МИННОЕ ПОЛЕ ДЛЯ КОШЕЛЬКОВ
Вы готовы подарить свои сбережения первому встречному? Нет? Уверены? Если да, то, скорее всего, вы человек благоразумный и здравомыслящий, а следовательно, никакие мошенники, подвизавшиеся с хищениями через телефон или интернет, вам не страшны. Вас не обвести вокруг пальца. В отличие от тех доверчивых и наивных людей, что вовремя не распознали обман и остались с пустым кошельком.
КТО КОГО?
Как-то ранним октябрьским вечером мне позвонили. Человек представился сотрудником Сбербанка, голос имел приятный и уверенный. Хорошо поставленная речь изобиловала банковскими терминами. Мужчина в трубке очень волновался по поводу сохранности моих сбережений на карте и всеми силами старался передать своё волнение мне. Но не тут-то было.
Я читаю родную районку и знаю, что в последние несколько лет количество людей, готовых на всё, чтобы поживиться деньгами доверчивых граждан, растёт. Да, телефон, компьютер, интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни, а значит, минным полем для наших кошельков.
Итак, уверенный и настойчивый голос в трубке обволакивал и не давал опомниться. Пытался не дать. Говорил о том, что якобы сотрудники службы безопасности банка заметили на моей карте подозрительную активность, поэтому операции по ней временно приостановлены.
- Переводили ли вы сегодня сумму в размере 3 тысяч рублей на счёт другого человека? - спросил меня оператор.
- Нет, - ответила я.
- За последнее время с вашего счёта были попытки перевести сумму в размере около ста тысяч, -продолжал он. - Служба безопасности их блокировала.
Опа! Первая промашка налицо: нет и не было на моей карте таких деньжищ! Поняла, что имею счастье общаться с мошенником и включилась в игру под названием «Кто кого?». Ничем не выдав себя, спокойно продолжила диалог:
- Я не совершала никаких переводов. Но если они были произведены, то почему я не получила отчёты об операциях или о том, что они заблокированы? Ведь у меня подключён мобильный банк…
- Отчёты о блокировке в этом случае не направляются клиенту, -продолжал давить «сотрудник банка».
- Будут ли эти действия видны в уведомлениях?
- Нет, это также не предусмотрено, - быстро ответил мошенник и ловко увёл разговор в нужное русло. - Может быть, вы совершали покупки через «Авито», «АлиЭкспресс» или другие сайты?
- Нет, не совершала.
- Чтобы разблокировать вашу карту, мне нужен номер вашего договора с банком или код с обратной стороны карты, - вещал мужчина ровно и профессионально. - Вы можете продиктовать его прямо сейчас?
- Извините, не могу, я сейчас за рулём, документов с собой нет, - без зазрения совести врала я мошеннику, сидя на родной кухне. - Перезвоните мне минут через двадцать, и я продиктую номер договора.
- Я не могу ждать: мне прямо сейчас нужно завершить операцию, - настаивал мой собеседник по-прежнему спокойно. Но напоследок он решил запугать меня всерьёз: - Если я некорректно завершу операцию, ваша карта заблокируется на две недели…
Конечно же, ему нужно было завершить операцию. Завершить сейчас, пока клиент напуган, трепыхается на крючке и, пока висит на телефоне, не может проверить в приложении «Сбербанк Онлайн» состояние своей карты. Конечно же, ему нужно было дожать, иначе, положив трубку, жертва поймёт, что она жертва, и тогда куш сорвётся.
- Ничем не могу вам помочь, - вежливо сказала несостоявшаяся жертва в моём лице, дала отбой и… позвонила в полицию.
БОРОТЬСЯ СТОИТ
- Правильно сделали, что написали заявление о попытке мошенничества с вашими денежными средствами, - поддержал моё решение начальник отдела уголовного розыска отдела МВД России по Петровскому городскому округу майор полиции М. И. Пилипович.
По словам Максима Ивановича, я не одна такая. Всего в текущем году в нашем округе зарегистрировано 78 заявлений граждан по пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ («Кража, совершённая с банковского счёта, а равно в отношении электронных денежных средств»).
Увы, большинство тех, кто стал жертвой мошенников, действия которых подпадают под статью 159.3 УК РФ («Мошенничество с использованием электронных средств платежа»), заявление писать не спешат: не верят в то, что преступник будет найден. А зря. Да, процесс поиска чаще всего долог. Да, отследить, куда в конечном итоге попадают похищенные деньги, непросто, и раскрываемость таких дел невысока – примерно 30 %. Однако побороться за свои кровные стоит, даже если цена вопроса – 1-2 тысячи рублей.
МОШЕННИКИ НЕ ДРЕМЛЮТ
На какие удочки мошенники ловят своих жертв? Чаще всего преступники – отличные знатоки психологии и слабостей человеческой натуры, играют на чувстве страха за близких или за свои сбережения, на жажде наживы, на желании сэкономить или обрести долгожданное личное счастье, а также они манипулируют чувством милосердия.
- Сегодня злоумышленники используют несколько способов завладения чужим имуществом с помощью средств массовой коммуникации, - рассказывает М. И. Пилипович. - Первый и самый распространённый в нашем округе такой: мошенники представляются сотрудниками банка, сообщают о том, что карта клиента заблокирована и для её активации нужен код, нанесённый на обратной стороне банковской карты, или пароль для доступа в банковский онлайн-сервис. Таким образом, например, пострадал петровчанин, который из-за собственной доверчивости лишился 760 тысяч рублей. Дело пока не раскрыто.
