ПЫЛЬНЫЕ ВЕТРЫ ГИНГЕМЫ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

8 октября 2020 года, 13:45 |

Помните, как в «Волшебнике Изумрудного города» ураганом унесло домик фермера вместе с Элли и Тотошкой? Александр Волков сделал виновницей этой беды злую волшебницу Гингему, а вот Лаймен Фрэнк Баум в своей книге «Удивительный волшебник из страны Оз», опираясь на которую Волков и написал собственную историю, назвал куда более банальные причины пыльных бурь – жару, засуху и отсутствие деревьев.

На Ставрополье пыльные бури случались и раньше, однако, по информации краевого гидрометцентра, столь глобальных и продолжительных за последние 20 лет не было. Буря родилась 28 сентября в Арзгирском районе и Благодарненском городском округе, 29-го она заняла уже всю восточную часть края, а 30-го хозяйничала в большинстве районов. На открытых участках скорость порывов ветра достигала 22 м/с. Конечно, не ураган, но всё же…

ДЕВОЧКА С КАМНЕМ

Сейчас, пожалуй, мало кто знает писателя Рувима Фраермана. Разве что старшее поколение вспомнит его «Дикую собаку Динго». А между тем Рувим Исаевич написал немало повестей и рассказов. Среди них «Девочка с камнем» – о маленькой казашке Ане Мамедовой, которая так сильно хотела учиться, что каждый день первой прибегала в школу, а однажды, когда случился настоящий ураган и все дети остались дома, она единственная всё равно пришла… с трудом неся в руках огромный для её роста камень.

Интересно, что история Ани Мамедовой в 1963 году в точности повторилась в нашем Светлограде (на тот момент – в селе Петровском).

- Это было зимой, - рассказывает Т. И. Арцимович. - Помню большие сугробы (зимы тогда были снежные, не то что теперь) и сильный ветер – он буквально сбивал с ног. По радио объявили, что ученики начальных классов не учатся, моя же мама уходила на работу очень рано и, видимо, не услышала. Я проснулась, поела, оделась – и вышла на улицу. Училась я в так называемой зелёной школе. Пока шла по своей Почтовой, было терпимо, но когда повернула на Чапаева, ветер начал сбивать с ног. Я падала, хваталась за деревья. Идти вперёд стало просто невозможно.

Татьяна Ивановна улыбается:

- И тогда я вспомнила книгу об Ане. Кто бы мог подумать, что в такой момент меня выручит любовь к чтению! Я тоже подняла большой камень. Так и дошла. Когда сторож увидела меня, испугалась – быстро втащила внутрь, завела в свою каморку, напоила чаем, отогрела, а потом проводила прямо до дома.

Слушаешь такое – и не верится. Неужели речь о Светлограде? Неужели такие ветры были на памяти наших мам и бабушек?

НАДЁЖНЫЙ ЗАСЛОН

После пыльной бури 2003-го читаем в газете «Ставропольская правда»: «А вспомнит ли кто-нибудь из старожилов, когда на Ставрополье была последняя пыльная буря?.. Чтобы не было разнотолков в этих воспоминаниях, стоит привести такой исторический факт: последний раз ветер ураганной силы сдувал верхний слой почвы вместе с семенами яровых культур на всём северо-востоке Ставрополья аж в 1979 году… А до этого – в 1976-м, 1975-м, 1972-м, 1969-м... Один-два раза за три года, как нетрудно подсчитать. С 1979-го года наступил перерыв длиною почти в четверть века».

О причинах этого перерыва догадаться легко. В советское время ветрам поставили надёжный заслон – высадили и вырастили десятки тысяч гектаров лесополос и рукотворных лесов. Читаем далее: «В июле 1930 года в Ставропольском округе был утверждён план лесомелиоративных работ, которым предусматривалось за десятилетие создать рукотворные леса и лесополосы на площади 16,5 тыс. га. План был успешно перевыполнен».

Выполнялся и перевыполнялся план и все последующие десятилетия. «Даже в голодном послевоенном 1946 году нашли средства и возможности для закладки лесных полос площадью 800 га», - пишет «Ставропольская правда». А об ударных лесопосадках 60-х, 70-х и 80-х помнят и не раз рассказывали на страницах «Петровских вестей» бывшие работники нашего лесхоза.

В прошлом году, когда Петровский лесхоз отметил 70-летие, Дмитрий Сидорович Гревцев, проработавший там 36 лет, вспоминал:

- В 80-е эта работа хорошо была поставлена. Было дело, за один день мы высадили вдоль колхозных полей 16 гектаров лесополосы!

Свою задачу – задерживать на полях влагу, усмирять ветра, препятствовать появлению оврагов – лесополосы выполнили. Именно тогда Ставрополье приобрело славу житницы. И вот теперь, спустя каких-то 35-40 лет, сев идёт в совершенно сухую землю…

ЩИТЫ – НЕ У ДЕЛ

- Такого сева на моей памяти ещё не было, - рассказывает начальник отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации округа В. Б. Ковтун. - Озимый рапс уже посеян, сейчас очередь за озимой пшеницей. 50% наших площадей занимают именно озимые зерновые.

