КАК НАПОЛЕОН ИЗ РОССИИ ДРАПАЛ
«Наполеон оставляет армию», «Отъезд Бонапарта», «Наполеон, покидающий Россию» – этот поступок французского императора, который, по свидетельствам историков, он совершил 23 ноября 1812 года, художники, запечатлевшие исторический момент в своих картинах, назвали по-разному. Большинство, как видим, вполне дипломатично. Название картины поляка Яна Владислава Хельминского тоже трактуют по-разному: одни используют слово «отъезд», другие – более прямолинейное «бегство». Как бы то ни было, отъездом-бегством французского императора можно полюбоваться в… Светлоградском историко-краеведческом музее имени И. М. Солодилова.
Есть в его постоянной экспозиции одна интересная вещица –ковёр. Он отлично вписывается в воссозданный сотрудниками музея интерьер комнаты начала ХХ века. Казалось бы, ковёр и ковёр: сани, птица-тройка, мужик на облучке… Ну и что? Действительно, не всмотришься –не поймёшь. А теперь взглянем внимательнее. Кто в санях? И что за призраки маячат позади, почти стёртые неумолимым временем?
- Видите в верхних углах ковра две даты – 1812 и 1912? - спрашивает директор музея А. Ф.Никонова. - Этот ковёр был соткан не просто так, а к юбилею – столетию победы России в Отечественной войне 1812 года. В санях – Наполеон, позади – по всей видимости, его свита.
Как оказалось, информации об истории ковра, к сожалению, мало. Появился он в музее в 1991 году, когда там никто из нынешних сотрудников ещё не работал. Описание экспоната достаточно скупое. Антонина Фёдоровна вспоминает, как в 1999-м (или в 2000-м) в музей зашёл мужчина, представился Чеплакиди (фамилия может быть неточной), они разговорились, и тот сказал, что несколько лет назад именно он передал ковёр Илье Макаровичу Солодилову.
- Как я поняла, это был свадебный подарок его бабушке с дедушкой от родственников, греков, - рассказывает Антонина Фёдоровна. - Они прислали ковёр в село Петровское из Турции. По тем временам очень богатый подарок.
Интересно, что сейчас на некоторых сайтах, где проходят антикварные аукционы, похожие ковры оценивают в сотни тысяч рублей.
- Наш тоже дорогой?
- Едва ли. Наш, вероятнее всего, домотканый и, к сожалению, не в лучшем состоянии, - объясняет Антонина Фёдоровна. - Но я бы вообще не стала говорить в данном случае о стоимости: думаю, музейные экспонаты имеют ценность, но не цену.
Однако, каким бы ни было его состояние, как бы ни затёрлись фон и свита на заднем плане, главное ковёр отображает по-прежнему отлично – и тройку, и сидящие в санях две фигуры в специфических шляпах.
В энциклопедии «Отечественная война и русское общество», изданной также к столетнему юбилею событий 1812 года, читаем: «Из Сморгони Наполеон ехал в карете на полозьях в сопровождении Коленкура (маркиз Арман Огюстен Луи де Коленкур – французский дипломат, оставивший мемуары о службе Наполеону и, в частности, о его походе в Россию. – Прим. авт.) и небольшого конвоя. Быстро миновал он Ошмяны, повидался с военным министром в Медниках и утром 24 ноября был уже в Вильне. Неотступное преследование русских не дало ему возможности остаться некоторое время здесь. И он, не въезжая в город, переменил только лошадей и отбыл в Ковно. 26-го прибыл в Варшаву, откуда, ободрив поляков новой кампанией, через Дрезден и Майнц добрался, наконец, в ночь с 6 по 7 декабря до Парижа – «в самом мрачном и печальном настроении»…»
Читаешь эти строки – и воображение невольно рисует картину бегства французского императора. Реальную, а не воображаемую, нарисовал её Ян Владислав Хельминский, упомянутый выше (помните?). И вот что интересно: сюжет, вытканный на ковре, один в один повторяет сюжет его картины: тот же ракурс стремительной тройки (даже копыта коней расположены безупречно синхронно!), те же укрытые меховой полостью фигуры Буонапарте в его знаменитой двууголке и Коленкура в развевающемся плаще, та же немногочисленная свита слева от них.
Читаем в «Отечественной войне и русском обществе» дальше: «Между тем оставленная своим вождём армия продолжала двигаться и гибнуть. Отъезд императора произвёл здесь взрыв негодования… Ближайшим же последствием оставления Наполеоном своей армии было ещё большее разложение её и быстрая гибель… «С тех пор, - рассказывает Сегюр (Филипп-Поль де Сегюр – французский генерал, входивший в окружение Наполеона и оставивший воспоминания по истории наполеоновских войн. – Прим. авт.), - не стало братства по оружию, не стало товарищества, все связи были порваны! Невыносимые страдания лишили всех разума. Голод, мучительный голод довёл этих несчастных до такого состояния, что они знали только животный инстинкт самосохранения…»
Планы Наполеона по завоеванию мира разбились о Россию. Но одна ли суровая зима победила его «непобедимую» армию? Историки считают, что нет: огромную роль в дело победы внесли и опытные полководцы под руководством Михаила Илларионовича Кутузова, и героически сражавшаяся русская армия, и летучие отряды Дениса Давыдова (и других командиров), и, конечно, партизанские отряды крестьян.
Вот так. Кажется, обыкновенный ковёр, а, оказывается, сколько с ним связано, какую историю он может рассказать, какие навеять мысли…
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)