АНГЛИЙСКИЙ МОЖЕТ СТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ГОСЭКЗАМЕНОМ. ПРОВИНЦИЯ СДАСТ?
2015 год. Обычная провинциальная школа. Урок английского языка в 7-м классе. Учитель пишет на доске текст: «Май нейм из Олег. Ай эм сётин. Ай эм фром Раша…» Такая своеобразная транскрипция нужна едва ли не половине учащихся этого класса, потому что они так и не подружились с языком Уильяма Шекспира и Джека Лондона…
Тем временем в далёкой Москве министр образования и науки РФ (сегодня уже бывший) Дмитрий Ливанов заявляет, что к 2022 году количество обязательных госэкзаменов возрастёт с двух до четырёх за счёт истории и английского языка.
...Уже в 2020 году ЕГЭ по иностранному пройдёт в режиме апробации. Не по всей стране – лишь в нескольких «пилотных» регионах России. В каких – пока не ясно. Однако перспектива сдавать «инглиш» всерьёз пугает школьников и их родителей.
Пугает она и нынешнюю главу Минобрнауки РФ О. Ю. Васильеву. В прошлом году в одном из интервью она сказала: «Я с ужасом думаю про 2020 год, который уже не за горами: как у нас девятые классы придут к сдаче английского? Будем смотреть». (http://www.rosbalt.ru/)
- Насколько хорошо наши учащиеся справятся с экзаменом по английскому языку, судить пока сложно, - комментирует планируемое нововведение заместитель начальника отдела образования администрации округа С. И. Савченко. - Во-первых, апробации контрольно-измерительных материалов пока не было, поэтому аналитических данных тоже нет. Во-вторых, пока вообще неизвестно, войдёт ли Ставрополье в число «пилотных» регионов.
Кроме того, по словам Светланы Игоревны, в нашем округе наблюдается дефицит учителей-«англичан», особенно в сельской местности. Он не катастрофический, но многие работающие педагоги сегодня «тянут» по полторы-две ставки…
Учителя периодически повышают квалификацию, внедряют новые формы работы, используют для отработки разных видов речевой деятельности, в том числе аудирования, интерактивные доски (там, где они есть), проекторы, компьютеры. Но воспринимать иноязычную речь на слух довольно сложно. В идеале преподаватель должен не только включать аудиозаписи для прослушивания, но и в течение всего урока говорить с детьми исключительно на английском.
Кроме того, у учащихся начальных классов всего два часа английского в неделю, в пятых-одиннадцатых – три. Этого мало. И даже если класс поделен на две части, всё равно в урок оказываются вовлечены не все школьники. Кто-то остаётся пассивным наблюдателем, не получая необходимых речевых навыков.
Ещё один фактор риска – низкая мотивация детей к изучению иностранного языка. Чьи чада не затягивали во время выполнения домашнего задания песню про то, что «кому нужен этот английский», «кто только придумал вести его в школе», «мне-то он точно не пригодится»?
Возможно, перспектива обязательного ЕГЭ и заставит некоторых взяться за ум. Тем же, у кого «нет способностей к языкам», придётся, чтоб справиться с испытаниями хотя бы на уверенную тройку, поработать с репетитором. Правда, если у родителей есть деньги на оплату его услуг.
В принципе, дополнительные занятия по английскому языку прочно вошли в жизнь многих детей. И уж точно ни для кого не секрет, что в последние несколько лет успешная сдача экзаменов – это, в первую очередь, головная боль родителей и самих выпускников. Причём, как правило, именно занятия с репетитором позволяют ученику «подтянуть» школьный английский до уровня, необходимого на ЕГЭ.
Но поскольку сдавать «инглиш» в обязательном порядке всё равно придётся, подготовку к этому нужно начинать уже сейчас. Ведь даже сегодняшний, необязательный, этот экзамен достаточно сложен. Для его успешной сдачи ученик должен владеть чужим языком выше среднего уровня, то есть свободно понимать его, уверенно говорить, читать и писать на нём. Что изначально подразумевает наличие достаточно большого словарного запаса и отличное знание грамматики.
