СУМЕРКИ ДЕТСКОЙ ДУШИ
6 апреля из окна школы в Старомарьевке (соседний с нами Грачёвский округ), «самостоятельно открыв его», выпала ученица – информация была размещена в «Инстаграме» главы округа. К счастью, девочка жива. Немногим ранее, в марте, глава Невинномысска сообщил о том, что у них за месяц произошло 7 случаев отравления детей лекарствами, причём дети были из благополучных семей, хорошо учились. Большая удача, что врачам удалось всех спасти…
ТАБУ
Скользкая это тема – суициды. И особенно детские. О них не принято говорить – нередко СМИ публикуют размытые формулировки вроде «выпал из окна», «истекла кровью»… Немудрено: массу странных рекомендаций в освещении этой темы даёт Роспотребнадзор. Как будто, если заменить слово «самоубийца» на «умерший вследствие самоубийства» или если «ограничить остроту подачи информации и её объём», это как-то улучшит ситуацию, повлияет на статистику…
Статистика сама по себе вещь странная и неоднозначная (об этом в своё время упомянул ещё Марк Твен), а суицидная – в особенности. К примеру, если обычный человек хочет найти её на сайте Федеральной службы государственной статистики (rosstat.gov.ru), ему придётся в обязательном порядке зарегистрироваться или, по крайней мере, зайти туда через «Госуслуги», чтобы система смогла его идентифицировать (при этом о смертности по ряду других причин – к примеру, в результате ДТП или детей в возрасте до 5 лет – узнать можно без всякой идентификации).
Но даже зайдя по всем правилам, вы не увидите суицидной статистики (впрочем, как и некоторых других цифр): в качестве объяснения выскакивает информация: «Ведомство временно приостановило доступ к показателю. Выполняется обновление». Сколько может длиться это обновление, неизвестно…
Скуп на такие данные и интернет. Если они и проскакивают, то, как правило, сильно разнятся и не отличаются актуальностью. Так, в докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованном в 2019 году, говорится о статистике 2016-го и сообщается, что «в среднем в 2016 г. в России зафиксировано более 25 суицидов на 100 тысяч человек. Хуже ситуация только в Лесото и Гайане» (ru.euronews.com). При этом тот же сайт указывает, что «данным ВОЗ о самоубийствах противоречат отчёты Росстата: по оценкам федеральной службы, в 2016-м суицидов было в полтора раза меньше – 15 случаев на 100 тысяч человек».
«ОНИ НЕ СЛЫШАТ, ИХ НЕ СЛЫШАТ, ОНИ НЕ УСЛЫШАНЫ»
По данным уже названного доклада ВОЗ, «самоубийство –вторая по распространённости (после ДТП) причина смерти в возрасте от 15 до 29 лет». Тревожные цифры. А между тем информацию о детских суицидах найти ещё сложнее, чем общую. В основном она фигурирует лишь в комментариях детских обмудсменов.
К примеру, в 2016 году в интервью «Комсомольской правде» бывший тогда уполномоченным при Президенте России по правам ребёнка Павел Астахов озвучил следующее: «…в 2008, 2007 году все эти цифры (речь о статистике подростковых суицидов. – Прим. авт.) были под две тысячи. Реальные цифры… И не случайно говорили в те годы, посмотрите, 10-11-й, что Россия по подростковым суицидам первое место в Европе занимает. Потом Литва, Белоруссия и так далее» (sakhalin.kp.ru). Благодаря вмешательству государства, к 2015 году, по его словам, число подростковых суицидов уменьшилось в 4 раза, однако появилась другая проблема – если раньше такой тип поведения демонстрировали подростки из неблагополучной среды, то теперь это стали делать дети из семей благополучных. Причиной, по мнению омбудсмена, является в том числе недостаточное внимание со стороны родителей («Обычные родители, по подсчётам психологов и суицидологов, примерно 25-30 минут в сутки уделяют своему ребёнку»).
Печально, но уже в 2019 году преемственница Астахова Анна Кузнецова опять говорит о росте и называет прежнюю причину в качестве его объяснения: «Следственный комитет представил статистику по детским суицидам за последние два года. Если в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, в 2018 году – 788» и далее: «Дети предоставлены сами себе, они не слышат, их не слышат, они не услышаны», «Проблемы, которые их волнуют, не волнуют никого» (ria.ru).
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА
Дети – будущее любого государства, а потому проблема их преждевременного ухода из жизни, конечно, не может оставлять государство равнодушным. В 2012 году была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в которой, в частности, говорилось: «Подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. По распространённости суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах».
В 2017-м подписан другой указ – «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». По информации с официального сайта объявленного Десятилетия (10letie.edu.gov.ru), сейчас ведётся активная работа для повышения благосостояния семей с детьми, обеспечения их безопасности, формирования здорового образа жизни… Написано красиво. Дело за малым – чтобы всё это было не только на бумаге (реальной и виртуальной), но и в действительности, а также чтобы дошло от Москвы до самых до окраин.
