НЕ ЖАРЬТЕ НА ВЕЧНОМ ОГНЕ ПОРОСЁНКА. КАК ВЫЖИВАЕТ СЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ

19 июля 2019 года, 9:03 |
Фото Е. Арцимович

- Зачем вам музей? Столько лет ему отдали… И на общественных началах...

Мария Васильевна Мальцева, которая без малого два десятка лет хранит экспонаты народного музея села Константиновского, спокойно пожимает плечами – мол, странный вопрос: без истории мы никто и звать никак. Зато её «серебряный» волонтёр Татьяна Васильевна Дёмина горячится:

- Чтобы поросят на Вечном огне не жарили. Был у нас в селе один такой. Для него Вечный огонь – это просто огонь, вот он и пожарил на нём поросёнка. А музей учит помнить. И понимать.

О БАЛАНСЕ И БАЛЛАСТЕ

В маленьком селе, которое, несмотря ни на какие материальные трудности, типичные для российской глубинки, крепко держится за свою историю, музей появился при колхозе имени Сараева в 1973 году по инициативе сельского учителя Михаила Григорьевича Чичерина. Сегодня он, как и многие бывшие колхозные объекты по всей стране, скорее, балласт, хотя и стоит на балансе Петровского городского округа. Без статуса (в прошлом году администрация округа пыталась его оформить, но краевой минфин отказал: неважное у музея состояние), без воды (её перекрыли пару лет назад, когда выяснилось, что на водопровод нет технической документации).

После того как сократили прежнюю уборщицу, не один год мыла полы и вытирала пыль с экспонатов сама Мария Васильевна, краевед и руководитель клуба по интересам при местном Доме культуры. С недавних пор в штат взяли техслужащую Веру Алексеевну Дёмину – стало легче. И с водой приноровились: собирают небесную (во дворе музея – тазы и вёдра). Плюс волонтёры Татьяна Васильевна и Николай Алексеевич Дёмины, а также Анатолий Сергеевич Мальцев привозят свою в бутылках.

ОТАРА ОВЕЦ И ПЕРВЫЙ СНОП

Они не жалуются. Сейчас собственными силами делают немудрёный ремонт – белят и красят. Женщины аккурат в праздник 8 Марта сделали себе подарок – закончили первую из семи музейных комнат. Напротив памятной таблички о первопоселенце Иване Белых повесили розовые шторки («Так экспозиция лучше смотрится: уютнее. Правда?»). На стенах картины: вот портреты председателей сельсовета, колхоза-племзавода имени Сараева, а вот крестьянская семья во время привала, чабан с отарой овец, праздник первого снопа (впереди с косой – сам председатель). Таких в музее множество. В каждом зале.

- Это наша гордость, - говорит Мария Васильевна. - Автор – учитель истории, участник Великой Отечественной войны Василий Никитович Тимофеев.

В живописи самоучка, а насколько бережно подобраны цвета и оттенки, скрупулёзно прорисованы все награды на гимнастёрках, все предметы крестьянского быта!

- Чем ещё гордитесь?

«КУРИ СВОЙ!»

Оказывается, многим. Большим расписным граммофоном, соломорезкой (между прочим, «маде ин Лондон»), кузнечными мехами, репродуктором (во время Великой Отечественной войны он рассказывал о фронтовых новостях). Есть тут и письма-треугольники, и самодельный портсигар с гордой надписью: «Кури свой!», и «Орджоникидзевская правда» 1941 года (так с марта 1937-го называлась наша краевая газета), и противотанковое ружьё. Кстати, пулемёт максим, который сейчас хранится в светлоградском музее, тоже отсюда, из константиновского музея.

В коридоре на стене – большое чёрно-белое фото 80-х: бывшие солдаты, дошедшие до Берлина, в зале Рейхстага. Один из них – житель Константиновского. Выше – фото других бойцов. Мария Васильевна показывает на одно:

- Это Иван Звягинцев из «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука.

- ?

- Есть версия, что прототипом героя фильма стал наш земляк Иван Васильевич Звягинцев. Только наш был не рядовым, а заместителем командира 546-го стрелового полка 191-й стрелковой дивизии. У него 6 орденов и 17 медалей СССР! Ну, хватит о войне – давайте о мире.

РАССКАЖИ, КРЫЛЕЧКО, О НЕВЕСТАХ

Ещё лет двадцать тому назад у села Константиновского была своя, и очень милая, особенность: почти к каждому дому вело крыльцо, его ступеньки словно сбегали вниз яркими, нарисованными краской «половичками». Теперь крылечки можно по пальцам пересчитать. Мария Васильевна подходит к одной из картин зала домашнего быта:

- Наверное, скоро их и совсем не станет. Только на этой картине останутся. А между прочим, в своё время они играли очень важную роль – рассказывали женихам, в каком доме есть девушки на выданье и сколько их.

Оказывается, полоски по краям нарисованного на крыльце «половичка» имели смысл: сколько полосок – столько и невест. Отдали дочку замуж – полоску закрасили: у неё теперь своя жизнь, свой дом.

ДЕТЕЙ РАСТИЛИ, ХЛЕБ МОЛОТИЛИ

- Вот люлька, - показывает Мария Васильевна. - А в ней, смотрите, кукла лежит. Рядом кровать. Видно, что из зажиточного дома: деревянная.

- А в бедном доме на чём же спали?

- Как на чём? - улыбается. - На лавке или на печке.

В красном углу, под иконами, дореволюционный Псалтырь. На печи – горшок, рубель, валёк, маслобойка, кубышка для масла, ухват, таганок да зубастый утюг на угольях. Есть в музее и прялка, и ткацкий станок, и самодельные столярные инструменты, и ручная мельница. А на этом большом пузатом кувшине даже сохранилась сделанная мастером надпись: «П. Я. Сердюков. Село Петровское».

Рядом с железными плугом и соломорезкой – деревянное ярмо для быков. Ещё наши дедушки с бабушками вполне могли в детстве кататься на таком: телега сеном загружена под завязку – вот ребятня и перебирается на ярмо, а потом сидит там довольная, всю дорогу болтая босыми ногами рядом с бычьими рогами и ушами.

Поработали? Время отдохнуть – то ли в церковь на воскресную службу отправиться, то ли на посиделки. В музее хранятся вышитые женские сорочки, нарядная кофточка, украшенная рюшами, тесьмой и стеклянными пуговками, есть кожаные поршни – славянская обувь наподобие лаптей, сшитая из одного лоскута кожи.

- Вместо стелек в них клали солому. Так у нас и ходили. А кто победнее, обувал поршни верёвочные – сплетённые из конопляной верёвки, - рассказывает Мария Васильевна.

Вместе с ней и её «серебряными» волонтёрами мы идём из зала в зал. Они говорят о том, что годы дают о себе знать и надо потихоньку подыскивать смену, и о том, как нелегко сегодня это сделать, хотя и очень важно. Ведь нельзя же, чтобы на Вечном огне жарили поросят. Почему? Если вы хоть раз были в музее, это и сами понимаете.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44