КАК БЕСПЛАТНОЕ СТАЛО ПЛАТНЫМ

28 апреля 2021 года, 14:02 |
Фото: А. ЧЕРНЯЕВА

В редакцию обратилась жи­тельница Светлограда Ю. И. Пе­репелица: «Периодически езжу на автобусе в Ставрополь. Цены на проезд и так на месте не стоят (и на междугородние, и на внутригородские маршру­ты повышаются), а тут ещё одна безрадостная новость: если раньше, приехав в пункт назначения, можно было по билету бесплатно сходить в туалет, то теперь мне в этом отказали – кассир ска­зала: «Платите!» – и указала на странную выдержку из за­кона, в которой нет ни слова в обоснование новых требова­ний. Родственники надо мной смеются: «Не мелочись! Зачем из-за такого пустяка звонить в газету?», но мне досадно, ведь, как говорится, копейка рубль бережёт, а в последнее время эти рубли утекают из кошелька как-то незаметно. Пожалуйста, попросите адми­нистрацию автовокзалов объ­яснить, почему они нарушают федеральный закон».

«ПВ» попытались разо­браться.

НЕУДОБНЫЙ ЗАКОН

Действительно, согласно Пра­вилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транс­портом и городским наземным электрическим транспортом пассажиры долгое время могли посещать туалеты всех авто­вокзалов на пути следования по своему маршруту совершенно бесплатно. Достаточно было лишь предъявить билет. Конечно, не каждый пользовался этим пра­вом (одни не знали о нём, другие не хотели скандалить, ведь не все кассиры туалетов выполняли закон охотно, некоторые даже пытались убедить пассажиров, что такого закона нет; а в ряде населённых пунктов и вовсе прибегали к дискриминации: в качестве бесплатного ставили на улице, мягко говоря, не самый благоустроенный биотуалет, что, к слову, не соответствует тре­бованиям СанПиН, а в здании автовокзала размещали плат­ный – тёплый и чистый), но это отдельная история.

В любом случае закон был неудобен (читай: невыгоден) всем собственникам автовокза­лов. И вот теперь на Ставрополье сумели хотя бы частично решить проблему – пользование туале­том в конечном пункте маршрута сделали платным. Иными слова­ми, попасть по нужде бесплатно (показав билет) по-прежнему можно на автовокзале, с которого вы отправляетесь, и на всех ав­товокзалах по пути следования, однако на вокзале пункта назна­чения без денег вас в туалет уже не пустят.

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ НЕ ВХОДИТ В МАРШРУТ?

В оправдание этого неприят­ного для пассажиров решения администрация ОАО «Автовок­зал» кивает на новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, всту­пившие в силу 1 января этого года, конкретнее – на п. 13. Мы изучили этот пункт и полностью согласились с читательницей: никаких обоснований названных действий ОАО «Автовокзал» в нём не содержится. Процитируем п. 13: «Пассажир имеет право бесплатного пользования раз­мещёнными в зданиях автовок­зала, автостанции залами ожи­дания и туалетами при наличии билета на перевозку по марш­руту регулярных перевозок, в состав которого включён этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобиль­ного устройства».

Как видим, федеральный за­кон (а Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586) по-прежнему даёт пассажирам право бесплатно пользоваться инфраструктурой автовокзалов на всём пути следования по маршруту, включая и пункт при­бытия, поскольку было бы стран­но предположить, что конечный пункт не входит в маршрут (если, конечно, вас не высаживают в чистом поле). Однако адми­нистрация ОАО «Автовокзал» видит ситуацию иначе.

ТОЛЬКО ВЫШЕЛ ИЗ МАРШРУТКИ – ТЫ УЖЕ НЕ ПАССАЖИР

«ПВ» направили запрос гене­ральному директору ОАО «Авто­вокзал» В. Х. Герману и получили ответ за подписью заместителя генерального директора А. В. Ермоленко: «Согласно ч. 12 ст. 2 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского назем­ного электрического транспор­та» пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физи­ческое лицо, в целях перевозки которого заключён договор фрахтования транспортного средства. В соответствии со ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Таким образом, исходя из си­стемного толкования указанных норм права, физическое лицо приобретает статус пассажи­ра после приобретения билета и утрачивает этот статус в момент исполнения договора перевозки, который опреде­ляется моментом прибытия в конечный пункт маршрута, указанный в билете. Полагаем, что после утраты статуса пас­сажира физическое лицо также утрачивает право на бесплат­ное пользование туалетами, размещёнными на объектах транспортной инфраструкту­ры».

Вот такой интересный юри­дический кульбит. Получается, лишь только нога пассажира ступает с порога маршрутки или автобуса на землю, как он пере­стаёт быть пассажиром со всеми вытекающими последствиями. Не правда ли, мелковато?..

НЕ МЕЛОЧИСЬ!

Обратившуюся в «ПВ» чита­тельницу родственники призвали не мелочиться – мол, ничего, заплатишь, если приспичит, сум­ма не бог весть какая. А между тем то же самое можно было бы предложить и другой стороне – не пытаться немедленно откре­ститься от прибывшего в пункт назначения клиента. Или нет? Насколько вообще «мелочен» туалетный бизнес?

Достоверных данных о рен­табельности или нерентабель­ности такого бизнеса на про­сторах интернета обнаружить не удалось. Однако встретился сюжет, показанный в августе 2012 года в программе «Вести. Ставропольский край», – с тем же действующим лицом и на ту же тему. В материале журна­листов ГТРК «Ставрополье» в отношении центрального авто­вокзала Ставрополя прозвучали интересные цифры: «За день через санитарные помещения проходят почти 700 человек. В сутки такой бизнес приносит около 7 тысяч рублей. В месяц – более 200 тысяч. В год – около 2 миллионов. А штраф для юри­дического лица составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Разница очевидна» (stavropolye.tv). Оста­ётся сделать поправку – умно­жить прибыль на два, поскольку с 2012 года стоимость посещения туалета на данном автовокзале с 10 рублей выросла до 20.

В любом случае не нам опре­делять степень законности дей­ствий ОАО «Автовокзал». Кому же? Вероятно, Роспотребнадзору и прочим ведомствам, призван­ным государством стоять на страже соблюдения прав граж­дан. Вот только само собой это случится едва ли: в закрытые двери всегда нужно стучать. И желательно письменно.

ПОД КУСТИК?

22 марта в газету обратилась читательница Ирина Шандрыгол: «Сегодня на новом автовокзале наблюдала такую картину: пассажирам некуда было сходить в туалет – бежали кто куда! Такого безобразия нет в других городах – возмущены были все».

В тот же день мы отправили вопрос Ирины на электронную почту ОАО «Автовокзал». К сожалению, до настоящего времени ответа на него не последовало. В надежде получить ответ непосредственно на новом автовокзале, 6 апреля в 11.05 журналист туда отправился. Туалет (он находится на улице) и правда был наглухо закрыт, ни­каких записок вроде «Ключ у кассира» нигде не было, достучаться до самого кассира не удалось, хотя двери вокзала были открыты и кабинет за стеклом казался вполне обжитым.

При этом на территории автовокзала работает полноценная торговая точка (туда как раз завозили пирожки и булочки). Раз есть торговля и торгуют не только товарами с большим сроком годно­сти – значит, вокзал ведёт довольно активный образ жизни, стало быть, здесь в соответствии с законом должен работать (а не просто быть) туалет. В противном случае пассажирам (и приехавшим, и транзитным) действительно придётся бежать под кустик, благо кустиков тут предостаточно.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44