ПОСЛАТЬ В БАН
О том, что государство проблему видит и она ему не безразлична, говорит и тот факт, что в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» периодически вносятся изменения, призванные аннулировать пагубное воздействие интернета на неокрепшие мозги и незрелую психику (а тот факт, что в последние годы именно интернет стал провоцировать девиантное поведение подростков, в том числе склонять их к разрушительным действиям, уже ни у кого не вызывает сомнений).
Сложность в том, что игр, подобных нашумевшему в своё время «Синему киту», наверняка немало, а потому объять необъятное (даже учитывая свежее требование к соцсетям самостоятельно выявлять и блокировать запрещённый контент, вступившее в силу 1 февраля 2021 года) получится едва ли. Подростки и доводящие их до самоубийства интернет-кураторы так называемых групп смерти притягиваются друг к другу поистине необъяснимым образом. Казалось бы, чего проще – послать того, кто склоняет тебя к нанесению вреда себе или другим… ну хотя бы в бан? Попросту говоря, прекратить с ним общение. Ан нет…
- Они действительно притягиваются друг к другу, и вполне понятно, почему это происходит. Загадки тут никакой нет, - уверена психолог Петровского центра социального обслуживания населения Т. И. ИЛЬИНА. - Подростки – особая категория детей, очень чувствительная, ранимая. Кстати, нередко кураторы – тоже подростки. И такие игры позиционируются как общение одиноких с одинокими, непонятых с непонятыми. Это сближает, даёт то самое понимание, ощущение себя частью сообщества…
Парадокс, но именно подростки (да-да, те самые, закрывшие от взрослых свой мир на семь замков!), как никто, ориентированы на внешний мир. Они сильнее, чем младшие или старшие категории детей, нуждаются в общении и поддержке. Подросток –ёжик, способный при правильном обращении с ним мгновенно превращаться в пушистого котёнка. Более того, он мечтает об этом превращении. Он открыт, он жаждет контакта. И… находит его. Вот только жаль, не всегда с теми людьми.
- Что мы спрашиваем у подростка, который вернулся из школы? - продолжает Татьяна Ивановна. - «Какие оценки?» А лучше бы: «Как дела? Что нового, интересного?» Глядишь, и расскажет о более важном, чем оценки, – например, об отношениях с учителями, учениками.
Случается, началом конца становятся игнорирование со стороны одноклассников или сказанное учителем сгоряча «Дебил!».
- Да, современные подростки отличаются от нас в их возрасте, -уверена Татьяна Ивановна, - и уж тем более отличаются от нас нынешних. Нередко старшее поколение просто не понимает, как с ними общаться, пытаясь навязать собственные ценности. И ключевое слово здесь не «ценности», а «навязать». Но есть ли смысл тянуть подростка в 20-й век или правильнее самому адаптироваться к веку нынешнему, попутно предлагая ребёнку то лучшее, что было раньше? Конечно, чтобы найти с ним общий язык, придётся потрудиться, но это долг и родителей, и учителей.
ОДИНОЧЕСТВО В СЕМЬЕ
«Я вам ничего не должен!» - типичная для подростка фраза. «Родила, воспитывала, ночей не спала? Но я не просил тебя об этом!» И снова в точку. Конечно, категорично, но такими вещами родителям и правда манипулировать не стоит.
- Подростки легко впадают в гнев, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Это понятно: они ищут своё место в жизни, стараются отстоять своё «я», плюс идёт гормональная перестройка. К сожалению, самая распространённая реакция родителей на гнев подростка – крик: «Не смей!» Но приведёт ли такая реакция к разрешению проблемы или только усугубит её?
Хотите помочь? Скажите ему об этом. Отказывается от помощи? Не сердитесь, не упрекайте и не настаивайте. Скажите, что любите его, что всегда на его стороне, что, когда захочет поговорить, вы в любую минуту будете готовы выслушать и поддержать. Дайте ему время, возможность, если хочет, принять решение самостоятельно.
- Нередко причиной подростковых суицидов становятся именно сложные отношения с родителями, непонимание в семье, - считает Татьяна Ивановна. - Многие хотят таким образом просто наказать своих родителей. Но выросшие на компьютерных играх, подростки не всегда чётко осознают, что второй жизни не существует, что нельзя будет «начать игру заново», что скорая помощь может и не успеть…
Речь о так называемых демонстративных суицидах, к которым чаще прибегают девочки и которые, к счастью, не заканчиваются летальным исходом. Подавляющее большинство подростков, решивших свести счёты с жизнью, на самом деле совершенно не хотят этого. Больше всего на свете они надеются, что их остановят, спасут и что потом взрослые, увидев свои ошибки, всё изменят, исправят…
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ
- Надо не просто знать, где твой ребёнок находится в данный момент, - считает Татьяна Ивановна, -надо знать, чем он увлекается, с кем дружит, из-за чего переживает, а для этого искренне интересоваться им. В какие-то моменты куда больше, чем нравоучение, помогут слова: «Я тебя понимаю: у меня была похожая история. Вот послушай…» Приведите пример из своей юности. Не бойтесь признаваться в ошибках: да, вы тоже не безупречны.
