ЗАПАХ ДЕТСТВА. К ДЕТЯМ ВОЙНЫ ДЕД МОРОЗ ПРИХОДИЛ БЕЗ ПОДАРКОВ
Мандарины… Когда их чистишь, волшебный запах. И сразу, откуда ни возьмись, появляется новогоднее настроение. Я чищу, а Лидия Савельевна улыбается.
- Запах детства, правда? - говорю.
Она смеётся тихо и очень по-доброму:
- Не для меня. Моё детство было бедным.
Пару секунд молчит и добавляет:
- Очень бедным.
Лидия Савельевна Краснова родилась в Донбассе 84 года назад. Когда началась война, ей не было и семи. Семья эвакуировалась в Краснодарский край, но фашисты и туда пришли. Взорвали зернохранилище. Помнит, как люди бежали туда и среди пепла и гари пытались спасти хоть что-то. Хлеб и картошка на столе – это уже было счастьем.
- Вы о чём-то тогда мечтали? О кукле? Самой простенькой. Ведь всё равно ребёнок – хочется праздника...
Я словно оправдываюсь, потому что интуитивно чувствую, что не понимаю до конца, просто не знаю всего: не испытала. Но она терпелива: виден учитель старой формации, работавший всегда не за страх, а за совесть.
- Не помню, о чём мечтала. Мы с братом никогда ничего не просили. Понимали, раз еды нет, какие подарки? Дома о Новом годе даже не говорили.
Зато в школе праздник был. И пусть военный и послевоенный Дед Мороз всегда приходил без мешка за плечами, зато он с удовольствием слушал стихи и песни, подготовленные детьми, водил с ними хороводы.
- Игрушки делали сами – рисовали, вырезали, клеили…
Она навсегда осталась в школе: всю жизнь учила детей математике. Получила звание ветерана труда. И сейчас без дела не сидит: несмотря на проблемы со зрением, пишет стихи, небольшие рассказы.
- Почитать? Ну, вот такое: «На судьбу роптать не надо: у неё права свои. По заслугам – и награда, и оценка дел твоих…»
В этих четырёх строчках – весь советский учитель. Честный, сильный, бескорыстный. Одним словом, подвижник. Лидия Савельевна поправляет лёгкую белую прядь у лба и вдруг говорит:
- Я сидела на лавочке у дома. Вдруг мимо побежали люди. Быстро-быстро. Мне стало интересно, куда это? А они бегут и всё кричат: «Война! Война!» Мне же семи не было, я и не поняла, какая война. Вбегаю в дом – и маме радостно: «Мам, война!» Она окаменела. Палец к моим губам прижала, шепчет: «Стой и молчи…»
Когда я спрашиваю, чего Лидия Савельевна попросит у Деда Мороза, ответ уже знаю. И она действительно просит только мира, ведь тогда есть надежда, что пусть не сразу, а со временем, но будут и хорошая зарплата, и дом. Будут у детей новый телефон, Леди Баг и машинка, а на новогоднем столе – торт, конфеты и мандарины, которые заполнят комнату волшебным запахом – запахом нашего детства.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)