МЕРТВОЕ ОТДЫХАЕТ, СОЛЕНОЕ МЕЛЕЕТ

22 июля 2020 года, 10:24 |
Фото А. ЧЕРНЯЕВА

О нашем округе знают в Москве, Питере, Тольятти, Сургуте, Ханты-Мансийске… Чем же мы так прославились на всю страну? Оказывается, лечебными свойствами Луш­никовского озера (в народе –просто Солёного), его вол­шебной грязью, которая, как утверждают те, кто приезжает сюда не первый год, поднима­ет людей после ДТП, улучшает состояние при астме, псориа­зе, остеохондрозе…

ЛЮДИ «В ЧЁРНОМ» И С ЛОПАТАМИ

На Лушниковском невыносимо жарко. По хрустящей солевой корке ходят люди «в чёрном» (используют утренние часы для проведения грязевых процедур), у некоторых в руках лопаты. Уви­дев журналиста и члена испол­кома регионального отделения ОНФ Владимира Михайловича Калашникова, подходят.

- На лечение с лопатами? - удивляемся.

- А вот сейчас и расскажем, и покажем!

Оказывается, этим летом ло­пата здесь стала настоящим другом человека: без неё в озеро за целебной грязью не войти. Точнее, войти и выйти можно, но потом придётся лечить исца­рапанные в кровь ноги: Лушни­ковское обмелело как никогда. И если раньше здесь можно было не только обмазаться грязью, но даже поплавать, то теперь из-за толстого слоя соли это стало невозможно.

- Берёшь лопату, - показыва­ют приехавшие за здоровьем граждане, - копаешь – и идёшь, копаешь – и идёшь.

Только так, по канавке, можно добраться до хорошей грязи и не изранить ноги. Ну чем не курорт? И грязевые ванны, и комплекс ЛФК…

ЧУДЕСНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ

Валентина Ильинична Тре­печенок приезжает к нам из Нижнего Новгорода седьмой год подряд. Говорит, когда попала сюда впервые, еле ходила, опи­раясь на палочку, а уже через неделю грязелечения палочка ей не понадобилась. Шестой год спасает озеро от астмы жи­тельницу Ставрополя Марину Георгиевну Вытрешко:

- Я была даже на Мёртвом море в Израиле. Так вот со знанием дела говорю: в срав­нении с Лушниковским озером их море отдыхает. Наше лучше! И не пытаться сохранить такое богатство – преступление!

По словам Марины Георгиев­ны, она впервые видит Лушни­ковское настолько обмелевшим. В среднем за сутки вода отступа­ет на целый метр. В одном месте берег исчерчен: это отметки – вот вчерашний уровень воды, а вот сегодняшний.

Бьёт тревогу и жительница ху­тора, которая сдаёт жильё внаём (она попросила не называть её):

- В целебную силу нашего озера я поверила после того, как оно вылечило сына от аст­мы. Теперь ко мне приезжают со всей страны. Занимаюсь я этим видом деятельности законно – плачу государству налог. Конеч­но, многое приходится делать своими силами: убирать мусор в береговой зоне, нанимать лю­дей, чтобы прокашивали тропу к воде, перекапывать эту тропу, чтобы туда не заезжали на ма­шинах. Считаю, что здесь нужно поставить мусорный контейнер, хорошо бы опять подключить хотя бы одну колонку (раньше они здесь были), ведь тем, кто приезжает сюда на пару часов или на день, даже обмыться от соли негде. Тем более что вода у нас на хуторе своя, род­никовая.

ЧЬЯ ВОДА?

Как говорят местные жители, хотя вода у них и своя, цена на неё как на «привозную», то есть такая же, как в Светлограде.

- Живу тут почти семьдесят лет, - рассказывает Николай Иванович Костин, - и мы всегда и сами свою водичку пьём, и других поим. В начале 60-х нашу воду направили в село Петровское, потом туда завели воду из Мар­тыновки, а нашу перебросили в Рогатую Балку. Так и по сей день.

По словам Николая Иванови­ча, озеро питают несколько род­ников, но самый большой вклад вносит речка, которая бежит со стороны Донской Балки. Однако с 2014 года вода из этой речки стала поступать не в Лушников­ское, а в донбалковский пруд. «Дончакам эта вода не нужна, - уверен Николай Иванович. - Они сами всегда говорят, что у них она в подвалах стоит, и оползни из-за неё же…» На вопрос, мог ли в обмелении озера сыграть свою роль тот факт, что жители хутора нередко перехватывают воду из родников, делая запруды для полива, машет рукой: «Это капля в море...»

Приезжаем в Донскую Балку. На въезде обращаем внимание на пересохшее старое русло речушки, питающей раньше Лушниковское озеро: теперь тут камыши и болотце. Правда, и по новому руслу вода еле дви­жется (сказался многолетний дефицит дождей). Однако жизнь не замерла: над водной гладью расправляют крылья белые кра­савцы лебеди, быстро-быстро работают лапками утки, по берегу ходят длинноногие кулики-ходу­лочники, а из зарослей камыша неловко взлетает цапля… Здесь же рыбачат местные.

Услышав предложение отдать речушку за ненадобностью солё­ноозёрцам, рыбаки, удивляются: «Нам и самим вода нужна». А житель Донской Балки Виктор Ва­сильевич Гайденко разъясняет:

- Речка называется Татарка. Изначально она впадала в наш водоём, но лет тридцать назад люди запротестовали – решили, что это из-за неё много подпоч­венной воды. Тогда вырыли арык и отвели Татарку в Солёное озе­ро. А лет пять назад наш водоём почистили, и Татарку вернули в прежнее русло.