Второй способ: мошенник представляется следователем прокуратуры или Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве и поясняет, что он якобы занимается вашим заявлением о мошенничестве, что уже выявлены десятки пострадавших, что преступник уже задержан, а вам положена компенсация, которая значительно превышает причинённый преступником ущерб. Однако есть одно но: чтобы её получить, нужно нанять адвоката. Оплатить его услуги можно, перечислив энное количество тысяч рублей на электронный кошелёк…
Бывают случаи, когда граждане, рассчитывая обогатиться, решают сыграть на бирже. Они переходят по ссылке в интернете, оставляют свои данные – и остаются без денег.
Или вот ещё. Решила девушка купить кроссовки своей мечты через интернет-магазин в «Инстаграме», тем более что на модель действовала огромная скидка. Покупательница перевела на счёт продавца указанную сумму (чуть более 3 тысяч рублей), а на следующий день профиль магазина исчез. Пострадавшая написала заявление в полицию. Дело раскрыто.
Сталкивались сотрудники полиции и с такой схемой. Гражданин решил купить автомобиль через приложение «Авито». Договорился о встрече с продавцом, который живёт в другом городе. Выехал, а через время – звонок. Хозяин авто, извиняясь, рассказал о том, что именно сегодня и прямо сейчас его машину готовы приобрести сразу 7 человек. Попросил перевести задаток, который бы гарантировал серьёзность намерений покупателя, и пообещал никому её не продавать. И тут бы насторожиться потенциальному владельцу, но нет: тот без тени сомнения перевёл указанную сумму и помчал ещё быстрее в предвкушении сделки… Однако по прибытии в город N оказалось, что там указанного в объявлении адреса нет. К моменту, когда обман вскрылся, телефон продавца был выключен, а объявление на «Авито» удалено…
Не потеряли актуальности и СМС-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше автомобиля либо других ценных призов. Для их получения злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определённую сумму – для уплаты налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и т. д. После получения денег они перестают выходить на связь или просят перевести дополнительные суммы на оформление выигрыша.
За последние 6 месяцев в нашем округе также были зарегистрированы и случаи незаконного переподключения лицами (друзьями, родственниками, знакомыми) мобильного банка на свой номер. Со счетов пострадавших списывались 3, 5, 7 тысяч рублей. Сотрудники полиции отрабатывают все поступившие обращения.
Это далеко не все хитрости, на которые идут мошенники, желающие лёгкой добычи в виде чужих денег. Именно поэтому нужно всегда быть начеку. Тем более что, как утверждает М. И. Пилипович, ни возраст, ни социальное и материальное положение, ни пол и образование и ни то, одинок ли человек, живёт ли в гражданском или официальном браке, не являются гарантией того, что вы вне зоны риска.
ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬСЯ
Вот несколько правил, которые помогут вам не стать жертвой мошенников:
- самое главное – правило трёх «Б»: будьте бдительны и благоразумны;
- запомните: единственная организация, которая сможет проинформировать вас о состоянии вашей карты, – это банк, обслуживающий её. Если у вас есть подозрение, что с вашей картой что-то не в порядке, если вы получили СМС-уведомление о её блокировке, позвоните в банк по номеру клиентской службы, который указан на обороте карты, но ни в коем случае не звоните и не отправляйте сообщения на номера, указанные в СМС-уведомлении;
- если вам пришло СМС-сообщение о выигрыше, задайтесь вопросом, принимали ли вы участие в розыгрыше призов. А знакома ли вам организация, направившая уведомление о выигрыше? Откуда организаторам акции известны ваши контактные данные? Если не можете ответить хотя бы на один из этих вопросов, лучше проигнорируйте поступившее сообщение;
- любая просьба перевести денежные средства для получения выигрыша должна насторожить вас. Помните, что порядок уплаты налогов регламентирован действующим законодательством и не осуществляется посредством перевода денежных средств на электронные счета граждан и организаций или на так называемые электронные кошельки;
- если вы хотите купить товар по предоплате, то помните, что серьёзные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или на счёт мобильного телефона. Поищите информацию о магазине в Сети, при необходимости потребуйте администраторов магазина предоставить информацию о юридическом лице, проверьте её, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц;
- стоит насторожиться, если вы вдруг получили предложение о работе за границей, сообщение о многомиллионном наследстве. Внимательно отнеситесь к покупке авиабилетов через интернет, а также к просьбам перевести деньги для спасения чьей-то жизни (чаще всего детской);
- если вы договорились с незнакомцем о крупной покупке, никогда не переводите задаток, деньги передавайте только лично после заключения сделки;
- никому и никогда не оставляйте данные своей карты и особенно пароль для доступа в банковское онлайн-приложение;
- помните: установка антивирусного программного обеспечения на мобильное устройство – это мера, позволяющая повысить вашу безопасность;
- и последнее: не забывайте, что никто и никогда лучше вас не позаботится о сохранности вашей личной информации и ваших сбережений.
ПОВЕРИЛА – И ОСТАЛАСЬ НИ С ЧЕМ
Когда материал готовился к публикации, стало известно о новом факте мошенничества. В этот раз от действий злоумышленников пострадала 30-летняя жительница нашего округа. С её карты пропала крупная сумма.
Потерпевшей с неизвестного номера позвонил мужчина, представился сотрудником кредитного учреждения, клиенткой которого она является, и сообщил о несанкционированной операции на получение кредита. Чтобы якобы отменить оформление займа, мошенник убедил женщину продиктовать все данные для входа в мобильное приложение банка и пароли в СМС-сообщении. После разговора с карты петровчанки были списаны 100 тысяч рублей.
В настоящее время полицейские ведут оперативно-разыскные мероприятия.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)