ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВРАЧ НЕ ПРИЕХАЛ ПО ВЫЗОВУ?
Поликлинику можно выбрать. Главное не схватиться за голову потом. Вот свежий случай. В редакцию «ПВ» обратилась читательница. Она в недоумении: её знакомая из другого района не смогла попасть на приём к врачу по месту жительства. В регистратуре сказали, что теперь её лечит другая больница, ставропольская. И окончательно выбили из колеи, когда добавили, что решение это она приняла сама. По словам читательницы, знакомая и правда ходила на приём в Ставрополе, но ничего такого не решала! По крайней мере, не помнит…
И вот эти последние слова – ключевые. Действительно, мало ли мы подписываем в больнице бумаг? Все ли прочитываем? А может, подобная ситуация – это просто недоразумение? И возможна ли она в нашем округе? Вопросы мы адресовали директору межрайонного филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (ТФОМС СК) в городе Светлограде И. Н. Красновой. Ирина Николаевна пояснила:
- Ещё в 2012 году вышел приказ Минздрава России № 406-н, согласно которому гражданин имеет право на выбор медицинской организации, где он будет получать поликлиническую помощь. Выбор можно сделать раз в год, написав соответствующее заявление. И если человек такое заявление написал, выбрав поликлинику Ставрополя, то, к примеру, здесь, в Светлограде, его имеют полное право не принять. Исключение – скорая и неотложная помощь (при состояниях внезапных острых заболеваний или при обострении хронических заболеваний), её окажут в любой больнице любого города.
Дело в том, что по умолчанию каждый прикреплён к больнице по месту жительства, и, если вы идёте к врачу другой больницы (понятно, речь не об обращении по направлению), надо быть готовым к тому, что вам предложат подписать некие бумаги. Прежде чем это делать, советует Ирина Николаевна, ознакомьтесь с ними. Возможно, среди них будет и заявление на выбор медорганизации. Выбрали поликлинику Ставрополя – нужно понимать, что теперь в соответствии с названным приказом за любой поликлинической помощью (не стационарной!) вам придётся обращаться именно туда. Кстати, на дом участковый врач тоже уже не приедет.
- Приказ вышел в 2012 году, а в нашей провинции отголоски только сейчас. Почему?
Ирина Николаевна поясняет:
- В какой-то степени это связано с компьютеризацией. Сегодня почти в любой поликлинике регистратор работает с компьютером. Прежде чем выдать талон, он заходит в Единый реестр застрахованных лиц и видит, к какому медучреждению прикреплён пациент. Теперь всё как на ладони.
- А подушевое финансирование, которое введено с недавнего времени, играет роль? Ведь, если бы женщине, прежде чем она подписала заявление, разъяснили последствия её поступка, возможно, она бы этого и не сделала. Шутка ли, на приём к окулисту – в Ставрополь, к неврологу – в Ставрополь…
- Поликлиники начали переходить на подушевое финансирование (когда деньги из ТФОМС выделяются ровно на то количество людей, которое за этой поликлиникой закреплено) с 2015 года. Сначала подушевой норматив применялся только в отношении пациентов врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров. В этом году перечень расширился: добавились офтальмологи, оториноларингологи и неврологи. В 2019-м он ещё подрастёт – в него войдут уже все без исключения узкие специалисты.
- Получается, теперь за каждого прикреплённого пациента, вне зависимости от того, сколько раз он обратился и с какими проблемами, в поликлинику поступает фиксированная сумма. Больше прикреплённых – больше денег. Так может дойти и до конкуренции между поликлиниками. Тогда, предлагая пациенту подписать заявление о выборе медучреждения, никто, конечно, не будет разъяснять ему последствий.
- Дело в том, что ответственность за свои действия несёт сам пациент. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, нужно знать законы и, конечно, собственные права.
- Предположим, знакомая нашей читательницы не знала. Теперь хочет всё вернуть, чтобы опять получать помощь в поликлинике по месту жительства. Это возможно?
- Безусловно. Но по закону только через год.
Ирина Николаевна обратила внимание и на ещё одну непростую ситуацию: касается она сроков ожидания медицинской помощи. Случается, что недостаточная информированность населения об этих сроках толкает людей на оплату в общем-то бесплатных (в соответствии с терпрограммой) услуг.
- Где взять эту информацию – что платно, что бесплатно и в какие сроки?
- В территориальной программе. Читайте внимательно: там всё есть. Кроме того, не стесняйтесь обращаться в свою страховую компанию: её долг – защищать ваши интересы. Проконсультироваться всегда можно и по телефонам фонда обязательного медицинского страхования.
Терпрограмма
Ежегодно на уровне РФ принимается федеральная Территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Каждый регион корректирует её в зависимости от собственных финансовых возможностей. Именно в терпрограмме можно найти перечень услуг и видов медпомощи, которые гражданам данного региона должны быть оказаны бесплатно. Там же указаны предельные сроки ожидания помощи.
Где найти терпрограмму? К примеру, на сайте tfomssk.ru (выбираем раздел «Документы ОМС», далее заходим в «Документы Ставропольского края», теперь в «Акты правительства Ставропольского края» и скачиваем Постановление правительства СК от 25.12.2017 г. № 523-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»).
И страховщика, и врача
Закон разрешает раз в год (или в любое время при смене места жительства) выбирать не только медицинскую организацию, но и участкового терапевта или педиатра, а также страховую компанию. Выбор страховщика делается гражданином в одностороннем порядке (на территории Ставрополья доступны ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М» и ООО «ВТБ МС»), но только до 1 ноября текущего года. А вот при выборе врача придётся сначала заручиться его согласием.
Полис стабилен
Не так давно в соцсетях прошла информация о необходимости замены полисов. К нам она не имеет отношения. Любые полисы (и старые, и новые – выданные после 1 мая 2011) по-прежнему законны и действуют на всей территории РФ.
Есть вопросы? Звоните
в страховую компанию (номер телефона – на обратной стороне полиса);
в ТФОМС СК: тел. контакт-центра 8-800-707-11-35, горячая линия – (8-8652) 94-11-35.
- 1
- 0
- 0
- 1
- 0
Комментарии (0)