ОСКОЛОК ЭПОХИ
Есть в Светлоградском историко-краеведческом музее имени И. М. Солодилова одна вещь – небольшая и, казалось бы, незначительная: осколок колокола со старого храма, разрушенного в уже далёкие 30-е годы прошлого века. Целая жизнь человеческая прошла с тех пор. Живы ли те, кто помнит, как лишали колокольню голоса – сбрасывали тяжёлый колокол, многие годы приглашавший прихожан на молитву?.. Каков он, срок нашей памяти?
К сожалению, невелик. Вам знакомо чувство печали от того, что вовремя не расспросили родных и близких об их детстве, юности и хватились лишь тогда, когда было поздно, потому что расспрашивать стало некого? История повторяется: все мы делаем одни и те же ошибки. В блестящей витрине музея лежит небольшой осколок нашей общей истории – осколок, о котором практически ничего не известно…
В ПАМЯТЬ О ХРАМЕ
- У нас хранятся несколько предметов из старой церкви Николая Чудотворца, - рассказывает главный хранитель музея И. К. Андриенко, - дискос, потир, копие и осколок колокола – по всей видимости, его нижняя часть, поскольку виден ободок.
Вот и всё… Но что говорить о колоколе, когда даже о самой церкви информации немного: построена на пожертвования (наверняка в основном купеческие) в 1849 году, стояла там, где сейчас находится ЦДК, начали рушить в 1937-м…
Как пояснили в музее, осколок зарегистрирован в мае 1998 года, но это не означает, что именно тогда он попал в музей. Металл? Судя по всему, сплав серебра и бронзы. И действительно, экспонат немного отдаёт зеленцой. Есть в музее и ещё два отголоска той эпохи – фотографии старой церкви.
- Смотрите, они сделаны с противоположных ракурсов, - показывает младший научный сотрудник музея Н. М. Бабий, -и, по всей видимости, в разные годы: на одной храм ещё с куполами, на другой – уже без них. Вероятно, фотографировал первый фотограф села Петровского Захар Иванович Чернышёв.
ПРЕЕМНИЦА
В поисках информации о старой церкви села Петровского (может быть, проскочит что-нибудь и о её колоколах?) мы обратились к служителям церкви новой – кстати, одноимённой и находящейся совсем рядом с местом, где стояла прежняя. Как пояснил благочинный православных церквей Светлоградского округа митрофорный протоиерей Иоанн Лещина, совпадения и в названии, и в месте не случайны: отсчитать несколько десятилетий назад, возродить то, что было разрушено, исправить допущенные когда-то ошибки – в том числе и такие задачи ставились при строительстве нового храма. Именно поэтому и в архитектурном плане новый собор напоминает прежний.
- Они оба двупрестольные, -рассказывает клирик собора Святителя Николая Чудотворца иерей Сергий Капустянов, - с пристроенными к основному зданию колокольнями, оба пятикупольные. Православные храмы могут иметь разное число куполов – и семь, и двенадцать, и тринадцать, и более, но пятиглавые храмы, согласно мнению исследователей, встречаются в России чаще других.
Пять куполов символизируют Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Под центральным куполом обычно изображают Иисуса, а под малыми – Иоанна, Марка, Луку и Матфея. Эта традиция соблюдается и в нашем соборе.
Сколько колоколов было в старом храме – история умалчивает, и уже едва ли она раскроет свои секреты, зато мы точно знаем, сколько их на новой колокольне. Их шесть, вылиты они в Воронеже, и самый большой весит две с половиной тонны. Пройдёт не так много времени – и наш сегодняшний день покажется потомкам безнадёжно далёким прошлым, а потому, возможно, и эта информация станет кому-нибудь интересна…
ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ
Большой интерес к изысканиям «Петровских вестей» проявил отец Сергий Капустянов. Именно он нашёл в интернете издание, датированное 1889 годом, – Справочную книжку по Ставропольской епархии П. В. Архангельского.
- В книжке указано, что храм села Петровского входил в 5-й благочиннический округ Ставропольской епархии, - рассказывает отец Сергий. - Священником был тогда Иаков Воскресенский, «душ мужеского пола» в селе насчитывалось 2702, и далее: «От казны 300 рублей. Священникам и псаломщикам, обществен. квартиры священнику и псаломщикам, с завещанных. 750 р. %». В пользовании причта (причт – группа лиц, служащих при одном храме. – Прим. авт.) находилось 132 десятины земли.