По словам рыбаков, мелеют сейчас многие водоёмы. К при­меру, отодвинулась береговая линия и другого солёного озера, Нижнепетровского, которое на­ходится между Донской Балкой и Просянкой.

ПРУД

Есть вероятность того, что об­меление (если не уничтожение) ждёт и ещё один водоём – так называемый отстойник, который находится рядом с Лушников­ским. Здесь ситуация столь же неоднозначная. По словам жи­теля хутора Евгения Петровича Герасименко, ещё в советские времена местный колхоз сде­лал два пруда, воду из которых использовал для полива. На­ступили иные времена, один из прудов полностью разрушился, а второй потребовал ремонта: стыки между плитами, которыми он выложен, растрескались, дала течь сливная труба.

- Её, по всей видимости, про­давили трактором, - рассказыва­ет Евгений Петрович, - и из пруда в Лушниковское стала вытекать вода, а ведь там рыба.

Поскольку вопрос ремонта оказался не из простых (хотя вроде бы и хозяин у пруда есть, и есть даже решение суда, по ко­торому он должен его отремонти­ровать), активные солёноозёрцы собрали деньги, трубу закрепили несколькими хомутами.

- Водолаз нырнул туда, - вспо­минает Евгений Петрович, - (а вода ведь из родников, поэтому чистейшая, прозрачная – всё видно, и фонарь не нужен!) и заткнул дыру овечьими шкурами.

Помогло – вода уходить пе­рестала. Но через время опять начала вытекать: ясное дело, необходимо профессиональное вмешательство. Сейчас соб­ственник пруда уже сам ведёт ремонтные работы. Однако не­которые жители опасаются, что для ремонта трубы он спустит из водохранилища воду, а набрать такой объём заново будет не то что проблематично, а просто невозможно: нужны мощные на­сосы, которых сейчас нет.

- Погибнет рыба, лишатся пресного водоёма перелётные птицы, в том числе занесённые в Красную книгу Ставрополья серые журавли, - уверен Евгений Петрович.

Решение проблемы он видит в том, чтобы, не спуская воды, с помощью специальной установки закачать в дыру трубы бетон.

РАЧИТЕЛЬНО

Судьба рыбы не очень волну­ет купальщиков Солёного озера. Для них главное – вода («Рыба озеро не загрязнит: соль всё растворяет»), поэтому утечку и даже сброс воды в озеро проблемой они не считают. Кстати, сейчас хоть и понемногу, но из-за ремонта отстойника озеро под­питывается: в него, как пояснили жители, перенаправили избыток родниковой воды, которая по­ступает в водонапорную башню и раньше сбрасывалась в пруд.

По словам Евгения Петрови­ча, в былые времена засуха уже играла с Лушниковским злую шутку. Старожилы рассказыва­ли, как после войны оно пере­сыхало практически полностью и предприимчивые жители чуть ли не телегами вывозили соль в Калмыкию на продажу.

Говорят, сколько людей – столько мнений. Каждый видит ситуацию под своим углом. Но есть и то, что обязан увидеть каждый: озеро Лушниковское – часть государственного природ­ного заказника «Солёное озеро». Сюда можно заходить, но нельзя заезжать на машине, здесь мож­но мазаться грязью, но нельзя добывать и вывозить эту грязь. И уж однозначно государство обязано оберегать озеро, а все мы – рачительно относиться к подарку, который сделала нам природа. Тем более раз уж в сравнении с ним даже Мёртвое море отдыхает…

КОЛЕБАНИЯ УРОВНЯ ВОДЫ – ПРОЦЕСС ЕСТЕСТВЕННЫЙ

В Дирекции особо охраняемых природных территорий Ставро­польского края «Петровским вестям» пояснили, что озеро питается за счёт подземных слабоминерализованных вод и атмосферных осадков. Егерской службой действительно выявлена тенденция к снижению уровня воды, что, согласно заключению учёных Севе­ро-Кавказского федерального университета, является следствием малоснежной зимы и жаркого, сухого весенне-летнего периода. И далее: «Для бессточных озёр Ставропольского края, расположен­ных в зоне степей и полупустынь, колебания уровня воды являются естественным процессом. Искусственное изменение гидрологиче­ского режима озера может привести к ухудшению условий обитания зоопланктона, участвующего в образовании и накоплении целебных грязей, а также к изменению всей биосистемы озера и заказника в целом».

Учитывая обстоятельства, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края поставило в известность о необходимости мониторинга наполняемости озера Азово-Черноморское теруправление Федерального агентства по рыболовству, и теперь ситуация находится на контроле Азово-Черноморского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии.

ЗА ПОМОЩЬЮ – В ОНФ

Как рассказал «ПВ» член исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта В. М. Калашников, на сайт Госдумы РФ депутату О. В. Тимофеевой было направлено обраще­ние от жительницы Ставрополя И. Е. Муренковой. Ирина Евгеньев­на, которая много лет приезжает лечиться грязью Лушниковского, очень озабочена его обмелением (причину она видит в том числе в незаконных действиях солёноозёрцев, которые летом перекрывают родники, создавая запруды для полива огородов) и просит депутата вмешаться. Вопрос взят на личный контроль Ольги Викторовны.

Елена АРЦИМОВИЧ
Ключевые слова:
Рубрика: РЕПОРТАЖ
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44