ОСКОЛОК ЭПОХИ

11 февраля 2021 года, 11:58 |
Фото А. ЧЕРНЯЕВА

Есть в Светлоградском исто­рико-краеведческом музее имени И. М. Солодилова одна вещь – небольшая и, казалось бы, незначительная: осколок колокола со старого храма, разрушенного в уже далё­кие 30-е годы прошлого века. Целая жизнь человеческая прошла с тех пор. Живы ли те, кто помнит, как лишали коло­кольню голоса – сбрасывали тяжёлый колокол, многие годы приглашавший прихожан на молитву?.. Каков он, срок на­шей памяти?

К сожалению, невелик. Вам знакомо чувство печали от того, что вовремя не расспросили родных и близких об их детстве, юности и хватились лишь тогда, когда было поздно, потому что расспрашивать стало некого? История повторяется: все мы делаем одни и те же ошибки. В блестящей витрине музея ле­жит небольшой осколок нашей общей истории – осколок, о котором практически ничего не известно…

В ПАМЯТЬ О ХРАМЕ

- У нас хранятся несколько предметов из старой церкви Ни­колая Чудотворца, - рассказыва­ет главный хранитель музея И. К. Андриенко, - дискос, потир, копие и осколок колокола – по всей видимости, его нижняя часть, поскольку виден ободок.

Вот и всё… Но что говорить о колоколе, когда даже о самой церкви информации немного: построена на пожертвования (на­верняка в основном купеческие) в 1849 году, стояла там, где сейчас находится ЦДК, начали рушить в 1937-м…

Как пояснили в музее, осколок зарегистрирован в мае 1998 года, но это не означает, что именно тогда он попал в музей. Металл? Судя по всему, сплав серебра и бронзы. И действительно, экс­понат немного отдаёт зеленцой. Есть в музее и ещё два отголоска той эпохи – фотографии старой церкви.

- Смотрите, они сделаны с противоположных ракурсов, - показывает младший научный сотрудник музея Н. М. Бабий, -и, по всей видимости, в разные годы: на одной храм ещё с купо­лами, на другой – уже без них. Вероятно, фотографировал пер­вый фотограф села Петровского Захар Иванович Чернышёв.

ПРЕЕМНИЦА

В поисках информации о ста­рой церкви села Петровского (может быть, проскочит что-ни­будь и о её колоколах?) мы об­ратились к служителям церкви новой – кстати, одноимённой и находящейся совсем рядом с местом, где стояла прежняя. Как пояснил благочинный православ­ных церквей Светлоградского округа митрофорный протоиерей Иоанн Лещина, совпадения и в названии, и в месте не случайны: отсчитать несколько десятилетий назад, возродить то, что было разрушено, исправить допущен­ные когда-то ошибки – в том числе и такие задачи ставились при строительстве нового храма. Именно поэтому и в архитектур­ном плане новый собор напоми­нает прежний.

- Они оба двупрестольные, -рассказывает клирик собора Святителя Николая Чудотворца иерей Сергий Капустянов, - с при­строенными к основному зданию колокольнями, оба пятикуполь­ные. Православные храмы могут иметь разное число куполов – и семь, и двенадцать, и тринад­цать, и более, но пятиглавые храмы, согласно мнению иссле­дователей, встречаются в России чаще других.

Пять куполов символизируют Иисуса Христа и четырёх еван­гелистов. Под центральным купо­лом обычно изображают Иисуса, а под малыми – Иоанна, Марка, Луку и Матфея. Эта традиция соблюдается и в нашем соборе.

Сколько колоколов было в старом храме – история умал­чивает, и уже едва ли она раскро­ет свои секреты, зато мы точно знаем, сколько их на новой ко­локольне. Их шесть, вылиты они в Воронеже, и самый большой весит две с половиной тонны. Пройдёт не так много времени – и наш сегодняшний день покажется потомкам безнадёжно далёким прошлым, а потому, возможно, и эта информация станет кому-ни­будь интересна…

ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ

Большой интерес к изыска­ниям «Петровских вестей» про­явил отец Сергий Капустянов. Именно он нашёл в интернете издание, датированное 1889 годом, – Справочную книжку по Ставропольской епархии П. В. Архангельского.

- В книжке указано, что храм села Петровского входил в 5-й благочиннический округ Ставро­польской епархии, - рассказывает отец Сергий. - Священником был тогда Иаков Воскресенский, «душ мужеского пола» в селе насчи­тывалось 2702, и далее: «От казны 300 рублей. Священникам и псаломщикам, обществен. квартиры священнику и псалом­щикам, с завещанных. 750 р. %». В пользовании причта (причт – группа лиц, служащих при одном храме. – Прим. авт.) находилось 132 десятины земли.