Вывод: нужно тренироваться. Можно использовать учебники, методические пособия или экзаменационные билеты прошлых лет. Они размещены на сайте федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege), в разделе «Открытый банк заданий ЕГЭ». Там опубликованы упражнения по аудированию и письму, а также задания для тренировки навыков чтения и произношения. В любом случае, самостоятельная работа с языковым материалом – это лучше, чем ничего. Пока есть время, можно многое наверстать.
Конечно же, решение властей обязать школьников сдавать английский, на наш взгляд, преждевременно и не имеет под собой оправданных оснований. Да, это язык международного общения. Да, таковы требования времени. Но сегодня многие родители радуются, что их девятиклассники, слава Богу, окончат школу раньше, чем ЕГЭ по английскому станет обязательным.
Не хочется делать мрачные прогнозы, и всё же нововведение, скорее всего, увеличит количество учеников, которым придётся пересдавать «инглиш». Если только его не разделят, как математику, на базовый и профильный уровни.
ЗА ИЛИ ПРОТИВ?
Нашим читателям в «Одноклассниках» мы задали вопрос: «Как вы относитесь к предложению минобра ввести английский язык в качестве обязательного итогового экзамена?»
Вот их ответы.
Танюха (ZM):
- Надо учить английский всем, а нам, взрослым, тем более. А русский вообще позор не знать!
Наташа Семченко:
- Прежде чем учить, надо найти учителей, которые будут учить.
Татьяна Денщик (Агужева):
- Есть дети, которым для поступления и по жизни он вообще не пригодится. Зачем морочить им голову?
Людмила Сергиенко:
- Не нужно детям морочить голову английским языком. Они русский едва знают, и то многие с помощью репетиторов. А что же делать тем, у кого нет денег на репетитора? Они ведь тоже люди, хоть и нет денег.
Владислав Бараненко:
- Для того, чтобы сносно понимать английский, не нужны репетиторы. Книжка «Английский для «чайников» или что-нибудь в этом роде плюс онлайн-курсы. При наличии «базы» человек научится разговаривать за месяц общения с носителем языка, например, в «скайпе», «Перископе» и т. д. Было бы желание.
Елена Алексеевна Илюхина (Матвеева):
- Если кто-то желает заниматься изучением иностранных языков, это выбор индивидуальный. Дело в том, что кому-то языки даются легко от природы, а кто-то и русского языка не знает. К тому же дети сейчас перегружены, программы в школе нереальные. Мы, родители, учим уроки с детьми. У них нет времени на игры. В наше время было проще, и мы выросли не дураками. У нас было нормальное детство и слово «школа» не звучало как приговор. А сейчас - то ВПР, то ЕГЭ...
Валентина Мечковская (Ледовская):
- В наше время знать английский надо - везде пригодится. Если планируют ввести экзамен, значит, надо уделять ему больше внимания в школе.
Ольга Круглова (Орлова):
- У нас в стране полный провал с языками. Учим пять лет в школе, ещё пять - в институте, слов знаем море, а говорить не умеем… Но учить иностранный нужно. Ведь работать с компьютером на производстве нельзя без элементарного знания английского… Меня вот что поражает: мы сдавали кучу предметов, поколение сына сдавало всё, что было положено, тестирование было и в школе, и при поступлении, но я ни разу не слышала, чтобы родители устраивали такой переполох. Ведь не учатся сейчас дети, не учатся! Да родители двумя руками за каждый предмет должны голосовать! Пусть дети знают больше, пусть развивают свои мозги и память!
ღღღĄ∫l∫lα Ўßαρσßα Ŕεʒทนķσßα ღღღ:
- Учить иностранный язык надо, но вот вводить его как обязательный экзамен не стоит. Ребёнок сам выберет его и сдаст, если он ему так уж необходим.
Lidiya Kovaleva:
- Не так страшен чёрт, как его малюют! Детям это очень пригодится в будущем. Спасибо, хоть не китайский.
Наталья Маликова (Порублёва):
- Такой предмет надо сдавать по желанию или необходимости, если он нужен в дальнейшем. Почему мы, русские, должны обязательно сдавать другой язык?
Александр Аванесов:
- Нет, только по желанию.
- 0
- 1
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)