Удивительно, но факт: нередко родители пытавшихся свести счёты с жизнью детей в своё время тоже совершали подобные попытки. Наследственность, предрасположенность? Вполне вероятно. И об этом тоже надо помнить.
К чему ещё нужно отнестись внимательно? По мнению Татьяны Ивановны, маркерами приближающейся беды могут быть любые отклонения в поведении, но особенно должны насторожить следующие: замкнутость, раздаривание любимых вещей, сниженный (или, напротив, повышенный) аппетит, просмотр фильмов о жизни и смерти, прослушивание депрессивной музыки. Кстати, депрессия – один из частых триггеров суицида, а причиной её нередко является недостаток эмоций.
- Информации много, - говорит Татьяна Ивановна, - я считаю, что даже слишком много, а вот духовной пищи, положительных эмоций мало. Подросток – он только кажется взрослым, на самом деле у него впереди ещё долгий путь становления. Он пока не автономен, не способен плыть самостоятельно. И роль родителя в это время – роль спасательного круга, который не станет мешать подростку учиться плавать, не будет постоянно держать его на себе, но в трудную минуту всегда окажется рядом, чтобы ребёнок смог протянуть руку – и ухватиться.
КТО ОН?
Кто он такой – подросток? Традиционно подростковый возраст делят на ранний (10-14 лет) и поздний (14-19 лет). В это время на первый план выходит общение со сверстниками, мнение которых может стать важнее мнения родителей или учителей. Подросток учится строить отношения, начинает анализировать себя, сравнивая с другими, ищет собственное место в жизни (в том числе определяется с выбором профессии).
ТОЛЬКО В КОЛЛЕКТИВЕ
Понятие «коллектив» – оно, скорее, оттуда, из советского прошлого. А между тем сегодня многие подростки заявляют о том, что им не хватает совместных дел, что работа с молодёжью всё чаще сводится к однотипным скучным акциям, не способным ни увлечь, ни объединить. Тот факт, что подросток – человек коллектива, ярко показала и прошлогодняя самоизоляция. Вот итоги проведённого весной опроса (были опрошены почти 30 тысяч школьников с 5-го по 11-й класс из 79 регионов России): дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса стало причиной неблагополучных психических реакций у 80% детей и подростков, у более чем 40% из них наблюдалось проявление депрессии (tass.ru).
КАЗАНСКИЙ СТРЕЛОК
Около недели назад, 11 мая, большая беда пришла в дома сразу нескольких семей Казани – погибли 7 учеников и 2 сотрудницы 175-й школы. Убийца – бывший ученик этой же школы, 19-летний парень, у которого, как оказалось, была энцефалопатия (прогрессирующее заболевание головного мозга), причём диагноз поставили ещё в прошлом году. В этой истории два главных вопроса: почему и как? И первый в свете диагноза стрелка, похоже, отпадает…
- Не обязательно, - комментирует Т. И. Ильина. - Вполне вероятно, что друга на друга наложились сразу несколько факторов: к примеру, исключили из учебного заведения, поссорился с родителями, вспомнились старые обиды, непонимание... Так что я добавила бы ещё один вопрос: взрослые ничего не замечали?
По мнению Татьяны Ивановны, так называемый синдром колумбайнера – разновидность суицидного поведения, ведь после убийства подростки и молодые люди зачастую стараются покончить с собой (правда, это не всегда им удаётся).
- И убийство, и самоубийство – агрессия. В первом случае она направлена против других, во втором – против себя, - говорит Татьяна Ивановна. - Конечно, подобные инциденты могут быть спонтанны, но куда чаще они планируются, человек тщательно готовится к ним, а значит, не «наследить» подросток не может. Почему «следов» не заметили взрослые – его родители или знакомые? Он их тщательно маскировал или просто взрослые были равнодушны – вот в этом вопросе надо разобраться.
В одном из номеров «Петровских вестей» мы поднимем тему безопасности школьников – поговорим и о психологическом аспекте, и о равнодушии взрослых, расскажем, как организована охрана школ в нашем округе, какая работа ведётся школьными психологами.
КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО И АНОНИМНО
8-800-200-01-22 – этот телефон доверия для детей, подростков и их родителей работает круглосуточно (!), бесплатно и анонимно. Звонить по нему можно несколько раз, что даёт возможность пообщаться с разными психологами.
Фото: eastidahonews.com
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)