В СТЕПИ СТОИТ ПОСЁЛОК ГОРНЫЙ
Горный – место загадочное: название есть, а гор нет. Напротив, словно в насмешку, вокруг посёлка, насколько глаз хватает, сплошь поля или степь, выжженная беспощадным южным солнцем. Из растительности – лесополосы из акаций, полынь да чертополох поникший, давным-давно высушенный зноем. А где же горы?
БЕЗ ГОР
Образовался Горный в 1932 году, и были это тогда ферма № 3 или третье отделение совхоза «Ставрополь-Кавказский». В 1964-м населённый пункт был переименован. Говорят, тогда ученики местной школы даже писали сочинение на тему «Как бы я назвал свою малую родину?». Вероятно, один из вариантов и приглянулся руководству. А может, своё название посёлок получил из-за того, что находится почти на 400 метров выше Рогатой Балки.
В населённом пункте в четыре улицы (Красная, Мира, Степная и Школьная) сегодня живут чуть больше 400 человек, некоторые из них – с самого рождения. Любят, значит, свой Горный, коли не покидают его, несмотря на все сложности. Прикипели. Корнями вросли в сухую степную землю, под толщей которой, говорят, есть питьевая вода, причём в таком количестве, что можно было бы обеспечить живительной влагой абсолютно каждый двор…
ЗАМКОВ НЕ ЗНАЛИ, ЛЮБИЛИ ПЕСНИ
Прикипела к родному посёлку и Елена Васильевна Савельева. Она прекрасно помнит те времена, когда первые чабаны и разнорабочие фермы № 3 жили в землянках или на кошарах по соседству с барашками.
- Представляете, тогда ведь у нас было 23 тысячи голов! - вспоминает женщина.
Она родилась здесь в 1934 году, выросла, вышла замуж, трудилась. Было дело, на несколько лет переезжала к дочери в Ставрополь, но, разочарованная спешкой, шумом и грязью краевой столицы, вернулась в родной посёлок.
- Мы с родителями до войны жили сначала на первой ферме, потом на второй, - рассказывает Елена Васильевна, - и работы всегда было хоть отбавляй, во время уборочной страды даже женщинам выходных не давали –так были нужны рабочие руки. Ютились тогда большими семьями в маленьких комнатушках.
Натруженной рукой моя собеседница рисует в воздухе схему:
- У нас было так: здесь наша с мужем кровать стояла, тут – свекрови, тут – деверя, а над нами – дочкина люлька. Вы не представляете, как рабочие радовались, когда их стали переселять в наспех построенные саманные бараки на четыре хозяина. Каждой семье полагалось аж по две небольшие комнаты! Не хоромы, конечно, но всё же стало свободнее и уютнее.
Она вздыхает и продолжает:
- Хотя… Несмотря на бытовую неустроенность, безводье и тесноту, мы жили тогда гораздо веселее, чем сегодня. В ДК часто собирались, на танцы туда бегали, на концерты. К тому же там бильярдная была, которая никогда не замыкалась, и, между прочим, никто никогда ничего не ломал и не воровал. В будние дни мальчишки приходили поиграть, в выходные у бильярдного стола с кием в руках отдыхали мужики. Да и вообще тогда никто из нас замков не знал: двери в домах не запирались, но никогда ничего не пропадало.
Многое помнит Елена Васильевна. Не забыла она и то, как вместе с другими учениками начальной школы во время субботника сажала лесополосы и парк в центре (от него сейчас лишь пара деревьев осталась). Не забыла, как её отец вместе с другими колхозниками по всему посёлку искал воду и копал колодцы. Водичка, правда, была солёная и даже горчила. Зато в низине, говорят, пресная была, однако этот водоносный слой залегал глубоко. Скважину бы, да руки ни у кого не дошли по-хозяйски распорядиться подарком природы. Наверное, поэтому Горный много лет в жаркое время года страдал от безводья, и лишь в последние несколько лет ситуация наладилась, за что местные
искренне благодарны губернатору Ставрополья В. В. Владимирову.
«ОДУВАНЧИК» СКУЧАЕТ ПО ДЕТВОРЕ
Кстати, о школе. Она в Горном раньше была. Начальная. Целых четыре класса набирались. А с пятого по одиннадцатый класс ребята и девчата учились в интернате в Рогатой Балке.
