отлично помнит, например, Гайворонских, Столбовских и Бутовских из Светлограда, Смагиных из зерносовхоза «Петровский». Говорит, такая семейственность в профессии давала стране настоящих профессионалов. Государство же обеспечивало железнодорожникам бытовую устроенность: на станциях были детские сады, школы, фельдшерские пункты, ДК… Кстати, в послевоенное время станция в селе Петровском была настоящим очагом культуры. Тогда в районе нынешней оптовой базы располагались и ДК, и танцплощадка, и ресторан, а по воскресеньям для рабочих привозили отличные фильмы и играл духовой оркестр…
ПОЛВЕКА ВМЕСТЕ
Справедливости ради стоит сказать, что Дмитрий Иванович состоялся не только как руководитель, но и как семьянин. Он любящий муж, папа двух дочек и сына, дедушка шести внуков. Сегодня у ворот гостеприимного дома Дикаловых растут два огромных тенистых ореха. Эти деревья хозяин посадил 22 года назад, когда родились его внуки-близнецы Женя и Саша.
Со своей половинкой – с Любовью Михайловной – Дмитрий Иванович знаком больше 50 лет. Они встретились, можно сказать, на той же улице, где и сегодня находится их родовое гнездо. Люба ждала своего суженого из армии, писала ему письма на далёкий Байконур, а через год после дембеля молодые поженились. С тех пор прошло полвека. Совсем недавно, 8 июля, в День семьи, любви и верности, «золотых молодожёнов» чествовали в отделе ЗАГС по Петровскому району. Теперь в семье Дикаловых будет храниться медаль «За любовь и верность».
На вопрос, сложно ли было прожить такой срок под одной крышей, супруги ответили, что 50 лет вместе – путь, естественно, непростой, но к характеру друг друга они давно приноровились, каждый знает, когда сказать, а когда смолчать, в чём уступить или на что не обратить внимания. Что касается быта, то впроголодь Дикаловы никогда не жили, однако и в шелках не ходили. Всегда работали (да и сейчас не позволяют себе лениться), тянулись, но всё же смогли поставить большой дом для большой семьи и дать всем троим детям высшее образование. Сегодня дочери и сын – гордость родителей, а внуки – помощники и отрада для сердца и души. Что ещё нужно для счастья? Пожалуй, здоровье и уверенность в том, что у близких всё в порядке.
Во всём, что сделано в доме и во дворе, чувствуется хозяйская рука Дмитрия Ивановича, видны его основательность и масштабность мышления. Кстати, супруги сейчас смеются над этим фактом, но первые три года после выхода на пенсию в пределах двора Дмитрию Ивановичу было тесно, ему по привычке требовался размах. Потом ничего, привык. Рамки сузились, появились новые увлечения (например, выращивание редких сортов столового винограда). А во всех начинаниях супруга, конечно, поддерживала и продолжает поддерживать Любовь Михайловна, тоже большая труженица и замечательная хозяйка, а в прошлом –фельдшер скорой помощи и железнодорожной поликлиники.
Идеальных условий не бывает никогда. Но у Дикаловых есть правило: всё делать на совесть – и трудиться на работе, и строить отношения внутри семьи. Не ждать манны небесной, не искать поблажек, а брать и делать. И делать так, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)