ЖИТЬЁ-БЫТЬЁ ХУТОРА КАЗИНКА
Хутор Казинка близ Высоцкого не значится ни на одной географической карте, информацию о нем не найдёшь ни в каком справочном материале (возможно, лишь в старых архивных сборниках статистических сведений Ставропольской губернии). А на деле он есть, он существует, и там живут люди.
Поездка в Казинку обещала быть интересной. Всегда встреча с новыми людьми – простыми сельскими тружениками, радушными и открытыми – дарит массу положительных эмоций и впечатлений.
ХУТОРЯНКИ
На самом деле, мои собеседницы (так называемый актив хутора) – Надежда Александровна Дронова, Галина Петровна Окорокова, Полина Николаевна Шеховцова, Светлана Иванова Стативкина – оказались очень приветливыми и искренними. Как на духу поведали о своём житье-бытье и очень удивились приезду к ним журналиста. Мол, что тут у них может быть интересного? Поэтому порой скромничали и не хотели много о себе говорить.
Если можно так сказать, самой коренной из всех четверых оказалась Н. А. Дронова. Как говорит о себе Надежда Александровна, родилась она в Казинке в 1955 году у бабки Мавры на печке. А потом добавила, что многие из её сверстников обязаны своему появлению на свет именно бабушке Мавруте... Потом Надя закончила ореховскую школу и уехала учиться на повара. Через 7 лет вернулась и всю жизнь проработала по этой специальности в различных организациях – в колхозе «Правда», на БСК, в воинской части и в больнице соседнего Гофицкого. Надежда Александровна гордится своим братом врачом Владимиром Александровичем Дроновым, долгие годы проработавшмм в гофицкой участковой больнице, и его сыном, своим племянником Александром Владимировичем – известным в определённых кругах краеведом, издавшим несколько сборников по истории Ставрополья. Да и сама Надежда Александровна – кладезь знаний, большой любитель путешествий и книг. Сегодня она на заслуженном отдыхе, живёт на пенсию в 8800 рублей, держит небольшое хозяйство – корову, телёнка, кур, индюков и, как говорится, радуется жизни.
Галина Петровна Окорокова родом из Гофицкого, много лет назад свою руку и сердце она отдала жителю Казинки Геннадию Георгиевичу. Родина мужа стала и для неё милым сердцу уголком. Они прожили в вместе уже 35 лет, воспитали и вырастили дочь Александру и сына Ивана. У Ивана двое детей, он живёт и работает в Светлограде. Саша вместе с 14-летней дочкой Машей живёт с родителями, а трудится Александра Геннадьевна в ореховском отделении ЦСОН. Кстати, Маша – единственная на хуторе школьница, и во время учебного года за ней одной каждый день приезжает школьный автобус. По словам Галины Петровны, внучка очень соскучилась по одноклассникам и ждёт не дождётся начала сентября. Сама же Галина Петровна сейчас на пенсии, в своё время она работала швеёй в ореховском Доме быта, 15 лет трудилась на почте, в зоне её обслуживания была Казинка. Это сегодня почтальон появляется на хуторе лишь раз в месяц: приносит пенсию, если имеются, письма из налоговой либо квитанции из различных служб. Супруг, пока ещё существовал колхоз «Правда», работал чабаном, последние лет 8 трудится на автозаправке.
С интересом слушала и едва успевала записывать в блокнот всё то, о чём рассказывала энергичная и эмоциональная Полина Николаевна Шеховцова. На хуторе Поля с 3 лет, живёт здесь по сей день. До того любит Казинку, что в своё время смогла убедить супруга Сергея переехать сюда из Грушевского. У них выросли две дочери, старшая Наталья уже подарила им внука Сашу, с мужем Евгением и малышом они живут с родителями, работают на птицефабрике в Благодарном. А младшая Александра студентка, сейчас учится в Ставрополе, будущий сотрудник МЧС. У Полины Николаевны и Сергея Алексеевича большое хозяйство (коровы, быки, свиньи и др.), можно сказать, этим и живут.
Маленькую Свету родители привезли в Казинку из Волгограда в возрасте 7 лет. Закончила ореховскую школу, отучилась на повара, а потом выскочила замуж за коренного жителя хутора В. И. Стативкина. В трудах и заботах прошла вся жизнь, работала поваром в колхозе, потом социальным работником в местном отделении ЦСОН. Муж сначала чабановал в том же колхозе, позже устроился водителем в ООО «Володино». У Стативкиных 2 взрослые дочери, уже несколько лет они работают и живут в Сочи. Светлана Ивановна домохозяйка, муж Виктор Ильич продолжает трудиться на сельхозпредприятии.
ПОСИДЕЛКИ
Наша беседа проходила на лавочке возле одного из домовладений. В 60-е годы в этом здании находилась начальная школа. Потом, ясное дело, когда учиться в ней стало некому, она функционировать перестала. И вот уже много лет в этом помещении, переоборудованном под дом, живут родители Светланы Ивановны Стативкиной. Как заметили хуторянки, это место, собственно, и есть центр Казинки. На небольшом пятачке при надобности собираются все собрания. Даже с депутатами разных мастей встречаются тоже здесь. Сюда приходят и просто поговорить по душам, обсудить друг с другом волнующие проблемы. К этому месту два раза в неделю, во вторник и в пятницу, привозят вкусный свежий хлеб из пекарни ООО «Володино». Руководитель сельхозпредприятия А. Е.Щедрин заботится о своих пайщиках и ещё ни разу не оставил их без этого жизненно необходимого продукта. И люди ему очень благодарны.