В общей сложности под озимые культуры в нашем округе выделяется около 102 тысяч гектаров. По словам Владимира Борисовича, смещать сроки сева на таких больших площадях – дело рискованное: погода всё больше напоминает рулетку, и предсказать, когда она будет благоволить аграриям, практически невозможно.

- Конечно, лесополосы выполняют важную роль, - говорит Владимир Борисович, - потому что препятствуют ветровой эрозии, иссушению почвы. Но сейчас они в плохом состоянии: что-то вырубили, что-то сгорело, когда выжигали стерню. Их надо расчищать и новые деревья подсаживать.

В 90-е годы зелёные щиты, столь необходимые для нашей зоны рискованного земледелия, оказались не у дел, став обузой, брать которую на баланс не спешили ни государство, ни муниципалитеты, ни сельхозпроизводители. Петровских аграриев, которые хотя бы как-то ухаживали за примыкающими к их полям лесополосам, пересчитать можно было по пальцам одной руки. И вот наконец долгожданные перемены.

УЖЕ НЕ БЕСХОЗНЫЕ

1 января этого года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О мелиорации земель». Они определили правовой статус защитных лесных насаждений, назначили ответственных за их учёт и содержание.

Вкратце суть поправок Минсельхоз РФ отразил так: «Закон предусматривает обязанность правообладателей земельных участков обеспечивать содержание и сохранение мелиоративных защитных лесных насаждений. При этом в случаях, когда насаждения расположены на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не переданы в пользование сторонним организациям, эти обязанности возлагаются на органы власти» (rg.ru).

Сейчас по всей России неспешно, как того и требует бюрократическая машина, идёт процесс постановки занятых лесополосами земель на кадастровый учёт – собственники всех категорий разбираются, где чьё и кто за что будет отвечать.

- Нам передадут в общей сложности более 20 тысяч гектаров лесонасаждений, - рассказывает «ПВ» директор Ипатовского лесхоза И. Н. Санюкович (напомним: лесхоз отвечает за расчистку и воспроизводство лесных насаждений на территории не только Ипатовского городского округа, но и Петровского, а также Туркменского и Апанасенковского районов). - Специально для ухода за лесополосами создан отдел агролесомелиорации. Мы уже изучаем свои владения, определяем фронт работ.

А фронт, надо сказать, немалый. И это при том, что кадров по-прежнему немного. Как пояснил Игорь Николаевич, большая часть лесополос в плохом состоянии – старые деревья, сушняк...

В настоящий момент в краевом минприроды идёт работа над составлением проектов санитарно-оздоровительных рубок и прочих мероприятий по уходу. Планируются ли посадки – пусть не осенью, но хотя бы весной? Этот вопрос сложнее. Уже многие годы, по крайней мере, на территории нашего округа, посадки либо минимальны, либо отсутствуют вовсе. Причина – недостаточное финансирование из краевого и федерального бюджетов.

В любом случае, пока судьба посадок полна неизвестности, определилась хотя бы судьба незаконных рубок.

- Мы уже патрулируем переданные нам лесополосы, - рассказывает Игорь Николаевич, - поэтому напоминаю: за рубку живых деревьев предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 260 и 261 УК РФ), а это и штрафы, и принудительные работы, и даже лишение свободы.

Ответить рублём также придётся за повреждение деревьев, за выжигание сухой травы, за вывоз в лесополосы бытового и строительного мусора, за разведение костров.

Как бы то ни было, лесополосы – капля в море (хотя и капля камень точит!). В последние столетия природа вообще испытывает сильнейший прессинг со стороны человечества. И дай бог, чтобы пыльные ветры Гингемы не оказались всего лишь цветочками. Кто знает, какое ещё зелье сварит злая волшебница в своём котле…

«ТАКОЙ БУРИ НЕ ПОМНЮ!»

Начальник светлоградской метеостанции З. А. МОНОГАРОВА:

- В последние дни сентября мы фиксировали среднюю скорость ветра до 10 м/с. Порывы, конечно, были намного сильнее, и максимальные (20 м/с) – 1 октября. Работаю на нашей метеостанции уже 45 лет. За это время разное случалось, бывали и куда более серьёзные порывы ветра – до 28 м/с, но при этом не было пыли и заканчивалось всё быстрее. Такая затяжная пыльная буря на моей памяти впервые.

Что касается пыли, то её причина – окружающие город поля. Они подготовлены к севу, лишены всякой растительности, и при этом земля сейчас – как порох, запасы влаги в ней нулевые.

