ЖИЗНЬ - НЕ ПОЛЕ С РОМАШКАМИ
Жизнь Валентины Константиновны Поноженко совсем не похожа на поле с ромашками. Не каждый сможет вынести то, что выдержала эта женщина. Да, сегодня она уже спокойно смотрит в прошлое и принимает настоящее: что дано, с тем и коротать дни. Смирилась – и, вопреки сложным узорам судьбы, плетёт из обычных шерстяных ниток свои собственные яркие и неповторимые узоры.
СПАСЕНИЕ ОТ ХАНДРЫ
Валентина Константиновна встретила журналиста на кухне, но не за готовкой, а за вязанием:
- Наверное, коврик в зал будет, - пояснила она, кивая на свою работу. - Хотя я ещё не решила… Смотрите, у меня на всех стульчиках уже есть накидки. Даже у кота есть собственная подстилка! Хотите, покажу покрывала на диван и кресла? Проходите!
Перемещаемся в дальнюю комнату. Моя собеседница следует за мной в инвалидном кресле: несколько лет назад из-за осложнений, которые дал сахарный диабет, ей ампутировали обе ноги.
- Ну вот они, мои работы! Все нитки, которые в доме были, собрала, чтобы эти пледы связать!..
Валентина Константиновна показывает свои шедевры с удовольствием. Она вложила в них душу, и они – её ежедневное спасение от хандры. А хандрить есть из-за чего: проблемы со здоровьем радости и оптимизма ещё никогда и никому не добавляли. Вот женщина и отвлекает себя, чтобы не думать о болячках. С тех пор как подружилась с крючком и пряжей, стало немного веселее. Говорит, сколько шалей, носков и платков за это время раздала друзьям, соседям и знакомым, и не припомнит. Да и не считала. Какие-то даже в Старый Оскол и в Москву уехали…
О ЖИЗНИ
- А давайте я вам о своей жизни расскажу? - вдруг сама предлагает Валентина Константиновна и, получив согласие, продолжает: - Меня мать в три года бросила, и я выросла в Ореховке, в семье моей тёти, вместе с её детьми. Но вы не подумайте, я никогда не чувствовала себя неродной, нелюбимой или брошенной!
После школы Валя, которая любила и умела петь, попала в ансамбль чабанов и доярок – в «Ниву золотую». Вместе с её основателем и руководителем Михаилом Спиридоновичем Севрюковым девчонка побывала на Украине, с коллективом выступала на сцене Кремлёвского дворца съездов. До сих пор Валентина Константиновна с восторгом вспоминает о том, что на расстоянии вытянутой руки видела Людмилу Зыкину, Иосифа Кобзона и других знаменитых советских эстрадных исполнителей.
В «Ниве золотой» встретила и будущего мужа Николая – тот был танцором. С ним Валентина прожила 25 лет, родила сына и дочку. Построили сначала один дом, затем второй.
А что же мать? Она в поисках счастья сменила не один город, о дочери совсем не вспоминала. Пока…
- Однажды, когда у меня самой уже дети были, я из больницы Ульяновска письмо получила. В нём незнакомый человек обвинял меня в том, что я не приезжаю к матери, которая в тяжёлом состоянии в больнице лежит… Я почитала эти строчки – и не поехала…
Но судьба свела-таки двух родных по крови женщин. Валентина узнала, что родительница после смерти мужа тяжело заболела, и решила, несмотря ни на что, забрать её к себе: не бросать же! Но тёплыми отношения так и не стали: Валентина обращалась к матери на «вы». Говорит, очень непросто было жить с фактически чужой, с тяжёлым характером женщиной, но всё же досмотрела мать до последнего её дня.
БЕЗ ОБИДЫ И ЖАЛОБ
А потом Валентина Константиновна и сама заболела. Когда начались страшные боли в ногах, очень помогла невестка – тоже Валентина Поноженко. И среди ночи приходила, и в больницу возила.
- Когда доктора сообщили, что ампутация ноги неизбежна, жить не хотелось. Чуть грех на душу не взяла, - вспоминает Валентина Константиновна. - Когда вторую отняли, уже не так трагично восприняла: что ж делать, раз судьба такая… Слава Богу, сегодня я не одинока: меня и дети навещают, и внуки, и соседи помогают, и социальный работник приходит. Я не жалуюсь.
И правда, жалоб – ни слова. И даже обиды не слышно в голосе. Удивительная она женщина, Валентина Константиновна Поноженко. Сильная. И как бы жизнь ни била, не ожесточилась её душа. Жалеет только об одном: голос пропал, и не получается, как раньше петь песни. А так хочется!..
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)