В надежде узнать больше журналист «Петровских вестей» обратился в библиотеку Ставро­польской духовной семинарии – и встретил искреннюю поддержку в лице заведующего ею отца Виктора Налегаева. Именно благодаря предоставленной им информации мы получили возможность приоткрыть завесу истории создания старого храма села Петровского.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Первая цитата – из 16-го тома Военно-статистического обозре­ния Российской империи. Его 1-я часть посвящена Ставрополь­ской губернии, вышла в 1851 году. Читаем: «Николаевская, с приделом во имя св. апост. Петра и Павла церковь по­строена в 1849 году, каменная. Стоимость здания – 100 000 р., иконостаса – 6 000 р. Церков­ных сумм бил. 6008 р. Состав причта (с 1851 г.): 2 свящ., 1 диак. и 1 псал. Казённого жало­ванья положено: двум священни­кам по 120 р. и двум псаломщи­кам по 45 р. Причтовой земли 132 дес. (в 12 вёрст), земля бо­лее удобна для яровых посевов, арендуется по 6 р. за десятину. Оба священника помещаются в церковных домах, причём квар­тира настоятеля «не совсем удобна по причине своей ветхо­сти». Диакон имеет квартиру в здании церковно-приходской школы. Псаломщикам выдаётся квартирное пособие от обще­ства в размере 30 р. каждому. Капиталов причта 2300 р. Сбор «новины» даёт незначительный доход, в последние годы всё более и более уменьшающийся. Церковно-приходских школ 2: мужская и женская. Первая поме­щается в собственном здании, вторая в церковной сторожке».

И далее (уже не о церкви, но всё же интересно с исторической точки зрения): «В селе открыта частная гимназия. Министер­ских школ одноклассных 4. Насе­ление (ц. д.): православн. 10 606. К приходу приписаны хутора: Ейский (в 5 в.), Солёный (в 10 в.), Бузиновый (в 4 в.). Население (стат. ком.): 15 350. Рождений 700, браков 131, смертей 227».

«ГРАНДИОЗНЕЙШИЙ»

Второй источник, предложен­ный отцом Виктором, – книга Г. Беликова и Б. Синельникова «Соборы златоглавые» (издана в Ставрополе в 2006 году). Авторы опираются на архивные матери­алы. Читаем: «Храм Святителя Николая Мирликийского, чудо­творца, в городе Светлограде. Город назывался ранее селом Петровским. По преданию, село берёт своё начало с 1750 года, а по официальным документам, основание его считается с 1786 года… Сначала была сооружена деревянная церковь, которая довольно скоро перестала вме­щать верующих, и в 1849 году в центре села из штучного камня, завезённого из села Бурлацкого Благодарненского уезда, был построен новый храм, освя­щённый в честь святителя Николая Чудотворца. Второй престол храма был освящён в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Стоимость храма, по данным А. Твалчрелидзе, исчислялась в 100 000 рублей. Согласно житию святителя Игнатия (Брянчани­нова), будучи на Кавказской ка­федре, он посещал этот храм. В отчёте о поездке в 1903 году Преосвященного Агафодора по Ставропольской епархии храм назван «грандиознейшим, каких немного в епархии». 1937 год – начало разрушения храма. Одну часть церкви разрушили до вой­ны; во время войны в уцелевшей части хранили хлеб, а служба проходила в сторожке (она сне­сена в 1970-е годы). После войны храм разрушили совсем».

«ОГРОМНЫЙ, ПЯТИКУПОЛЬНЫЙ»

Как видим, старая церковь, построенная в 1849 году, была не первой в Петровском. Ещё до неё в селе существовала деревянная церковь, носившая название Преображения Господня. В книге «Соборы златоглавые» читаем дальше (вероятно, информация взята авторами из другого источ­ника, поэтому некоторые данные расходятся с предыдущими): «В 1843 году сход жителей села Петровского по случаю обветшания старой деревянной церкви во имя Преображения

Господня принял решение обра­титься к епископу Кавказскому Иеремии с просьбой устрой­ства новой церкви, каменной, трёхпрестольной – во имя Пре­ображения Господня, с придела­ми во имя Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла». (Как известно, в итоге была построена двухпрестоль­ная церковь, также изменилось её название. – Прим. авт.)

И далее: «С получением хра­мозданной грамоты начался сбор доброхотных пожерт­вований, которые вместе с имеющимися у общества сред­ствами позволили приступить

к постройке. К середине 1850 года огромный пятикупольный храм был построен, а в ноябре этого же года освящён. Храм строил известный ставро­польский подрядчик Дмитрий Соннов, сложивший храм из штучного камня, на извести. Стоимость храма составила 100 тысяч рублей серебром, да вызолоченный иконостас с мно­гочисленными иконами обошёл­ся в 30 тысяч рублей серебром. Большинство икон храма были написаны некогда известным ставропольским художником Евгением Беляевым.

