КАК БЕСПЛАТНОЕ СТАЛО ПЛАТНЫМ
В редакцию обратилась жительница Светлограда Ю. И. Перепелица: «Периодически езжу на автобусе в Ставрополь. Цены на проезд и так на месте не стоят (и на междугородние, и на внутригородские маршруты повышаются), а тут ещё одна безрадостная новость: если раньше, приехав в пункт назначения, можно было по билету бесплатно сходить в туалет, то теперь мне в этом отказали – кассир сказала: «Платите!» – и указала на странную выдержку из закона, в которой нет ни слова в обоснование новых требований. Родственники надо мной смеются: «Не мелочись! Зачем из-за такого пустяка звонить в газету?», но мне досадно, ведь, как говорится, копейка рубль бережёт, а в последнее время эти рубли утекают из кошелька как-то незаметно. Пожалуйста, попросите администрацию автовокзалов объяснить, почему они нарушают федеральный закон».
«ПВ» попытались разобраться.
НЕУДОБНЫЙ ЗАКОН
Действительно, согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом пассажиры долгое время могли посещать туалеты всех автовокзалов на пути следования по своему маршруту совершенно бесплатно. Достаточно было лишь предъявить билет. Конечно, не каждый пользовался этим правом (одни не знали о нём, другие не хотели скандалить, ведь не все кассиры туалетов выполняли закон охотно, некоторые даже пытались убедить пассажиров, что такого закона нет; а в ряде населённых пунктов и вовсе прибегали к дискриминации: в качестве бесплатного ставили на улице, мягко говоря, не самый благоустроенный биотуалет, что, к слову, не соответствует требованиям СанПиН, а в здании автовокзала размещали платный – тёплый и чистый), но это отдельная история.
В любом случае закон был неудобен (читай: невыгоден) всем собственникам автовокзалов. И вот теперь на Ставрополье сумели хотя бы частично решить проблему – пользование туалетом в конечном пункте маршрута сделали платным. Иными словами, попасть по нужде бесплатно (показав билет) по-прежнему можно на автовокзале, с которого вы отправляетесь, и на всех автовокзалах по пути следования, однако на вокзале пункта назначения без денег вас в туалет уже не пустят.
ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ НЕ ВХОДИТ В МАРШРУТ?
В оправдание этого неприятного для пассажиров решения администрация ОАО «Автовокзал» кивает на новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступившие в силу 1 января этого года, конкретнее – на п. 13. Мы изучили этот пункт и полностью согласились с читательницей: никаких обоснований названных действий ОАО «Автовокзал» в нём не содержится. Процитируем п. 13: «Пассажир имеет право бесплатного пользования размещёнными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включён этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства».
Как видим, федеральный закон (а Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586) по-прежнему даёт пассажирам право бесплатно пользоваться инфраструктурой автовокзалов на всём пути следования по маршруту, включая и пункт прибытия, поскольку было бы странно предположить, что конечный пункт не входит в маршрут (если, конечно, вас не высаживают в чистом поле). Однако администрация ОАО «Автовокзал» видит ситуацию иначе.
ТОЛЬКО ВЫШЕЛ ИЗ МАРШРУТКИ – ТЫ УЖЕ НЕ ПАССАЖИР
«ПВ» направили запрос генеральному директору ОАО «Автовокзал» В. Х. Герману и получили ответ за подписью заместителя генерального директора А. В. Ермоленко: «Согласно ч. 12 ст. 2 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключён договор фрахтования транспортного средства. В соответствии со ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм права, физическое лицо приобретает статус пассажира после приобретения билета и утрачивает этот статус в момент исполнения договора перевозки, который определяется моментом прибытия в конечный пункт маршрута, указанный в билете. Полагаем, что после утраты статуса пассажира физическое лицо также утрачивает право на бесплатное пользование туалетами, размещёнными на объектах транспортной инфраструктуры».
Вот такой интересный юридический кульбит. Получается, лишь только нога пассажира ступает с порога маршрутки или автобуса на землю, как он перестаёт быть пассажиром со всеми вытекающими последствиями. Не правда ли, мелковато?..
НЕ МЕЛОЧИСЬ!
Обратившуюся в «ПВ» читательницу родственники призвали не мелочиться – мол, ничего, заплатишь, если приспичит, сумма не бог весть какая. А между тем то же самое можно было бы предложить и другой стороне – не пытаться немедленно откреститься от прибывшего в пункт назначения клиента. Или нет? Насколько вообще «мелочен» туалетный бизнес?
Достоверных данных о рентабельности или нерентабельности такого бизнеса на просторах интернета обнаружить не удалось. Однако встретился сюжет, показанный в августе 2012 года в программе «Вести. Ставропольский край», – с тем же действующим лицом и на ту же тему. В материале журналистов ГТРК «Ставрополье» в отношении центрального автовокзала Ставрополя прозвучали интересные цифры: «За день через санитарные помещения проходят почти 700 человек. В сутки такой бизнес приносит около 7 тысяч рублей. В месяц – более 200 тысяч. В год – около 2 миллионов. А штраф для юридического лица составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Разница очевидна» (stavropolye.tv). Остаётся сделать поправку – умножить прибыль на два, поскольку с 2012 года стоимость посещения туалета на данном автовокзале с 10 рублей выросла до 20.
В любом случае не нам определять степень законности действий ОАО «Автовокзал». Кому же? Вероятно, Роспотребнадзору и прочим ведомствам, призванным государством стоять на страже соблюдения прав граждан. Вот только само собой это случится едва ли: в закрытые двери всегда нужно стучать. И желательно письменно.
ПОД КУСТИК?
22 марта в газету обратилась читательница Ирина Шандрыгол: «Сегодня на новом автовокзале наблюдала такую картину: пассажирам некуда было сходить в туалет – бежали кто куда! Такого безобразия нет в других городах – возмущены были все».
В тот же день мы отправили вопрос Ирины на электронную почту ОАО «Автовокзал». К сожалению, до настоящего времени ответа на него не последовало. В надежде получить ответ непосредственно на новом автовокзале, 6 апреля в 11.05 журналист туда отправился. Туалет (он находится на улице) и правда был наглухо закрыт, никаких записок вроде «Ключ у кассира» нигде не было, достучаться до самого кассира не удалось, хотя двери вокзала были открыты и кабинет за стеклом казался вполне обжитым.
При этом на территории автовокзала работает полноценная торговая точка (туда как раз завозили пирожки и булочки). Раз есть торговля и торгуют не только товарами с большим сроком годности – значит, вокзал ведёт довольно активный образ жизни, стало быть, здесь в соответствии с законом должен работать (а не просто быть) туалет. В противном случае пассажирам (и приехавшим, и транзитным) действительно придётся бежать под кустик, благо кустиков тут предостаточно.
- 0
- 0
- 1
- 0
- 0
Комментарии (0)