МИННОЕ ПОЛЕ ДЛЯ КОШЕЛЬКОВ

7 августа 2020 года, 8:44 |

Вы готовы подарить свои сбережения первому встреч­ному? Нет? Уверены? Если да, то, скорее всего, вы человек благоразумный и здравомысля­щий, а следовательно, никакие мошенники, подвизавшиеся с хищениями через телефон или интернет, вам не страшны. Вас не обвести вокруг пальца. В отличие от тех доверчивых и наивных людей, что вовремя не распознали обман и остались с пустым кошельком.

КТО КОГО?

Как-то ранним октябрьским вечером мне позвонили. Человек представился сотрудником Сбер­банка, голос имел приятный и уверенный. Хорошо поставленная речь изобиловала банковскими терминами. Мужчина в трубке очень волновался по поводу со­хранности моих сбережений на карте и всеми силами старался передать своё волнение мне. Но не тут-то было.

Я читаю родную районку и знаю, что в последние несколько лет количество людей, готовых на всё, чтобы поживиться деньгами доверчивых граждан, растёт. Да, телефон, компьютер, интернет стали неотъемлемой частью на­шей жизни, а значит, минным полем для наших кошельков.

Итак, уверенный и настойчивый голос в трубке обволакивал и не давал опомниться. Пытался не дать. Говорил о том, что якобы сотрудники службы безопасности банка заметили на моей карте подозрительную активность, поэтому операции по ней временно приостановлены.

- Переводили ли вы сегодня сумму в размере 3 тысяч рублей на счёт другого человека? - спросил меня оператор.

- Нет, - ответила я.

- За последнее время с вашего счёта были попытки перевести сумму в размере около ста тысяч, -продолжал он. - Служба безопас­ности их блокировала.

Опа! Первая промашка нали­цо: нет и не было на моей карте таких деньжищ! Поняла, что имею счастье общаться с мошенником и включилась в игру под названием «Кто кого?». Ничем не выдав себя, спокойно продолжила диалог:

- Я не совершала никаких пере­водов. Но если они были произве­дены, то почему я не получила от­чёты об операциях или о том, что они заблокированы? Ведь у меня подключён мобильный банк…

- Отчёты о блокировке в этом случае не направляются клиенту, -продолжал давить «сотрудник банка».

- Будут ли эти действия видны в уведомлениях?

- Нет, это также не предусмотрено, - быстро ответил мошенник и ловко увёл разговор в нужное русло. - Может быть, вы соверша­ли покупки через «Авито», «АлиЭкспресс» или другие сайты?

- Нет, не совершала.

- Чтобы разблокировать вашу карту, мне нужен номер вашего договора с банком или код с об­ратной стороны карты, - вещал мужчина ровно и профессиональ­но. - Вы можете продиктовать его прямо сейчас?

- Извините, не могу, я сейчас за рулём, документов с собой нет, - без зазрения совести врала я мошеннику, сидя на родной кух­не. - Перезвоните мне минут через двадцать, и я продиктую номер договора.

- Я не могу ждать: мне прямо сейчас нужно завершить опера­цию, - настаивал мой собеседник по-прежнему спокойно. Но напо­следок он решил запугать меня всерьёз: - Если я некорректно завершу операцию, ваша карта заблокируется на две недели…

Конечно же, ему нужно было завершить операцию. Завершить сейчас, пока клиент напуган, тре­пыхается на крючке и, пока висит на телефоне, не может проверить в приложении «Сбербанк Онлайн» состояние своей карты. Конеч­но же, ему нужно было дожать, иначе, положив трубку, жертва поймёт, что она жертва, и тогда куш сорвётся.

- Ничем не могу вам помочь, - вежливо сказала несостоявшаяся жертва в моём лице, дала отбой и… позвонила в полицию.

БОРОТЬСЯ СТОИТ

- Правильно сделали, что напи­сали заявление о попытке мошен­ничества с вашими денежными средствами, - поддержал моё решение начальник отдела уголов­ного розыска отдела МВД России по Петровскому городскому округу майор полиции М. И. Пилипович.