Вновь построенный храм освидетельствовал губернский архитектор Григорий Леонтьевич Ткаченко, не нашедший нарушений в правильности и добротности всех проведённых строительных работ».

ЗАБВЕНИЕ

Ушла ли старая церковь в никуда, оставшись лишь на фо­тографиях, которые хранятся в музее? Как оказалось, нет. Ничто не возникает ниоткуда и не ис­чезает бесследно – эту мысль в той или иной степени выражали многие учёные и философы. И вот теперь (в очередной раз) она нашла подтверждение. Конечно, на уровне слухов, и всё же, всё же… К примеру, до наших дней дошла информация о том, что ка­мень, из которого была сложена старая церковь, не канул в небы­тие, а пошёл на строительство нового здания – того, где сейчас располагается Светлоградский педагогический колледж. Вполне достойное продолжение жизни, не правда ли? А часть ограды старой церкви и по сей день ве­рой и правдой служит православ­ным (речь о церкви Покрова Пре­святой Богородицы на ул. Шевченко, что рядом со старым кладбищем).

Небольшой осколок колокола в блестящей музейной витрине –и такая большая история, свя­занная с жизнью целой страны, села Петровского и каждого его жителя, рассказанная сухими цифрами статистики и краткими цитатами из воспоминаний, со­бранными дотошными исследо­вателями. Неравнодушие… Пока оно живо, не будет забвения. Его не будет, пока нам интересна наша собственная история.

Приходите в музей – и вы увидите всё своими глазами. И может быть, если вам позволит воображение, даже услышите замирающий в дали давно ми­нувших лет голос церковного колокола. Пусть звучит, пусть напоминает о былом и учит терпимости, умению слушать и слышать.

Современный собор Святителя Николая Чудотворца построили в Светлограде в начале 2000-х. В 2004-м на нём был установлен боль­шой центральный купол, а в 2006-м освящены и установлены четыре малых.

У этого строительства тоже есть своя, и не совсем простая, история. Из книги А. Е. Ко­жухова и В. Л. Зеленского «Путешествие из Петровского в Светлоград»: «Строительство храма начиналось несколько раз. В первый раз вокруг существующей церкви, расположенной по ул. Шевченко. Силами местного казачества был заложен фундамент, но на этом дело и закончилось. Затем в парке имени Гагарина… начали работы по подготовке строительной площадки нового храма. Идея строительства в данном месте была не совсем удачной в плане географического месторасположения. И посту­пило предложение о переносе строительной площадки в центр города, в место примыкания ул. Пушкина к городской площади. Основной сложностью переноса стал вопрос о передаче церкви уже готового монолитного фунда­мента, принадлежавшего управлению связи в Петровском районе. И тогда в решение этого вопроса вмешалась городская общественность. По инициативе заместителя председателя городского совета Кожухова Александра Ефи­мовича редактор местной газеты Дьякова Нина Васильевна и директор местного телевидения Кузьминова Лидия Михайловна организовали се­рию публичных обращений к местным властям и жителям города о поддержке строительства храма именно на уже готовой строительной площадке в центре города. Отец Иоанн поддер­жал эту идею. Немалый вклад в решение вопро­са… внесли жители города Светлограда, среди которых Самарин Николай Владимирович… И, как говорится, бог помог. После решения всех организационно-правовых вопросов с помощью многочисленных спонсоров Светлоградским управлением по добыче и транспортировке газа (директор Беликов Владимир Батырбекович) началось строительство храма».

Интересной информацией поделился с газетой А. Е. Кожухов, житель Светлограда, много лет собирающий исторические сведе­ния о своей малой родине и издавший не одну книгу на эту тему. С Александром Ефимовичем мы встретились у церкви Покрова Пресвятой Богородицы, расположенной на ул. Шевченко. В соста­ве её ограды находятся две довольно большие секции, которые отличаются от остальных.

- Прежде всего, они кованые, - рассказывает Александр Ефимо­вич. - А история их появления в этой ограде такова: несколько лет назад случайно узнал от знакомого, что на один из пунктов приёма металлолома попали две секции ограды старого храма. Поехал туда, посмотрел. Конечно, выкупил их и передал нашей церкви. Действительно ли они когда-то были частью ограды старого храма, не знаю, но всё может быть… Вот Кира, - кивает на внучку, - подра­стёт и узнает, ведь она хочет быть историком.

Он вспоминает, как в 1963-м, когда на месте старой церкви начали закладывать фундамент районного Дома культуры, обна­ружили могилы священников, как кто-то из мальчишек взял себе крест, лежавший среди костей. Тогда никому не пришло в голову перезахоронить усопших: было другое время…

Елена АРЦИМОВИЧ
Ключевые слова:
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44