КАК НА КРЫЛЬЯХ
- На работу – как на крыльях… - Людмила Николаевна Гусева улыбается – и понимаешь, что она, как всегда, говорит то, что думает, ничуть не кривя душой. - Знаю, что день будет сложный, что много дел, –и всё равно лечу. Я не боюсь работы, ведь я её люблю.
Хорошо, когда любимая. Когда не надо, проснувшись утром, уговаривать себя: «Ну-ну, потерпи: уже четверг, а там и пятница…» За 30 лет газета стала для неё домом. Она пришла в «Знамя коммунизма» (так назывались тогда «Петровские вести») в 1990-м, хотя к тому времени уже больше десятка лет была не понаслышке знакома с этой газетой. Тогда писали о том, сколько надоили, намолотили, настригли шерсти, произвели мяса… Большая страна жила достижениями и серьёзными планами на будущее. Их, словно зеркало, добросовестно отражала районка. И ко всем материалам, которые выходили в газете, Людмила Николаевна, даже ещё не работая в ней, имела самое прямое отношение…
АДСКИЙ ОРКЕСТР
В 1978 году 19-летняя Люда (совсем ещё девчонка – кудряшка и хохотушка) села за линотип Петровской типографии. В конце 19-го века этот монстр, изобретённый немцем Отмаром Мергенталером, несомненно, символизировал технический прорыв, ведь благодаря ему сумели наладить механическую печать газет. Но как же непросто оказалось сладить с самим линотипом!
Большой железный трансформер, во время работы грохочущий и лязгающий так, что закладывает уши, – вот что собой представляла эта строкоотливная наборная машина со столь мягко звучащим именем. Будущие газетные строки рождались в котле, где кипела разогретая до 300о смесь свинца, сурьмы и олова. Брызнет на руку – в момент расплавит кожу! А рядом – лёгкие, летящие пальчики 19-летней девушки, неуловимо порхающие по чёрной клавиатуре и управляющие всем этим адским оркестром из салазок, ремней, колёс, подъёмников, зажимов, плунжеров и винтов…
- Да, не все линотиписты легко ладили со своими машинами, - вспоминает Людмила Николаевна, - но мне повезло. Наверное, были способности. В общем, мы нашли друг с другом общий язык сразу.
Как опытный водитель слышит малейшие перемены в звучании двигателя, как врач, пришедший в профессию по призванию, умеет по дыханию пациента определить начинающуюся болезнь, так и она чувствовала свой линотип –в грохоте и лязге ловила новые тональности и вовремя корректировала работу грозной машины.
С ПЫЛУ С ЖАРУ
- Наборщик бьёт по нарисованной на клавиатуре букве – и из расположенного сверху отсека, где находятся настоящие железные буквы, одна из них падает на ленту транспортёра, - рассказывает Людмила Николаевна. - Так происходит с каждой. Буквы складываются в слова, слова – в строку…
Когда она набрана, машина, грохоча и лязгая, направляет её к котлу, чтобы там буквы встретились с раскалённой железной массой, из которой родится свежая, с пылу с жару, газетная строка – единый металлический брусок с выпуклыми буквами.
В 1923 году в стихотворении «Пернатые» Владимир Маяковский увековечил работу людей пера – журналистов. «Мы – действующая армия журналов и газет…» - написал он. Говорится там и о линотипе: «Разливая огонь словомётный, пойдёт пулемётом хлестать линотип…» Да, нелегко рождалась газета, требуя мастерства не только от журналистов.
- Мой линотип был всего на два года моложе меня, - вспоминает Людмила Николаевна. - Для машины это уже возраст. Конечно, в типографии был наладчик, но его звали, только если случалась поломка, а в остальном за своей машиной каждый ухаживал сам. Время от времени матрицу мыли керосином, а если нужно было, чтобы она быстрее вылетала, подсыпали графит. Помню, суетишься, пальцы всегда чёрные...
КОМПЕНСАЦИЯ ЗА СВИНЕЦ
К слову, подсыпать графит ей приходилось часто: набирала быстро, так называемым слепым методом, то есть не глядя на клавиатуру, поэтому разгонялась настолько, что машина просто не успевала за летучими пальцами Люды, и только графит хоть как-то помогал решить эту проблему. Она набирала тексты о соцсоревнованиях и их победителях и при этом сама смело могла считаться победителем.
- Моей основной работой почти сразу стал набор «Знамени коммунизма», - рассказывает, - газета тогда выходила трижды в неделю по четыре полосы. Плюс бланки, плакаты, брошюры… Зарплата была сдельная – сколько сделал, столько и получил, поэтому те, кто набирал быстро, зарабатывали хорошо.
Если случался серьёзный заказ, именно ей предлагали подработку, ведь набирала не только быстро, но и грамотно, что тоже ускоряло процесс: тем, кто допускал ошибки, приходилось заново набирать всю строку и отливать новую металлическую пластину. Люда не отказывалась. А зачем? Пара выходных плюс несколько задержек после работы – и получи 80 рублей. Немалые деньги. По тем временам не каждый столько зарабатывал и за месяц.
- Да, работа оплачивалась хорошо, - вспоминает. - Правда, это было не только сложное, но и вредное производство.
Пары свинца, которые ежедневно вдыхали линотиписты, государство пыталось компенсировать: в разное время панацеей от причинённого их здоровью вреда признавали то молоко, то варенец, то сок. Но свинец не выводится из организма… В 1990-м она приняла решение перейти из типографии в газету. Кстати, тогда разошлись пути не только Люды и линотипа, но и газеты и линотипа: набирать тексты и верстать стали на компьютере – процесс несказанно упростился.
РАЙ
- В сравнении с тем, что было, наступил рай, - рассказывает Людмила Николаевна. - Зарплата, конечно, не та, но зато чисто и тихо. Правда, меня поджидал один сюрприз…
Когда она села за новую клавиатуру и приготовилась лететь – привычно строчить по клавишам, то опешила: перед ней была совершенно другая раскладка букв, совсем не такая, как на линотипе. Поначалу испугалась, а потом, как всегда, взяла себя в руки: «Переучиваться так переучиваться. Я снова буду летать». И действительно, с неприятным сюрпризом справилась быстро.
- Сидела и тренировалась –набирала по памяти стихи. А какещё научиться? - пожимает плечами. - Только делая что-то. И делая это с удовольствием.
Попав в рай в 90-м, с тех пор она так и живёт в нём. Газета сменила название, из «Знамени коммунизма» превратившись
в «Петровские вести», но для неё она по-прежнему осталась раем – местом, обладающим необъяснимой магией притяжения. И, просыпаясь в субботу, Людмила Николаевна до сих пор наверняка думает: «Ничего, всего два дня выходных, а там и понедельник…»
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)