КУКЛЫ ЛЮБЯТ ПОБОЛТАТЬ. ОСОБЕННО В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ
- Давай одеваться, Злата.
- Нет. Сначала нарисуй мне глазки.
- Но я не собиралась рисовать, я хотела подарить тебе акриловые…
- Даже не думай! Нарисуй сама.
- Ладно. Карие. Но потом одеваться!
- Фиалковые. И платье не красное, а бежевое.
Дочки-матери
Вы верите, что куклы разговаривают? Нет? Напрасно. Они очень любят поболтать и поспорить. Особенно те, которых ты делаешь своими руками. Рождаясь, кукла всегда вступает с творцом в диалог. Такие вот дочки-матери…
- Лера хочет, чтобы глазки были карие, а кукла – ни в какую, - смеётся Ирина Фёдоровна Беловодская. - Я говорю: «Лерочка, кукла с тобой не согласна».
Лера озадаченно молчит, потом шепчет на ухо: «А давайте её уговорим!» Давай. Подумай, что не так. Подбери другой наряд. Примерь другие глазки, волосы, башмачки, дай сумочку. Она же девочка – хочет быть модной, стильной. Сделай её красавицей – и сама услышишь: «Да!»
Девочки моделируют девочек. На уроке технологии у учителя гимназии № 1 Ирины Фёдоровны всегда интересно: идёт процесс созидания.
- Создание куклы – это проект…
Она рассаживает, расставляет их, таких разных: рыжих, темноволосых, курносых, большеглазых, с губками-бантиками, веснушками, в пышных платьицах, смешных панталончиках, с ленточками в волосах.
- А любой проект надо сначала разработать, потом защитить. Я предлагаю своим девчонкам: «Будете дизайнерами?» Конечно, кричат: «Да!» Сначала выбирают типаж, то есть всё-всё: цвет глаз, с ресницами или без, какие волосы – парик или трессы… Потом шьют. Вручную. Берут в руки иголочку. Я говорю им: «Вы, может, и не знали, но у вас золотые руки, пальчики волшебные». Переглядываются. Не верят. А потом такие чудеса творят!
Процесс сотворения идёт из урока в урок. Аккуратно, стежок за стежком. Нужны и усидчивость, и упорство, и умение прислушаться. Если надо, переделать.
- Вот эти, которые вы расставили, кто делал? Какой класс?
- Шестой.
Все девчонки, которые когда-либо прошли через умелые руки Ирины Фёдоровны, большие умницы. Лера Ромас, Оля Близняк, Ульяна Бойко, Вероника Егорова, Настя Лацинник, Ира Филимонова, Элина Газарян, Лера Аксак, Милана Хамелёва, Вика Кобылкина, Алина Денщик, Алла Лавриненко, Софья Кидовская, Милана Костенко, Ксюша Ярош, Катя Цапок, Юля Дробина, Катя Дмитриева, Лиля Неверова, Настя Нежинская, Настя Смирнова, Лера Панкова, Маша Стасенко, Катя Савченко и так далее и так далее... Много их было. Поделки некоторых даже участвовали в выставках, брали призовые места. Как в своё время и поделки их учителя.
Как всё начиналось?
Международные выставки авторской куклы Fashion doll, выставки-ярмарки кукол Moscow Fair, дипломы и грамоты за многолетнюю работу с детьми… Ирине Фёдоровне есть чем гордиться и есть что вспомнить.
- А с чего всё начиналось? Наверное, с игры в куклы?
- Я родилась в Тахте. Маленькое село в Ипатовском районе. Жили небогато. Помню, у соседки был пупс. Бесподобный! И мне разрешили с ним поиграть. А когда он сломался, мне его совсем отдали. И я сумела починить. Переплавила тельце, отлила заново, прикрепила ручки-ножки, сшила одежду…
После школы Ира приехала в Светлоград, поступила в педучилище. На какое-то время увлечение оставила: однокурсники смеялись – мол, большая, а всё в куклы играешь. Но когда вернулась в родную Тахту и начала заниматься с детьми, всё повторилось. Нахлынуло так, что сопротивляться было невозможно.
- Учила и сама постоянно училась, - вспоминает. - Пробовала разное. Сейчас технологий много. Иногда вообще не верится, что это кукла. Настоящий, живой младенец! Я имею в виду кукол в стиле реборн. Потрясающие личики можно делать из специального пластика «Ливинг Долл». Автор, как скульптор, лепит, а потом запекает изделие в духовке. Люблю флюмо: пластичен, не бьётся, хорошо окрашивается. Но моя главная любовь – всё же текстильные куклы.
Там, в Тахте, у неё была своя детская художественная студия «Меланья» – неоднократный участник разных выставок. И больше всего нравилось наблюдать за реакцией зрителей.
- Куклы-дети не могут оставить равнодушным. Смотришь: идёт серьёзный человек – и вдруг видит твою куклу. Боже, как меняется лицо! Нежность, умиление, восторг…
Говорит, однажды на московской выставке к их экспозиции подошёл… Андрей Макаревич. Не многие знают, что он сам кукольник и ценитель этого вида творчества.
- Схватил одну из наших кукол. Удивляется, рассматривает, головой качает: долго не мог поверить, что это работа ребёнка, ведь сделана была идеально.
- Слова из его песни: «И кукол снимут с нитки длинной и, засыпав нафталином, в виде тряпок сложат в сундуках…» Помните, была популярна? Вы их тоже в нафталине храните?
Машет рукой:
- Конечно нет. У меня не раз спрашивали: «Почему ваши куклы пахнут как-то особенно, по-человечески?» Вот и открою секрет. Потому что выставочные модели я храню в коробках, пересыпав тёртым мылом.
- Так кукла – это больше поделка или человек? Для вас.
Думает. Поправляет кукле, которую держит, волосы, одёргивает платьице.
- Знаете, вообще-то, кукла не должна жить в коробке. Её место в детской комнате или в зале, среди семьи. Не зря ведь у авторских кукол есть паспорта. Туда вписывают имя, когда и кем сделана, из чего. Это документ. Как у человека. В кукле частичка души её автора. С ней можно поговорить, излить душу…
Улыбается:
- И может быть, она вам ответит.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)