ВЫРУБИЛ НА ПЯТЬ – СЕЛ НА ДВА

Незаконная рубка, а также повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста, совершённые в значительном размере, влекут за собой штраф, обязательные, исправительные или принудительные работы и даже лишение свободы на срок до двух лет. При этом значительным размером признаётся ущерб, превышающий 5 тыс. руб. (ст. 260 УК РФ). К слову, это цена одного-единственного взрослого дерева…

«НИ ДЕРЕВЦА, НИ ДОМИКА…»

«Девочка Дороти жила в маленьком домике посреди огромной канзасской степи… В доме не было чердака, да и подвала тоже, если не считать ямы под полом, где семья спасалась от ураганов. В этих местах ураганы бывали такими свирепыми, что им ничего не стоило смести со своего пути маленький домик. На полу посреди комнаты был люк, а под ним — лестница, которая вела в убежище. Выйдя из дому и глядя по сторонам, Дороти видела вокруг только степь. Она тянулась до самого горизонта: унылая равнина — ни деревца, ни домика. Солнце в этих краях было таким жарким, что вспаханная земля под его жгучими лучами моментально превращалась в серую запёкшуюся массу. Трава тоже быстро делалась серой, как и всё кругом» (из книги «Удивительный волшебник из страны Оз» Л. Ф. Баума).

МНЕНИЕ

Мы предложили друзьям на нашей страничке в «Одноклассниках» поделиться мнением о причине пыльных бурь, а также своим личным опытом «общения» с ними.

Ольга Ковалева:

- Лесополосы выжгли, а новых насаждений нет! Жалкие потуги что-то высадить не покрывают масштабных вырубок. Вот и получите результат…

Владислав Киевский:

- По работе приходится ездить по районам. Вот сегодня, 29 сентября, был в Ипатовском и Апанасенковском. Пыльная буря везде. Дождей нет. Поля распаханы и подготовлены под посев. Сильный ветер срывает верхний рыхлый, сухой слой и разносит по степи. Все небольшие водоёмы и пруды пересохли. А ещё и зиму обещают малоснежную. Оставшиеся посадки засохнут без осадков. Видели, какие подсолнухи выросли в основном по краю? Это же ромашки по размеру.

Ольга Круглова (Орлова):

- Я ужасалась нашим подсолнухам, а доехала до Ставрополя, а там на полях даже не ромашки, а маргаритки! Я просто загордилась петровскими достижениями. А бури по осени бывали, да и по весне тоже иногда, но не такие сильные и не такие продолжительные.

Ольга Соколова (Фисенко):

- И раньше были пыльные бури. Но такой засухи я не припомню. Практически полтора года не было дождей!

Таисия Деньщик:

- Моя мама (ей 81 год) говорит, что примерно в начале 70-х дожди не шли и целый месяц была вот такая пыльная буря. Земля настолько пересохла, что осенью даже огороды не могли вскопать – копали весной. Она работала в лесхозе, участвовала в высаживании лесополос для защиты от ветров, чтобы не выдувало плодородную почву. А сейчас никому это не надо, живём одним днём, и вот он результат – сами себя уничтожаем.

Светлана Жалыбина (Голощапова):

- Начальников много – простых трудяг нет! Кто же будет чистить лесополосы, сажать деревья вместо высохших? А сушняк – это пожары. И это не только у нас: летом в Саратовской области вообще ничего не видно было от пыли.

Наталья Чемезова (Шульженко):

- В Ростове-на-Дону и в Ростовской области постоянно горит камыш и также пыльные бури – из-за дымки не видно города!

Наталья Бородаенко (Бобырева):

- Очень страшная пыльная буря случилась в феврале 1980 года. Целый месяц! У меня дочке было меньше годика, поэтому точно помню. Жили на Коминтерна, рядом с нашей улицей гора, и оттуда так несло песок, что во двор нельзя было выйти. Вот это было бедствие! Поэтому в 1982-1983 годах приняли решение посадить по Куцаю сосенки – там, где сейчас храм Петра и Павла. В это же время появились сосновые рощи и на Бараничьей горе.

Марина Серякова:

- Надо всем учиться беречь природу – и детям, и взрослым.
Марина K:

- Я не помню раньше зимы без снега. Всегда сугробы по колено. Детство всё на санках прошло. А сейчас дети только по телевизору могут видеть снег. Климан меняется! И в том числе вырубка деревьев привела к этой ситуации. В наше село загляни лет 20 назад – всё по-другому было. Центр в зелени стоял. А сейчас такое ощущение, что деревья – это сорняк, который без сожаления надо удалять. Очень печально! Посадить и вырастить дерево намного труднее, чем просто взять и вырубить.

Сергей Кокотко:

- В восточных районах края распаханы эрозионно-опасные пастбища – пески, которые были закреплены в 80-е годы, опять стали «двигаться». Лесополосы вырублены и уничтожены сверхнормативным поголовьем, которое содержится на кошарах. В 80-е и 90-е за распашку пастбищ были существенные штрафы, поэтому никто их не пахал. Вся эта пыльная буря – не что иное, как закономерность бездействия контролирующих органов.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44