РАСПРОДАЖА: ЛЮДИ ОПУСТОШАЮТ ПРИЛАВКИ ИЛИ ОТ РАДОСТИ, ИЛИ ОТ СТРЕССА
29 ноября в России стартовал мегашопинг – население настигла так называемая чёрная пятница. Само понятие родилось в США в 1966 году: в последних числах ноября (после Дня благодарения) там обычно открывался сезон рождественских распродаж. Теперь чёрная пятница победоносно шагает по всему миру. Не исключение и наша страна.
ЗА БУЙКИ НЕ ЗАПЛЫВАТЬ!
Хотя началось всё с одного дня в году, сейчас некоторые продавцы чёрную пятницу устраивают намного чаще. Вот и на этот раз, к примеру, в России пятница чудесным образом растянулась на целых три дня: мегаскидки обещают с 29 ноября по 1 декабря. И это понятно, поскольку для продавца распродажа – вещь полезная (мы говорим – скидки, подразумеваем – прибыль). А для покупателя? Тоже, если знать хотя бы основные правила и хитрости современного маркетинга. В любом случае по морю распродаж лучше плавать осторожно, за буйки не заплывать. Хотя бы для того, чтобы потом не было мучительно больно из-за бесцельно потраченных денег.
СЛОВО "СКИДКА", КАК ПРИМАНКА
Почему некоторые любят покупать и слова «скидка» и «распродажа» действуют на них как приманка? Психолог Петровского центра социального обслуживания населения Т. И. Ильина считает, что мы часто или много покупаем либо от большой радости, либо от стресса:
- Люди склонны к покупкам перед праздниками, и это понятно: нужны подарки, нужно накрыть стол. Но у некоторых существует ещё и традиция ежедневного похода в магазин. А если этот магазин универсальный, где можно купить всё, траты семьи вырастают многократно.
Не секрет, что в сетевых магазинах, которые уже давно захватили власть в мегаполисах и теперь добрались даже до сёл и деревень, работают не только маркетологи, но и психологи.
- В универмагах действуют определённые правила размещения товара на полках, - поясняет Татьяна Ивановна. - Всё должно быть логично, вытекать одно из другого: к примеру, если на этой полке икра, то рядом можно положить хлеб и масло, конфеты «поселить» по соседству с кофе или чаем. Покупателю удобно: не надо бегать по залу в поисках товара. Продавцу тоже: когда покупателю удобно, он оставит в кассе больше денег. Ещё приём, который наверняка уже заметили многие: недорогие товары часто размещаются на нижних полках, а лучшие места (полки, которые находятся вровень с глазами, а также чуть ниже и чуть выше) отводятся под товары подороже.
Свет, музыка, даже запахи и рисунок пола, который на подсознательном уровне заставляет останавливаться возле полок с определённым товаром, – Татьяна Ивановна уверена, что всё это влияет на покупателя и вносит свою лепту. Кроме того, мегараспродажи всегда обставляются как мегапраздники.
- Как ни прискорбно, но нам сейчас не хватает положительных эмоций, - продолжает психолог. - А когда человек целый день находится в состоянии стресса, вечером ему невольно хочется расслабиться – зайти в светлый, уютный зал магазина, где ему рады, где можно купить что-то для души или желудка («А что? Не могу себя побаловать?»). А тут ещё и скидки…
МАГИЯ ЖЁЛТОГО
Для некоторых жёлтый цвет уже стал символом коварства: не всегда, конечно, однако случается, что цена товара по скидке оказывается выше, чем была до неё. Так что же действует на покупателя – незнание или магия жёлтого ценника?
- Причин может быть много, - считает Татьяна Ивановна. - Конечно, срабатывает и стадный инстинкт. Вспомните, когда вы видите у прилавка толпу, разве не возникает желание тоже подойти? Плюс незнание. Если человек не является завсегдатаем этого магазина, он действительно может просто не знать, сколько стоил товар до скидки.
- Но если я завсегдатай и меня не обмануть? Я чётко вижу: реальная скидка…
- Можете проколоться в другом. Скидки расслабляют, притупляют внимание – и человек, взяв товар со скидкой, склонен купить что-нибудь ещё. А где гарантия, что на это «что-нибудь ещё» цена не подросла?
Расхолаживает и возможность рассрочки. Хотим сделать праздник себе или близким, а в результате берём очередной кредит на то, без чего можно было бы обойтись.
