ЖИВИ, ЛЮБИМАЯ ГАЗЕТА!
Н. В. Дьякова – первая женщина-редактор в истории нашей районки и тот человек, который возглавлял газету дольше всех – 20 лет. Сегодня Нина Васильевна делится своими воспоминаниями о тех, с кем довелось поработать, и выбрала она для этого интересную форму – интервью с собой.
- Через три дня «Петровским вестям» исполнится 90 лет. Юбилей! Событие! Праздник! Тебе предложили выступить в газете по этому поводу. Ты сама проработала в районке более 40 лет и каждому юбилею, будучи редактором, посвящала свои материалы – воспоминания об основных этапах жизни газеты и о тех, с кем посчастливилось писать историю района. О чём поведаешь сегодня?
- Да, наверное, всё о том же: о любимой газете, о том трудном пути, который пришлось пройти вместе с юбиляром, о роли газеты в развитии нашей малой родины и, безусловно, о людях, благодаря которым газета выходила в свет и стучала в двери к своим читателям.
- Тогда начнём с биографии?
- Биография «Петровских вестей» глубокими корнями переплелась с биографией нашей страны – сначала СССР, теперь России. Родилась газета 16 февраля 1931 года. Вплоть до 90-го года являлась печатным органом районного комитета КПСС и райисполкома, его рупором, звала своих земляков на трудовые подвиги, рассказывала о передовиках производства, об урожаях, надоях – о том, чем жил на протяжении многих десятилетий район. Вместе со всей страной пережила страшную войну, голодные послевоенные годы, борьбу с послевоенной разрухой, возрождение и снова повествовала о людях, их жизни, труде, о проблемах и успехах.
Менялось время – менялась и газета: её содержание, облик и даже название: из «Колхозной
газеты» превратилась в «Ленинское знамя», а когда в стране был взят курс на построение коммунизма, стала носить гордое имя «Знамя коммунизма», потом, по велению всё того же времени, получила понятное и независимое от политической погоды название «Петровские вести».
- В годы советской власти у газеты были высокие тиражи – 17 и более тысяч экземпляров в месяц. Людей заставляли подписываться на неё?
- Учитывая силу печатного слова, его влияние на умы, – рекомендовали. Но не принуждали. Районку и без этого любили и с удовольствием выписывали (тем более что цена была копеечная). Почему? Потому что это печатное издание было серьёзным источником информации для петровчан. А люди во все времена нуждались в информации.
- Но доверие к газете не могло прийти на ровном месте. Его надо было завоевывать.
- Это правда. Я пришла в газету в 1972 году. Какие корифеи там тогда работали! Фронтовики Г. Л. Масляев, А. Н. Баранник, В. И. Косенко. Им под стать А. И.Тележникова, И. М. Черевань, В. П. Савельев, чуть позже В. И.Сердюков. Они из номера в номер несли людям новые вести.
В редакции каждый сотрудник – как творческий, так и выполняющий чисто техническую работу – был на вес золота. С каким уважением относились все к корректору В. Г. Писаренко, непревзойдённому знатоку русского языка. Вот уж настоящий страж грамотности был в районке! А сколько сил и нервов тратила машинистка В. П. Дорошенко, чтобы расшифровать заковыристые почерки корреспондентов!
И атмосфера в коллективе царила классная. Нас, молодых (Бориса Тулинова, Виктора Ноздрачева, меня), наши старшие опекали по-отечески, учили, критиковали и… гордились, если у нас получалось что-то стоящее.
- Так прошли годы. И грянула перестройка. Как она отразилась на газете, на газетчиках?
- О! Первое время мы пребывали в полнейшей эйфории. Ура! Свобода слова! Мы – четвёртая власть! Стали более смелыми, раскованными, более творчески подходить к подготовке газетных материалов, чаще искать критические темы. Тут на первый план вышел один из самых крутых наших журналистов, правдоруб В. П. Сухоруков. Он в своих публикациях не щадил ни партийных, ни профсоюзных функционеров, ни чиновников и т. д. Дело дошло до того, что обсуждение его очередного материала было внесено в повестку дня краевого комитета КПСС. Было жарко! Тогда мы убедились, как важно уметь отстаивать свою правоту. Виктор Прокофьевич смог, мы этому тоже учились. И уроки эти не раз потом пригодились.
- В 1993 году по согласованию с коллективом редакции ты была назначена редактором «Петровских вестей». Ты с радостью приняла это назначение? - А ты спроси сама у себя, какие это были годы. Надо было быть безумцем, чтобы этому радоваться. К тому времени старые кадры все ушли на пенсию, Сухоруков – по болезни. В редакции, как и во всей стране, разруха, безденежье, нехватка специалистов. Из творческих работников оставались Л. И. Палагота, В. В.Каракоха и я. А газета, чтобы выйти к читателю, каждый день требует «пищу». Сил не хватало. Бюджетное финансирование практически прекратилось. А у меня опыта – ноль, и пробивного таланта тоже. Оставались только любовь к газете и к профессии.