Теперь ученики ездят за знаниями на школьном автобусе в городскую СШ № 4. На месте бывшей началки открылся детский сад – филиал светлоградского детского сада № 48 «Одуванчик». Всё лето он пустовал, поскольку детвора – 11 мальчишек и девчонок разновозрастной группы –из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции оставалась дома.
Пять месяцев скучают без малышей куклы, машинки, раскраски и конструктор. Скучают кроватки, которые после тихого часа легко и просто превращаются в столы. Скучают по воспитанникам и сотрудники «Одуванчика»: без ребячьего разноголосья тихо и уныло в четырёх стенах, пусть и в стенах красивых, ярких, оформленных с теплотой и любовью. Детский сад – он ведь для детей, а не для тишины.
- Раньше в посёлке был совхозный детсад, и я его выпускница, - рассказывает помощник воспитателя Светлана Михайловна Киселева. - Потом совхоз развалился, и несколько лет дошколята ездили в Рогатую Балку. Вы не представляете, как все радовались, когда три года назад открылся наш «Одуванчик»!
Радовался и нынешний коллектив – воспитатель Оксана Николаевна Добрынина, повар Ольга Ивановна Ерёмина, помощник повара Анна Васильевна Старокожева, завхоз Эльвира Александровна Тимонова. Они отмывали помещения после ремонта, красили, пололи траву, а ведь даже и не знали наверняка, будут ли приняты в штат. Конечно, очень надеялись на это, и их надежды оправдались.
- Мы благодарны нашей заведующей Галине Фёдоровне Воронко, - в один голос говорят женщины. - Спасибо ей за всё! Да, она всегда повторяет: пока есть в посёлке дети, группа не закроется.
Кстати, Анна Васильевна Старокожева живёт в Камбулате, периодически ей приходится добираться до детского сада от трассы пешком, а это целых пять километров.
- Просто я очень люблю свою работу, - улыбается она. И добавляет: - Спасибо местным жителям, которые не проезжают мимо и довозят.
К сожалению, из-за удалённости населённого пункта от райцентра периодически возникают проблемы с поставщиками продуктов питания. Однако коллектив с этим справляется, и маленькие «одуванчики» всегда накормлены свежими и вкусными обедами. По словам повара Ольги Ивановны, её подшефные очень любят гречку, тушёную говядину и буквально за обе щеки уплетают ароматные ватрушки и сладкие домашние булочки.
«Одуванчик» – маленький оазис Горного: на фоне пыльной, сухой степи с её серебристо-серой полынью и коричневыми колючками бордовые, апельсиновые и белые розы, оранжевые бархатцы, яркий коврик и кусты пока ещё не цветущей хризантемы кажутся «чужестранцами». Как они выжили в такой жаре? Чудом. И чудо это ежедневно совершали, разумеется, сотрудники детского сада, которые, несмотря на отсутствие ребят, ухаживали за клумбами, приводили в порядок детские площадки. А сторожа Елизавета Александровна Голодок, Вячеслав Владимирович Торбонский и Данил Александрович Серяков следили за вверенной им территорией по ночам.
Отдельные слова благодарности коллектив «Одуванчика» адресует жителю Горного Алексею Григорьевичу Уварову. Он сварил ограду и установил её перед зданием детского сада. Между прочим, деньги на ограду собирали всем посёлком. Зато теперь клумбе не страшны собаки, домашняя птица и прочая живность, которая могла сжевать, поломать или затоптать выращенный с таким трудом цветник.
NO ATTRACTION
Горный встретил журналиста зноем и пустынными улицами. Лишь двое пацанов рискнули выйти из дома по своим важным мальчишеским делам в самый разгар жары.
- Как развлекаетесь здесь, ребята? - спрашиваю у Степана и Андрея.
- В телефонах сидим или на площадку ходим…
Ага, с телефонами всё понятно: в Горном с 2016 года есть интернет и доступ к общему Wi-Fi (правда, вовремя дистанционного обучения интернет зависал, дети плакали, а родители нервничали). Но где площадка? Почему не увидела её, въезжая в посёлок? Да потому, что она, увы, лишь жалкая тень современных её «коллег»: качели под толстым слоем грязно-голубой краски, вероятно, собранные и не раз реанимированные кем-то из местных умельцев, стоят у здания ДК, видимо, со времён основания населённого пункта. Они каким-то чудом ещё сохранились и даже периодически катают детвору. Однако аттракционы (от англ. attraction – «притяжение, привлечение») не выполняют своей первой функции – не привлекают внимания и совсем не притягивают.