- В моей практике пока шопоголиков не было, - говорит Татьяна Ивановна, - думаю, это не означает, что их в нашем округе нет. Просто не все понимают, что стали шопоголиками и что это тоже зависимость, как, к примеру, курение.
ПО СПИСКУ
Существует несколько способов уберечься от соблазна незапланированных покупок. О них и напомнила Татьяна Ивановна:
- Лучше покупать продукты по заранее составленному списку и никогда не заходить в магазин голодным. Если какая-то вещь очень понравилась, но её не было в ваших планах, не спешите, дайте себе время подумать хотя бы день-два, посоветуйтесь с семьёй или друзьями. Старайтесь не совершать покупки, когда очень расстроены или устали: тогда вы слабее и легко поддадитесь соблазну. Не берите с собой много денег – только сумму, необходимую для запланированных покупок. Лучше расплачиваться не картой, а наличными: исследования показывают, что человек намного легче расстаётся с виртуальными деньгами, чем с реальными.
Есть и такое правило: если нужен хлеб – иди в хлебный. Да, универмаги – это удобно, однако у любого удобства есть цена. Кстати, то, что мы проходим сейчас, Запад и Америка прошли давно, теперь многие там очень хорошо умеют считать деньги и постепенно изживают культ потребления.
ДЕНЬ БЕЗ ПОКУПОК
Закон гласит: на каждое действие есть противодействие. Вот и для чёрной пятницы нашёлся антагонист. В 1992 году международная сеть «СМИ против рекламы», объединяющая художников, писателей, преподавателей, студентов и даже предпринимателей, предложила отмечать в чёрную пятницу… День без покупок!
Сегодня к празднику протеста против сверхпотребления присоединилось уже 65 стран. Россия официально пока находится в стороне, однако никто не мешает всем желающим взять и на 24 часа отказаться от любых покупок.
ПОЧЕМУ «ЧЁРНАЯ»?
День благодарения в США отмечают в четвёртый четверг ноября. Это государственный праздник и официальный выходной. Поскольку никто не хотел выходить на работу после праздника, то есть в пятницу, многие работники брали отгул или внезапно «заболевали». Так для работодателей пятница стала поистине чёрным днём.
После Дня Благодарения стартуют рождественские продажи, а потому многие американцы отправляются на шопинг. Полиция США тоже назвала этот день чёрным, ведь улицы оказываются заполнены толпами людей и машин, возникает давка. Известны случаи, когда во время распродаж люди затевали драку и даже убивали друг друга.
Однако вероятнее всего, что пятницу назвали чёрной по другой причине: в Америке традиционно бухгалтеры отмечают прибыль чёрным цветом, а убыток – красным.
РОСПОТРЕБНАДЗОР – ОБ ИНТЕРНЕТ-ПОКУПКАХ
В преддверии чёрной пятницы Роспотребнадзор напомнил гражданам некоторые правила продажи товаров через интернет. Вот некоторые из них.
1. От товара, купленного в интернет-магазине (в том числе в рамках акции «Чёрная пятница»), потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара – в течение 7 дней (если сохранены товарный вид и свойства товара).
2. Не допускается навязывание дополнительных товаров и услуг. Проверка качества и консультирование по выбору товара вообще не могут являться дополнительными услугами, поскольку входят в обязанности продавца. Если потребителю предлагается застраховать товар или расширить гарантию, следует учитывать, что гарантийный срок, заявленный изготовителем, не может быть уменьшен и должен быть раскрыт продавцом до заключения договора. Зачастую так называемые программы страхования или иной «защиты» покупателя дублируют обязанности, которые продавец или изготовитель должны выполнять в силу закона (обмен товара или его ремонт).
3. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи.
4. Если товар, приобретённый в интернете, оказался ненадлежащего качества, потребитель имеет все те же права, что и при «традиционной» (офлайн) торговле. Статьи 18-24 Закона «О защите прав потребителей» предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчёта стоимости, а также возврата продавцу.
5. Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Попробуйте запросить у продавца сведения о подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя.
6. Если вы покупаете товар на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), то вы, если товар не будет доставлен в срок, можете заявить требование о возврате денег посреднику (агрегатору). Возврат произойдёт в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.
7. При покупке товара выясните, в какие сроки он должен быть доставлен. Продавец обязан согласовать с покупателем сроки передачи товара покупателю.
8. Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор ваших персональных данных, а также сведений о платёжных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.
- 0
- 0
- 0
- 1
- 0
Комментарии (0)