Выдюжили. Разыскала и вернула в газету уходивших на вольные хлеба Валерия Зеленского и Юрия Ёлхина. Каждый занял свою нишу в газете и успешно. Затем на должность ответственного секретаря пришла Лена Долинская. Умная, грамотная, неординарно мыслящая, она быстро освоила свои обязанности и с творческим подходом занялась вёрсткой газеты. Именно при ней «Петровские вести» обрели своё лицо – новое, современное, неповторимое.
- Скажи, как ты воспринимала людей, с которыми работала?
- Как родных, как семью. По-другому и быть не могло. Мы вместе столько пудов соли съели, столько всего преодолели! Нам правда было трудно. Мы учились жить в рыночных условиях. Надо было теперь самим зарабатывать на жизнь, а рядом просто не было примера, на который можно было опереться. Вот так, путём проб и ошибок, бок о бок мы искали новый путь. Тогда тяжёлым бременем груз финансовой перестройки, конечно же, лёг в основном на главного бухгалтера О. В. Бариленко (Ольга Владимировна очень много лет отдала редакции) и на её помощницу Е. Н. Коваленко. И мы нашли этот путь, который позволил не только сохранить газету, но и сделать её одной из самых стабильных и сильных в крае в экономическом плане.
- Что для тебя в период редакторства (а это 20 лет) было главным?
- Люди. Мой коллектив – наш коллектив. Те, кто не сталкивался с работой в газете, не представляют, насколько она трудна. Насколько высока наша ответственность прежде всего перед читателем. Помнишь ещё советский лозунг «Кадры решают всё»? И это абсолютная истина. Ты как руководитель никто, если рядом нет единомышленников. Слава богу, у меня они были. Знаешь, ведь многие пробовали себя в газете, да не надолго их хватало. Не выдерживали ни физических, ни моральных нагрузок. Я их никогда не осуждала: у каждого человека своя дорога. Но когда видела, что наш человек, была просто счастлива. Таким человеком стала Лариса Павловская. Переступила порог редакции совсем зелёная, неопытная по жизни. Но как будто родилась журналистом, и вскоре она покорила сердца читателей «ПВ» и продолжает это делать по сей день, однако уже в другом качестве.
Долго я присматривалась к В. И. Аксёнову. Он работал в детском экологическом центре педагогом и писал заметки оттуда. Мне нравился стиль его работ: они всегда были информационно насыщенными, что для газетчика очень важно, написаны хорошим языком. Пригласила на работу – и снова в точку! Владимир Ильич стал отличным специалистом
и надёжной опорой во многих наших начинаниях.
После некоторого отсутствия вернулась в родные пенаты наша умница и талантище Лена Арцимович. И тогда, и сегодня её острые материалы на злобу дня, её проникновенные рассказы о людях района никого не оставляют равнодушным. И только диву даёшься, откуда в этой хрупкой девочке (а они для меня по-прежнему девочки) столько жизненной энергии и сил!
Помню день, когда порог редакции переступила Елена Можевитина. Мы на тот момент искали человека на должность корректора. И вот она, удача! С ней мало кто может сравниться в знании родного языка, что для газеты на тот момент было очень важно! Лена стала моей незаменимой помощницей и непримиримым борцом за грамотность в газете. А потом переросла свою должность, передала её такому же грамотному специалисту Л. П. Васюковой и стала первоклассным журналистом. Сегодня она заместитель главного редактора.
И не могу, конечно, не сказать о старожиле редакции, о нашей замечательной Л. Н. Гусевой. Она всю жизнь посвятила газете. Более верного и преданного её служителя я не знаю. Спасибо тебе, Людочка! Ты – лучшая!
- Обычно в редакциях основной костяк коллектива составляют женщины. У нас было время, когда перевес склонялся к противоположному полу. Как удалось этого добиться?
- Однажды на совещании в крае один из наших руководителей, анализируя газету, заметил, что, мол, после того как редактором стала (называет мою фамилию), газета «Петровские вести» приобрела женское лицо. Вроде похвалил. Но что-то меня зацепило. Поняла, что ситуацию надо менять. Именно тогда пришёл Аксёнов, а вскоре за ним – наш постоянный внешкор Сергей Кобылкин, только что выпустившийся из Светлоградского педколледжа. Ну совсем молоденький паренёк! Как же мы были ему рады! С его приходом сразу же оживилась в газете молодёжная тематика. Сергей легко наладил связи с молодёжной организацией. В редакции всё время толпились парни и девушки, спорили, обсуждали и вместе с Сережей готовили целые молодёжные полосы. У нас сразу же расширилась и помолодела аудитория. А это было очень важно!
Примерно в это же время в коллектив пришёл ещё один молодой человек, Максим Муконин, в качестве системного администратора (кстати, внук нашей бывшей машинистки В. П. Дорошенко). Он отлично вписался в наш формат и отлично трудился у нас несколько лет.