«ОТСТОЯЛИ ДК!»
Увы, лишился своей притягательности и местный ДК. Долгие годы, пока существовал совхоз, он служил селянам верой и правдой и был настоящим культурным центром Горного. Развал совхоза стал началом конца Дома культуры. Как-то вдруг стало нечем платить за газ, и его отрезали. Здание осталось без отопления, оказалось никому не нужным, долго стояло заброшенное. За это время внутри исчезли потолки и полы. А вот когда частник пригнал транспорт, чтобы снести здание, народ встал стеной и отстоял-таки свой ДК. Жалеют люди только о том, что так поздно вышли на его защиту.
Да, сегодня Дом культуры, бывший некогда для всех поколений селян центром притяжения, представляет собой удручающее зрелище. Парадные входы заколочены, окна забраны решётками, зато позади здания зияют пустотой незакрытые дверные проёмы. Видимо, здесь периодически собираются местные подростки: на стенах – «наскальная живопись» в духе современной молодёжи.
По словам начальника территориального отдела Рогатой Балки Людмилы Михайловны Белик, в этом году администрация округа выделила средства на составление проектно-сметной документации для реанимации ДК. Есть надежда, что когда-нибудь он вернёт себе статус культурного центра Горного. Если, конечно, населённый пункт будет жив… А ему бы жить! Ведь если количество жителей перевалит за 500, то посёлок сможет участвовать в программе поддержки местных инициатив. А пока…
ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ, НО…
Закрыт в Горном и ФАП: с января здесь нет фельдшера. Раз в месяц приезжает доктор из Рогатой Балки, а те, у кого хворь приключилась, сами добираются туда или вызывают бригаду скорой помощи.
Старенькое саманное, давно (а скорее всего, никогда) не видавшее серьёзного ремонта здание делит с ФАПом почтовое отделение. Почтальон бывает здесь три раза в неделю, чтобы доставить селянам пенсию и почту.
Магазин – ещё один обычный для маленького населённого пункта центр сосредоточения жителей – в день посещения журналистом посёлка оказался закрыт. Местные пояснили, что чёткого графика работы у него нет: хозяева-частники открывают и закрывают торговую точку тогда, когда им удобно. Селян, особенно пожилых, выручает привозной рынок по средам: купить можно всё, да и цены вполне лояльные. А если кому в город нужно, так по вторникам и субботам маршрутка ходит.
Можно, конечно, и такси заказать, но удовольствие это дорогое: если до райцентра ехать в непогоду да полями, то есть по грязи, поездка обойдётся в тысячу рублей, если в круговую, по трассе, – в 700-800, а до Рогатой Балки – в 300-400 рубликов. Цены кусаются, как цепные некормленые собаки, но выбор у людей невелик.
Радует селян одно: скоро на центральных улицах Красной и Мира появится новый асфальт взамен разбитого. Сотрудники ДПМК уже на подходе, то есть на подъезде, стелют асфальтовое полотно на участке, соединяющем Горный и трассу на Летнюю Ставку.
Чего ещё нет здесь? Сотовой связи. «Билайна» нет совсем, а МТС и «МегаФон» есть лишь в определённых точках посёлка.
С этой бедой я столкнулась, когда ехала в Горный полями. Плутала, кружила меж похожими, как сёстры-близнецы, лесополосами, сквозь слёзы любовалась просторами бескрайних полей, которые всё никак не хотели заканчиваться. Ехала на свой страх и риск, доверяя интуиции, поскольку позвонить и спросить дорогу у знающего человека попросту не могла: связи не было совсем. Первый признак человеческого присутствия – столбы линий электропередачи – были восприняты как подарок судьбы.
Местные пытались решить проблему и несколько раз направляли запросы сотовым операторам с просьбой установить вышки, но всякий раз получали отказ: дело это дорогостоящее и невыгодное, так как населённый пункт мал.
Так и живут в Горном. Живут скромно, радуются, что о них не забывают. Вопреки лишениям, ограниченным возможностям, любят, рожают детей, трудятся, строят дома и разводят хозяйство. Ещё крепче и глубже прирастают корнями к своей небольшой, в четыре улицы, родине. И пока есть такие люди, пока есть потенциал, будет жить в степи посёлок Горный.
- 0
- 0
- 0
- 1
- 0
Комментарии (0)