Конечно же, прежде всего спросила о местных жителях, сколько же их сегодня в Казинке? Кстати сказать, официальные сведения о населении хутора прозвучали в материалах об итогах первой Всесоюзной переписи населения, проходившей в далёком 1926 году, их там значилось 100 человек (об этом историческом факте мне рассказал А. В. Дронов). Эта цифра долгие годы, весь советский период, практически не менялась. До начала 90-х годов в Казинке насчитывалось 33 дома, в которых проживало порядка 100 человек. Сегодня здесь всего 8 дворов, население составляет 20 человек. Заброшенных домов как таковых нет, пустующие давным-давно разобрали на стройматериалы, некоторые из сохранившихся используются дачниками.
Как поведали женщины, самой почтенной жительницей хутора является 84-летняя Нина Ивановна Курова. Она родилась и выросла здесь, потом уехала в краевой центр получать образование да там и осталась. Вернулась в родную Казинку, когда уже вышла на пенсию. Жаль, что в тот день Нина Ивановна себя неважно чувствовала и не смогла прийти к нам на посиделки.
- Нас мало, но мы очень дружные, - рассказывают они. -Всегда друг другу во всём помогаем. Время пришло картошку сажать или выкапывать –все вместе, по очереди. Сено заготавливать на зиму – тоже вместе. Каково же было моё удивление, когда по одной единственной улице с одноимённым с хутором названием Казинка проехал молоковоз.
- А этот-то что тут делает? - удивляюсь.
- Это машина от пятигорского молзавода, каждый день сюда заезжает. У нас ведь в каждом дворе коровы, это очень удобно. Сдаём молоко по 17 рублей за литр, конечно, хотелось бы цену повыше, знаем, сколько потом в магазинах наше молочко стоит.
Удивилась я и тому, что нет здесь магазина, не ходит транспорт (хотя в былые времена 4 раза в неделю ездил автобус Высоцкое – Казинка). Не раз хуторяне к властям с просьбой обращались, чтоб хоть 2 раза в месяц к ним общественный транспорт заходил.
- А как же без магазина? Где продукты, предметы первой необходимости берёте? - продолжаю расспрашивать.
- Магазина у нас никогда и не было, у большинства из нас личный автотранспорт имеется, - рассказывает Галина Петровна Окорокова. - Один кто-то едет, другой обязательно цепляется, а кто-то просто список необходимых покупок пишет. Так и живём. И ничего.
На самом деле, без магазина под боком обойтись можно. Ну а как же без газа? 21-й век всё-таки на дворе. Оказывается, можно и без него. Казинцы народ неизбалованный. Говорят:
- Когда-то в начале 80-х наши родители, бабушки и дедушки отказались от такого блага цивилизации. На этом всё и закончилось. А если бы дружно взялись (жителей тогда больше нашего было), мы бы сегодня проблем не знали. И в те времена это было дорогим удовольствием, и сегодня никому не по карману. Мы уже привыкли. Дрова, уголь заготавливаем, и электрические плитки есть.
Боялась задеть за больное и спрашивать о воде. Оказалось, напрасно. Её, живительной влаги, здесь достаточно. Спасибо местным родникам и, конечно же, сотрудникам МУП «Родник» во главе с С. Н. Шаповаловым, которые обеспечивают бесперебойную подачу воды. Так что каждая семья в Казинке может похвастаться стиральной машинкой. На крыше каждого дома прикреплена спутниковая тарелка «Триколор» (правда, не всегда хорошо показывает). Исправно горят фонари, освещая единственную улицу, а если вдруг какой вышел из строя, по заявлению жителей его заменят. То есть с электричеством, можно сказать, всё в порядке, и электрикам хуторяне тоже благодарны. Интернет в Казинке очень медленный, ловит не везде, телефонная связь – только МТС. Регулярно совершает рейсы мусоровоз «Эко-Сити». Вот, собственно, так и живут.
ПРОМЕНАД ПО КАЗИНКЕ
Совершая променад по окрестностям, любуемся их красотой. Мои спутницы рассказывают много всего интересного. С ностальгией вспоминают советские времена, когда процветал колхоз «Правда» и обеспечивал всех вокруг рабочими местами, совсем рядом с хутором располагался один из колхозных участков. А теперь издалека виднеются заброшенные, полуразрушенные здания овцекомплекса, свинарника. И главное – самой большой проблемой женщины считают не отсутствие газа, а отсутствие рабочих мест. С начала 90-х жизнь в Казинке остановилась, молодёжь уехала, старики умерли. Что нового появилось за всё это время, так это щебёночная дорога, и за это жители безмерно благодарны бывшему главе администрации Высоцкого сельсовета А. В. Стативкину. Справедливости ради, нужно вспомнить и про таксофон, его здесь установили лет 8-10 назад. По словам жительниц, особой надобности в нём нет и никогда не было. Так что стоит он один-одинёшенек на въезде в хутор вполне себе в рабочем состоянии (только карточек оплаты давно ни у кого нет, а в каждом доме у каждого члена семьи в наличии сотовые телефоны) и навевает на грустные мысли: «Вроде он есть, но никому не нужен, как, собственно, и люди в любом уголке российской глубинки».
- 0
- 0
- 0
- 1
- 0
Комментарии (0)