В надежде узнать больше журналист «Петровских вестей» обратился в библиотеку Ставропольской духовной семинарии – и встретил искреннюю поддержку в лице заведующего ею отца Виктора Налегаева. Именно благодаря предоставленной им информации мы получили возможность приоткрыть завесу истории создания старого храма села Петровского.
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
Первая цитата – из 16-го тома Военно-статистического обозрения Российской империи. Его 1-я часть посвящена Ставропольской губернии, вышла в 1851 году. Читаем: «Николаевская, с приделом во имя св. апост. Петра и Павла церковь построена в 1849 году, каменная. Стоимость здания – 100 000 р., иконостаса – 6 000 р. Церковных сумм бил. 6008 р. Состав причта (с 1851 г.): 2 свящ., 1 диак. и 1 псал. Казённого жалованья положено: двум священникам по 120 р. и двум псаломщикам по 45 р. Причтовой земли 132 дес. (в 12 вёрст), земля более удобна для яровых посевов, арендуется по 6 р. за десятину. Оба священника помещаются в церковных домах, причём квартира настоятеля «не совсем удобна по причине своей ветхости». Диакон имеет квартиру в здании церковно-приходской школы. Псаломщикам выдаётся квартирное пособие от общества в размере 30 р. каждому. Капиталов причта 2300 р. Сбор «новины» даёт незначительный доход, в последние годы всё более и более уменьшающийся. Церковно-приходских школ 2: мужская и женская. Первая помещается в собственном здании, вторая в церковной сторожке».
И далее (уже не о церкви, но всё же интересно с исторической точки зрения): «В селе открыта частная гимназия. Министерских школ одноклассных 4. Население (ц. д.): православн. 10 606. К приходу приписаны хутора: Ейский (в 5 в.), Солёный (в 10 в.), Бузиновый (в 4 в.). Население (стат. ком.): 15 350. Рождений 700, браков 131, смертей 227».
«ГРАНДИОЗНЕЙШИЙ»
Второй источник, предложенный отцом Виктором, – книга Г. Беликова и Б. Синельникова «Соборы златоглавые» (издана в Ставрополе в 2006 году). Авторы опираются на архивные материалы. Читаем: «Храм Святителя Николая Мирликийского, чудотворца, в городе Светлограде. Город назывался ранее селом Петровским. По преданию, село берёт своё начало с 1750 года, а по официальным документам, основание его считается с 1786 года… Сначала была сооружена деревянная церковь, которая довольно скоро перестала вмещать верующих, и в 1849 году в центре села из штучного камня, завезённого из села Бурлацкого Благодарненского уезда, был построен новый храм, освящённый в честь святителя Николая Чудотворца. Второй престол храма был освящён в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Стоимость храма, по данным А. Твалчрелидзе, исчислялась в 100 000 рублей. Согласно житию святителя Игнатия (Брянчанинова), будучи на Кавказской кафедре, он посещал этот храм. В отчёте о поездке в 1903 году Преосвященного Агафодора по Ставропольской епархии храм назван «грандиознейшим, каких немного в епархии». 1937 год – начало разрушения храма. Одну часть церкви разрушили до войны; во время войны в уцелевшей части хранили хлеб, а служба проходила в сторожке (она снесена в 1970-е годы). После войны храм разрушили совсем».
«ОГРОМНЫЙ, ПЯТИКУПОЛЬНЫЙ»
Как видим, старая церковь, построенная в 1849 году, была не первой в Петровском. Ещё до неё в селе существовала деревянная церковь, носившая название Преображения Господня. В книге «Соборы златоглавые» читаем дальше (вероятно, информация взята авторами из другого источника, поэтому некоторые данные расходятся с предыдущими): «В 1843 году сход жителей села Петровского по случаю обветшания старой деревянной церкви во имя Преображения
Господня принял решение обратиться к епископу Кавказскому Иеремии с просьбой устройства новой церкви, каменной, трёхпрестольной – во имя Преображения Господня, с приделами во имя Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла». (Как известно, в итоге была построена двухпрестольная церковь, также изменилось её название. – Прим. авт.)
И далее: «С получением храмозданной грамоты начался сбор доброхотных пожертвований, которые вместе с имеющимися у общества средствами позволили приступить
к постройке. К середине 1850 года огромный пятикупольный храм был построен, а в ноябре этого же года освящён. Храм строил известный ставропольский подрядчик Дмитрий Соннов, сложивший храм из штучного камня, на извести. Стоимость храма составила 100 тысяч рублей серебром, да вызолоченный иконостас с многочисленными иконами обошёлся в 30 тысяч рублей серебром. Большинство икон храма были написаны некогда известным ставропольским художником Евгением Беляевым.
