ЖИТЕЛЬНИЦА НИКОЛИНОЙ БАЛКИ УЖЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ "ПРИВОДИТ" СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДОМОЙ
С 1945 года и по сей день в Петровском райвоенкомате хранится документ из управления по учёту погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава, где среди прочих значится красноармеец Иван Аухкеров…
КТО ТЫ, СОЛДАТ?
В документе сказано, что Иван Аухкеров (а по другим документам Лухкеров), уроженец Николиной Балки Орджоникидзевского края, погиб 23 декабря 1942-го в лагере для советских военнопленных Шталаг 301/Z (он находился на Украине в 1941-1944 годах возле Славуты Каменец-Подольской области). Данных о родных нет. В Петровском районе такая семья не проживает.
Вероятно, эту фамилию не только в Николиной Балке, но и в Ставропольском крае никто никогда не слышал, поэтому-то в послевоенное время Ивана Аухкерова (Лухкерова) никто не признал своим. И конечно, его никто не внёс в списки погибших николинобалковцев.
Так несколько десятилетий и пролежали в архиве Петровского райвоенкомата документы никому не известного Ивана. Только в 1995 году имя погибшего узника лагеря Ивана Лухкерова внесли в Книгу Памяти Ставропольского края и увековечили на мемориальной плите.
А кто он, Иван Аухкеров (Лухкеров)? Чей сын, брат, родственник? Всё это так и осталось невыясненным…
«ДА АЛФЁРОВ Я!»
Не зря существует поверье, что солдаты Великой Отечественной войны сами очень хотят быть найденными и всячески помогают найти себя. Поисковики говорят так: «Это не мы их ищем, а они нас – каждый из них одного из нас». Вот и ждал Иван того, кто приведёт его домой, к родному порогу. Видимо, его выбор пал на меня.
Работая над Книгой Памяти Николиной Балки и имея некоторый опыт поисковой работы, я поняла, что Аухкеров-Лухкеров – это чья-то до неузнаваемости искажённая фамилия. И как часто бывает в минуты поиска и размышления, ко мне пришло озарение, и будто вдруг сам погибший прокричал: «Да Алфёров я, Алфёров!»
Начала проверять. Под уже уточнённые данные Книги Памяти Ставропольского края подходил только Иван Григорьевич Алфёров, «1922 г. р, русский, уроженец Ставропольского края Петровского района с. Николина Балка. Призван Петровским РВК в октябре 1941 г. Рядовой, миномётчик. Последнее место службы: 91-й гв. сп, 33-й гв. сд. Письменная связь с родственниками прекратилась в июле 1942. Пропал без вести в районе Сталинграда».
Исследовав записи журнала боевых действий 33-й гвардейской стрелковой дивизии за июль-август 1942 года и изучив воспоминания участников боёв в районе Сталинграда в тот период, пришла к выводу, что красноармеец И. Г. Алфёров не пропал без вести, а оказался в плену.
ЗНАТЬ БЫ ОТЧЕСТВО…
Сомнений в том, что попавший в окружение и плен Иван Алфёров – это и есть Иван Аухкеров (Лухкеров), уже почти не было. Однако оставалось неизвестным отчество. Узнать бы его!
Проверила в списках на сайте https://pomnirod.ru («Музей ВОВ в Киеве «История великих страданий» нацистские лагеря для советских военнопленных в г. Славута»). И – удача! Есть подтверждение: «Аухкеров Иван Григорьевич, русский, 1922, Орджоникидзовский край, с. Николина-Балка, 23.12.1942».
На официальном сайте Славуты в списках захороненных на территории Международного мемориального комплекса «Поле памяти» также есть запись: «Лухкеров Іван, 1922, Орджонікідзівський край. 23.12.1942».
И только изучив историю лагеря военнопленных Славуты, окончательно убедилась, что фамилии Лухкеров и Аухкеров принадлежат одному человеку – Ивану Григорьевичу Алфёрову!
Добавлю, что в составе 33-й гвардейской стрелковой дивизии воевали многие николинобалковцы, в том числе и мой свёкор Пётр Матвеевич, и Павел Карпович Отамас, бывший кадровик колхоза, известный многим селянам старшего поколения. Проверив по ОБД «Мемориал» списки потерь 91-го гвардейского стрелкового полка 33-й гвардейской стрелковой дивизии за август 1942 года, нашла в них ещё десятки земляков, пропавших без вести, попавших в плен и освобождённых.
В лагере действовала подпольная группа. Она состояла преимущественно из медперсонала и вела учёт поступивших и умерших в лагерном лазарете. Сохранились три книги таких списков с именами 20 тысяч (!) солдат и офицеров.
К сожалению, они содержат неточности, так как переписывались в 1945 году от руки и тщательно не проверялись. К тому же поскольку первоначально списки составлялись путём опроса раненых, больных, беззубых и истощённых людей, то в них вполне могли быть допущены любые ошибки. Предполагать можно всякое…
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Друзья-поисковики из Киева помогли связаться с сотрудниками Национального музея истории Украины во Второй мировой войне. Отправила туда запрос о наличии карточек военнопленных лагеря Славуты или любого другого источника, чтобы можно было бы уточнить фамилию земляка.
Через полтора месяца получила ответ и стала искать родственников красноармейца. К счастью, в селе это не проблема. Александра Владимировича Алфёрова, родного племянника погибшего Ивана, нашла быстро. Мужчина разволновался, услышав о том, что судьба его дяди выяснена. Конечно, о нём помнили, но знали только то, что ушёл на войну и пропал без вести...
Александр предоставил мне единственную сохранившуюся фотографию дяди. Позже на сельском кладбище я нашла могилу Григория Андреевича Алфёрова, отца Ивана. Кстати, судя по эпитафии, он был героической личностью.
Вот так спустя семь десятилетий красноармеец Аухкеров вернулся домой.
P. S. К сожалению, на новом сельском мемориале, открытом в Николиной Балке в 2015 году, в списках погибших фамилия Алфёровых отсутствует. Надеюсь, эта досадная ошибка будет исправлена, чтобы слова «Никто не забыт, ничто не забыто!» не звучали пустым звуком. Вечная память и слава всем павшим за Родину!
КТО, ЕСЛИ НЕ Я?
Жительница Николиной Балки Татьяна Николаевна Пустовит - человек увлечённый и упорный. В 2010 году она занялась поиском информации о пропавших без вести земляках. Как водится, начала со своих родственников – с отцовых братьев, погибших на войне. Когда увидела, сколько их, безымянных, пропавших без вести, решила продолжать поиски.
Долгое время Татьяна Николаевна считала себя энтузиастом-одиночкой. А в 2017 году вошла в состав регионального отделения ООД «Поисковое движение России».
Уже несколько лет Татьяна Николаевна работает над Книгой Памяти Николиной Балки. Благодаря ей стали известны места службы и гибели десятков николинобалковцев, которые более 70 лет считались пропавшими без вести. А ещё Т. Н. Пустовит мечтает закончить проект, цель которого – установка мемориальной доски воинам 211-й стрелковой дивизии (1-го формирования) – уроженцам Ставропольского края, погибшим под Ельней на реке Десне в августе-сентябре 1941-го. (Светлана ЗЛОБИНА).
- 0
- 0
- 0
- 0
- 3
Комментарии (0)