По словам Максима Ивановича, я не одна такая. Всего в текущем году в нашем округе зарегистри­ровано 78 заявлений граждан по пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ («Кража, совершённая с банковского счёта, а равно в от­ношении электронных денежных средств»).

Увы, большинство тех, кто стал жертвой мошенников, действия которых подпадают под статью 159.3 УК РФ («Мошенничество с использованием электронных средств платежа»), заявление пи­сать не спешат: не верят в то, что преступник будет найден. А зря. Да, процесс поиска чаще всего до­лог. Да, отследить, куда в конечном итоге попадают похищенные день­ги, непросто, и раскрываемость таких дел невысока – примерно 30 %. Однако побороться за свои кровные стоит, даже если цена вопроса – 1-2 тысячи рублей.

МОШЕННИКИ НЕ ДРЕМЛЮТ

На какие удочки мошенники ловят своих жертв? Чаще всего преступники – отличные знатоки психологии и слабостей челове­ческой натуры, играют на чувстве страха за близких или за свои сбережения, на жажде наживы, на желании сэкономить или обрести долгожданное личное счастье, а также они манипулируют чувством милосердия.

- Сегодня злоумышленники используют несколько способов завладения чужим имуществом с помощью средств массовой коммуникации, - рассказывает М. И. Пилипович. - Первый и самый распространённый в на­шем округе такой: мошенники представляются сотрудниками банка, сообщают о том, что карта клиента заблокирована и для её активации нужен код, нанесённый на обратной стороне банковской карты, или пароль для доступа в банковский онлайн-сервис. Таким образом, например, пострадал петровчанин, который из-за соб­ственной доверчивости лишился 760 тысяч рублей. Дело пока не раскрыто.

Второй способ: мошенник представляется следователем прокуратуры или Главного след­ственного управления След­ственного комитета Российской Федерации по г. Москве и пояс­няет, что он якобы занимается вашим заявлением о мошенниче­стве, что уже выявлены десятки пострадавших, что преступник уже задержан, а вам положена компенсация, которая значи­тельно превышает причинённый преступником ущерб. Однако есть одно но: чтобы её получить, нужно нанять адвоката. Оплатить его услуги можно, перечислив энное количество тысяч рублей на электронный кошелёк…

Бывают случаи, когда граж­дане, рассчитывая обогатиться, решают сыграть на бирже. Они переходят по ссылке в интернете, оставляют свои данные – и оста­ются без денег.

Или вот ещё. Решила девушка купить кроссовки своей мечты через интернет-магазин в «Инста­граме», тем более что на модель действовала огромная скидка. Покупательница перевела на счёт продавца указанную сумму (чуть более 3 тысяч рублей), а на следующий день профиль магазина исчез. Пострадавшая написала заявление в полицию. Дело раскрыто.

Сталкивались сотрудники по­лиции и с такой схемой. Граж­данин решил купить автомобиль через приложение «Авито». Дого­ворился о встрече с продавцом, который живёт в другом городе. Выехал, а через время – звонок. Хозяин авто, извиняясь, рассказал о том, что именно сегодня и прямо сейчас его машину готовы приоб­рести сразу 7 человек. Попросил перевести задаток, который бы гарантировал серьёзность наме­рений покупателя, и пообещал никому её не продавать. И тут бы насторожиться потенциальному владельцу, но нет: тот без тени сомнения перевёл указанную сумму и помчал ещё быстрее в предвкушении сделки… Однако по прибытии в город N оказалось, что там указанного в объявлении адреса нет. К моменту, когда об­ман вскрылся, телефон продавца был выключен, а объявление на «Авито» удалено…

Не потеряли актуальности и СМС-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше автомобиля либо других ценных призов. Для их получения злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определённую сумму – для упла­ты налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и т. д. После получения денег они пере­стают выходить на связь или про­сят перевести дополнительные суммы на оформление выигрыша.

