НЕ ПРОДАТЬ И НЕ ОТДАТЬ: КУДА СЕЛЯНАМ ДЕТЬ НАВОЗ?
Такая загадка: «Ценная вещь, да не продать. Бесплатно отдал бы, да не берут. Сам бы вывез, да некуда». Что это? Селяне наверняка догадались.
Складируйте
В редакцию обратилась жительница Благодатного Наталья: «Соседи в огороде складируют навоз. Вывозить начинают, когда куча становится огромной. От этого невыносимый запах, ведь испаряется аммиак. Невозможно даже дышать, не говоря уже о том, чтобы бельё на улице вывесить –! Другие соседи решили вопрос иначе – попросту подпалили навоз. Но он, как торф, не горит, а тлеет. Теперь дымит днём и ночью. Уже сил нет терпеть!»
«ПВ» приехали в село. Собрались соседи. Общий вопрос один: «Куда вывозить?» Люди готовы действовать по закону – только им нужно понять, каков он, этот закон. Раньше навоз свозили на местную свалку. А что делать теперь, когда все сельские свалки закрыты? Единственный официальный полигон (под Светлоградом) навоз не принимает.
- Нам сказали так: «Пока складируйте», - рассказывает одна жительница. - Вот и складируем. Те, у кого место уже не позволяет или с соседями пошли ссоры, вынуждены тайно, ночами, вывозить в лесополосы. Некоторые, чтобы не мучиться, действительно просто поджигают.
- Людей понимаю, - говорит другая, - но мне как быть? Вот, - показывает пакет, - накупила лекарств. У меня астма…
Ситуация своеобразная, ведь навоз, ставший настоящей головной болью для селян, – ценное органическое удобрение, и в некоторых странах на его продаже строят бизнес.
Будут площадки
- Закон требует, чтобы для складирования навоза были созданы специальные площадки, - поясняет заместитель главы администрации округа В. Д. Барыленко. - Над этим мы сейчас работаем.
Как рассказал Виктор Дмитриевич, поднятый вопрос непростой: требует не только финансирования, но и определённого уровня культуры населения. Исходя из опыта последних месяцев (когда жители до последнего не заключали договор с регоператором, предпочитая захламлять леса и лесополосы), есть опасения, что площадки превратят в обыкновенную свалку, вываливая вместе с навозом и бытовой мусор. А значит, они в обязательном порядке должны быть огорожены, иметь охрану.
- Мы не стоим на месте, - добавляет Виктор Дмитриевич. - Считаем серьёзным достижением уже то, что в среднем по округу 95-100% жителей заключили договор с регоператором. В числе отстающих Светлоград (около 77%) и Шангала (около 83%).
Это понятно: договоры заключены – значит, меньше стихийных свалок, меньше и шансов на то, что бытовой мусор будет попадать в тот же навоз, в перспективе размещаемый на спецплощадках. Тем более что к мысли о сортировке народу уже пора привыкать. (Напомним, закон, закрепляющий раздельный сбор мусора, был принят в конце прошлого года, а с 1 января 2019 года вступит в силу его раздел, касающийся полномочий органов местного самоуправления.)
По словам Виктора Дмитриевича, сейчас в ряде сёл навоз принимают местные фермеры, и задача территориальных отделов – свести покупателя и продавца друг с другом. К примеру, такая работа налажена в Донской Балке.
- Да, - подтвердил «ПВ» по телефону глава КФХ Ю. Н. Калашников, - принимаю по 500 рублей за телегу. Это около трёх тонн. Конечно, привозят только местные. Из другого села не повезут: не выгодно. Требования? Любой, можно и не перепревший, но обязательно чистый, без мусора.
Юрий Николаевич выращивает виноград. Считает, удобрять землю навозом, конечно, нелегко, куда проще кормить её только химией, но вносить в дополнение ещё и органику – это по-хозяйски, это для тех, кто землю любит и собирается работать на ней долго.
Кто землю любит…
О любви к земле и хозяйском к ней отношении говорит и начальник отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации округа В. Б. Ковтун:
- Минеральные удобрения гарантируют быстрый результат, работать с ними проще, но вносить их приходится ежегодно, и они довольно дорогие, в то время как органика дешевле и способствует обогащению гумуса. В зависимости от дозы внесения, вида и качества навоз делает почву более плодородной на срок от десяти до пятнадцати лет.
Сложность в том, что сейчас животноводство, мягко говоря, не успевает за растениеводством. А для того, чтобы удобрить почву, навоза нужно много. Вот и получается парадокс: оказывается, навоза, от которого жители сёл не знают, как избавиться, на самом деле не хватает!
Интересную статистику приводит агрохимик, главный специалист агрохимцентра «Ставропольский» Валентина Васильевна Дробина: в советское время, когда животноводство было очень развито, земли нашего района ежегодно получали до 800 тысяч тонн навоза, теперь эта цифра упала до 22,7 тысячи тонн.
- Сегодня навоз в качестве органического удобрения используют только два крупных хозяйства округа, - поясняет Владимир Борисович, - филиал «Ставрополь-Кавказский» ООО «АПК» и ООО «Хлебороб». Они рассчитывают на долгосрочную перспективу.
И результат налицо: оба не первый год являются лидерами по урожайности и качеству сельхозпродукции. Оба закупают навоз в ЗАО «Ставропольский бройлер». Дело в том, что по минеральному составу именно птичий считается самым ценным удобрением, на втором месте навоз коровий, только на третьем – свиной. Конечно, хозяйства несут определённые затраты на перевозку, ведь доставлять навоз в Рогатую Балку, Константиновское и Шангалу приходится из Светлограда и Михайловска, но зато берут всё в одном месте.
- Сейчас по дворам никто не собирает, - подтверждает Владимир Борисович. - Когда-то один из фермеров пытался это делать, правда, быстро понял, что затратно.
Жаль, но пока владельцы личных подсобных хозяйств не представляют собой интереса для крупных сельзпроизводителей. Однако есть надежда, что с появлением специальных площадок для складирования навоза ситуация может измениться в лучшую сторону. Остаётся только ждать. И (добавляют в отделе сельского хозяйства) самостоятельно искать пути реализации – выходить на фермеров, горожан. Заработать на этом получится едва ли, но есть шанс хоть как-то избавиться от ценнейшего органического удобрения.
- 3
- 1
- 8
- 1
- 1
Комментарии (4)