Вновь построенный храм освидетельствовал губернский архитектор Григорий Леонтьевич Ткаченко, не нашедший нарушений в правильности и добротности всех проведённых строительных работ».
ЗАБВЕНИЕ
Ушла ли старая церковь в никуда, оставшись лишь на фотографиях, которые хранятся в музее? Как оказалось, нет. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно – эту мысль в той или иной степени выражали многие учёные и философы. И вот теперь (в очередной раз) она нашла подтверждение. Конечно, на уровне слухов, и всё же, всё же… К примеру, до наших дней дошла информация о том, что камень, из которого была сложена старая церковь, не канул в небытие, а пошёл на строительство нового здания – того, где сейчас располагается Светлоградский педагогический колледж. Вполне достойное продолжение жизни, не правда ли? А часть ограды старой церкви и по сей день верой и правдой служит православным (речь о церкви Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Шевченко, что рядом со старым кладбищем).
Небольшой осколок колокола в блестящей музейной витрине –и такая большая история, связанная с жизнью целой страны, села Петровского и каждого его жителя, рассказанная сухими цифрами статистики и краткими цитатами из воспоминаний, собранными дотошными исследователями. Неравнодушие… Пока оно живо, не будет забвения. Его не будет, пока нам интересна наша собственная история.
Приходите в музей – и вы увидите всё своими глазами. И может быть, если вам позволит воображение, даже услышите замирающий в дали давно минувших лет голос церковного колокола. Пусть звучит, пусть напоминает о былом и учит терпимости, умению слушать и слышать.
Современный собор Святителя Николая Чудотворца построили в Светлограде в начале 2000-х. В 2004-м на нём был установлен большой центральный купол, а в 2006-м освящены и установлены четыре малых.
У этого строительства тоже есть своя, и не совсем простая, история. Из книги А. Е. Кожухова и В. Л. Зеленского «Путешествие из Петровского в Светлоград»: «Строительство храма начиналось несколько раз. В первый раз вокруг существующей церкви, расположенной по ул. Шевченко. Силами местного казачества был заложен фундамент, но на этом дело и закончилось. Затем в парке имени Гагарина… начали работы по подготовке строительной площадки нового храма. Идея строительства в данном месте была не совсем удачной в плане географического месторасположения. И поступило предложение о переносе строительной площадки в центр города, в место примыкания ул. Пушкина к городской площади. Основной сложностью переноса стал вопрос о передаче церкви уже готового монолитного фундамента, принадлежавшего управлению связи в Петровском районе. И тогда в решение этого вопроса вмешалась городская общественность. По инициативе заместителя председателя городского совета Кожухова Александра Ефимовича редактор местной газеты Дьякова Нина Васильевна и директор местного телевидения Кузьминова Лидия Михайловна организовали серию публичных обращений к местным властям и жителям города о поддержке строительства храма именно на уже готовой строительной площадке в центре города. Отец Иоанн поддержал эту идею. Немалый вклад в решение вопроса… внесли жители города Светлограда, среди которых Самарин Николай Владимирович… И, как говорится, бог помог. После решения всех организационно-правовых вопросов с помощью многочисленных спонсоров Светлоградским управлением по добыче и транспортировке газа (директор Беликов Владимир Батырбекович) началось строительство храма».
Интересной информацией поделился с газетой А. Е. Кожухов, житель Светлограда, много лет собирающий исторические сведения о своей малой родине и издавший не одну книгу на эту тему. С Александром Ефимовичем мы встретились у церкви Покрова Пресвятой Богородицы, расположенной на ул. Шевченко. В составе её ограды находятся две довольно большие секции, которые отличаются от остальных.
- Прежде всего, они кованые, - рассказывает Александр Ефимович. - А история их появления в этой ограде такова: несколько лет назад случайно узнал от знакомого, что на один из пунктов приёма металлолома попали две секции ограды старого храма. Поехал туда, посмотрел. Конечно, выкупил их и передал нашей церкви. Действительно ли они когда-то были частью ограды старого храма, не знаю, но всё может быть… Вот Кира, - кивает на внучку, - подрастёт и узнает, ведь она хочет быть историком.
Он вспоминает, как в 1963-м, когда на месте старой церкви начали закладывать фундамент районного Дома культуры, обнаружили могилы священников, как кто-то из мальчишек взял себе крест, лежавший среди костей. Тогда никому не пришло в голову перезахоронить усопших: было другое время…
- 0
- 0
- 0
- 1
- 0
Комментарии (0)