За последние 6 месяцев в нашем округе также были зареги­стрированы и случаи незаконного переподключения лицами (друзь­ями, родственниками, знакомы­ми) мобильного банка на свой номер. Со счетов пострадавших списывались 3, 5, 7 тысяч рублей. Сотрудники полиции отрабатыва­ют все поступившие обращения.

Это далеко не все хитрости, на которые идут мошенники, желаю­щие лёгкой добычи в виде чужих денег. Именно поэтому нужно всегда быть начеку. Тем более что, как утверждает М. И. Пили­пович, ни возраст, ни социальное и материальное положение, ни пол и образование и ни то, одинок ли человек, живёт ли в граждан­ском или официальном браке, не являются гарантией того, что вы вне зоны риска.

ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬСЯ

Вот несколько правил, которые помогут вам не стать жертвой мошенников:

- самое главное – правило трёх «Б»: будьте бдительны и благоразумны;

- запомните: единственная организация, которая сможет проинформировать вас о состо­янии вашей карты, – это банк, обслуживающий её. Если у вас есть подозрение, что с вашей картой что-то не в порядке, если вы получили СМС-уведомление о её блокировке, позвоните в банк по номеру клиентской службы, который указан на обороте карты, но ни в коем случае не звоните и не отправляйте сообщения на номера, указанные в СМС-уве­домлении;

- если вам пришло СМС-сооб­щение о выигрыше, задайтесь во­просом, принимали ли вы участие в розыгрыше призов. А знакома ли вам организация, направившая уведомление о выигрыше? Откуда организаторам акции известны ваши контактные данные? Если не можете ответить хотя бы на один из этих вопросов, лучше проигно­рируйте поступившее сообщение;

- любая просьба перевести де­нежные средства для получения выигрыша должна насторожить вас. Помните, что порядок уплаты налогов регламентирован дей­ствующим законодательством и не осуществляется посредством перевода денежных средств на электронные счета граждан и ор­ганизаций или на так называемые электронные кошельки;

- если вы хотите купить товар по предоплате, то помните, что серьёзные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или на счёт мобильного теле­фона. Поищите информацию о магазине в Сети, при необходи­мости потребуйте администра­торов магазина предоставить информацию о юридическом лице, проверьте её, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юри­дических лиц;

- стоит насторожиться, если вы вдруг получили предложение о работе за границей, сообщение о многомиллионном наследстве. Внимательно отнеситесь к покуп­ке авиабилетов через интернет, а также к просьбам перевести деньги для спасения чьей-то жиз­ни (чаще всего детской);

- если вы договорились с не­знакомцем о крупной покупке, никогда не переводите задаток, деньги передавайте только лично после заключения сделки;

- никому и никогда не остав­ляйте данные своей карты и особенно пароль для доступа в банковское онлайн-приложение;

- помните: установка антиви­русного программного обеспече­ния на мобильное устройство – это мера, позволяющая повысить вашу безопасность;

- и последнее: не забывайте, что никто и никогда лучше вас не позаботится о сохранности вашей личной информации и ваших сбережений.

ПОВЕРИЛА – И ОСТАЛАСЬ НИ С ЧЕМ

Когда материал готовился к публикации, стало известно о новом факте мошенничества. В этот раз от действий злоумыш­ленников пострадала 30-летняя жительница нашего округа. С её карты пропала крупная сумма.

Потерпевшей с неизвестно­го номера позвонил мужчина, представился сотрудником кредитного учреждения, кли­енткой которого она является, и сообщил о несанкциониро­ванной операции на получение кредита. Чтобы якобы отменить оформление займа, мошенник убедил женщину продиктовать все данные для входа в мобиль­ное приложение банка и пароли в СМС-сообщении. После разго­вора с карты петровчанки были списаны 100 тысяч рублей.

В настоящее время полицей­ские ведут оперативно-разыск­ные мероприятия.

Светлана ЗЛОБИНА
Ключевые слова:
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44