Вообще, мы бережно относились к внукам наших старших товарищей. Кроме Макса, у нас после окончания школы работала (и очень хорошо) корректором Майя Нарыжная, внучка А. Н. Баранник. Своим человеком в редакции был внук В. П. Сухорукова Сергей. Он весь в деда: такой же умный и талантливый. Его замечательные стихи впервые выходили в свет на страницах «ПВ».
- А что было самым трудным?
- Когда утряслись кадровые проблемы, на первый план вышли чисто бытовые. В 1995 году мы переехали из центра города на задворки, в долго строившееся здание, в котором расположилась и Петровская типография. Нам достались помещения на третьем этаже. Они были настолько унылые, с некачественной отделкой, в кабинетах – холодина: котельная работала плохо, тепло к нам не доходило. Мы несколько зим работали в верхней одежде. Тоска зелёная.
К тому времени научились понемногу зарабатывать свои средства. Потихоньку стали планировать ремонт: сделали автономное отопление, поменяли окна, двери, электропроводку, поставили крышу, отремонтировали кабинеты. Сделали свой дом тёплым и уютным. А чтобы он оставался всегда таким, немало сил к этому прикладывали наши хозяйки чистоты Л. К. Пожарова и В. В. Глоба. Параллельно обновили всю мебель, постепенно меняли оргтехнику и т. д. В редакции всегда хорошо было с транспортом, за что сердечное спасибо А. Р. Романову и В. Н. Уварову. Вообще, конец 90-х и вплоть до 2010 года – это было время расцвета и в экономике, и в творчестве.
- Завершая интервью, хочу спросить: что для тебя газета?
- Моя судьба, моя жизнь. Это то, во что я вкладывала свою веру, свою любовь и безмерное уважение к нашему главному союзнику и главному судье – к читателю. Мне всегда мечталось, чтобы газета, приходя в дом к своему подписчику, становилась ему другом, искренним и понимающим собеседником, в какой-то мере советчиком и защитником. Мы ведь прошли столько судов за свои публикации, отстаивая справедливость и защищая честь и достоинство газеты, а значит, и её читателей.
- Удавалось?
- Удавалось. Но иногда мы проигрывали. И чаще не потому, что были не правы, а потому, что у противоборствующей стороны было значительно больше способов. Но знаешь, как ни странно, проигрывая, мы всё равно становились победителями. Потому что правдивое слово было сильнее тех приёмов, которые использовались против петровских журналистов и их газеты. Об этом знали наши читатели и верили нам.
- Что пожелаешь юбиляру?
- Жить! Долго, счастливо, востребованно. Газета в надёжных руках, по-прежнему родная, любимая, с каждым годом молодеющая. Встретимся на 100-летии!
«ЗДЕСЬ Я ЗАКАЛИЛСЯ…»
С. КАЛАШНИКОВ (КОБЫЛКИН), бывший журналист «Петровских вестей»:
- Во время работы в «ПВ» я был аутсайдером среди сотрудников по количеству написанного текста. Но искренняя поддержка и вера в меня со стороны редактора Нины Васильевны Дьяковой и остальных коллег сделали так, что работа в районке помогла мне стать лидером в жизни. Обретённая за те годы уверенность в себе и в своих возможностях не раз помогала подняться, отряхнуться и помчаться дальше после чувствительных падений на жизненном пути. И не только в этом помогла родная газета – я же и дипломную по журналистике написал на основе анализа материалов, выходивших в районке в 50-х годах.
За время после ухода чувство некоторой недосказанности не раз будило желание вернуться в той или иной форме, ведь для нашего сплочённого коллектива работа была без преувеличения вторым домом. Правда, затем кошмары о том, что в середине вторника пустует первая полоса, каждый раз остужали пыл. Поэтому прекрасно понимаю особенности труда нынешних сотрудников и всегда по приезде в родные края в числе обязательных дел ищу свежие номера нашей газеты.
Небольшая ирония в том, что сейчас я занимаюсь рекламным бизнесом, а реклама в своё время иногда мешала выходу моих и без того нечастых, как я уже говорил, материалов. Но на деле ничего особенного – для себя я вывел формулу, что те, кто хочет узнать закономерности жизни и идут в журналистику, не потеряются затем в большинстве сфер, где поможет умение добывать, анализировать и грамотно использовать информацию, слушать, а главное, слышать людей.
Как-то в середине нулевых я допустил мысль о том, что, скорее всего, печатным СМИ осталось лет пять из-за наступления интернета. И как же я рад, что поспешил с выводами, а коллектив встречает юбилей не только с отличным тиражом, но и с мощными соцсетями, как раз умело оседлав возможности, подаренные интернетом.
Я горд тем, что стал личностью в одной из самых влиятельных и уважаемых районных газет Ставрополья. Желаю её читателям находить в ней всегда актуальную и полезную информацию и надеюсь, что для кого-то из молодёжи она станет второй семьей так же, как в своё время для меня!
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)