ДЕТИ ДО ПЯТИ ЛЕТ МОГУТ ЕХАТЬ БЕСПЛАТНО. ИЛИ НЕ МОГУТ... В ОБЩЕМ, ЛУЧШЕ ЗАПЛАТИТЬ
В редакцию обратилась постоянная читательница А. Л. Черняева: «Ездили с невесткой и внучкой в Ставрополь в больницу. В кассе сообщили, что теперь билет надо покупать и на внучку тоже, несмотря на то, что ей всего годик. На мой вопрос, будет ли сидеть ребёнок в отдельном детском кресле или, как обычно, у мамы на коленях, кассир ответила, что это вопрос к водителю. Их, дескать, обязали продавать билеты всем пассажирам от нуля (!) лет.
Ситуация слово в слово повторилась и на обратном пути, на автовокзале Ставрополя. В результате никаких детских кресел в маршрутках не было, ребёнок сидел на коленях у мамы, иногда у меня. Всё как раньше, только минус почти 200 рублей из бюджета. Понимаю, что деньги невелики и что безопасность превыше всего, но только где она, эта безопасность, и за что мы заплатили?»
Нюансы законодательства
Несмотря на сложность и неоднозначность поднятого вопроса, ОАО «Автовокзал» г. Ставрополя от ответа не уклонилось. Юридическая служба пояснила, что согласно ст. 21 Федерального закона № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» пассажир имеет право «перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребёнка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи». Часть 2 гласит: «В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы».
Юридическая служба ОАО разъяснила: «Несмотря на то, что в настоящее время случаи запрета на перевозку в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения чётко не описаны, такой запрет вытекает из системного толкования норм Правил дорожного движения РФ («водитель механического транспортного средства обязан... при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями (ст. 2.1.2 ПДД), и «пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими» (ст. 5.1 ПДД). Все автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, оборудованы ремнями безопасности. Поскольку ребёнок является пассажиром, он также должен быть пристёгнут. Ремни устанавливаются только на местах для сидения, а значит, ребёнку требуется отдельное место».
И далее: «В случае нарушения указанных требований водители привлекаются к административной ответственности. В Ставропольском крае такие случаи не редкость. А потому, во избежание недоразумений и отказов со стороны водителей-перевозчиков, ОАО «Автовокзал» настоятельно рекомендует не скрывать при покупке билетов информацию о проезде детей в возрасте до пяти лет, а приобретать детский билет (50% стоимости взрослого), что позволит соблюсти требования безопасности и увеличить комфортность поездки».
«Безопасность»
В общем-то, ситуация кажется понятной. Есть законодательный пробел, некое противоречие между ПДД и Федеральным законом № 259, которое не явно, но косвенно, по сути, лишает детей до пяти лет права на бесплатную поездку в автобусе (при том, что формулировка ст. 21 ФЗ № 259 и сама по себе довольно расплывчата).
Водитель, у которого в салоне сидит не пристёгнутый ремнём малыш, рискует быть оштрафованным за нарушение ПДД. Это ему не интересно. Если же на малыша куплен детский билет, штраф уже не грозит: как только инспектор взмахнёт жезлом, ребёнок с маминых рук пересядет на законное место и его пристегнут. Билет хорош и тем, что он гарантирует проезд ребёнка: пассажир уже оплатил автовокзалу услугу, а значит, она должна быть оказана, ведь у водителя (перевозчика) с автовокзалом тоже договор.
Беда в другом. В той самой «безопасности», которую якобы гарантирует малышу ремень. Если четырёхлетнего ещё худо-бедно можно упаковать под двухточечный поясной ремень (трёхточечный пройдёт не через грудь, как положено, а через шею или голову), то как быть с годовалым, с шестимесячным? Как пристегнуть его? Естественно, мама возьмёт ребёнка на руки и повезёт по старинке, с той только разницей, что рядом будет «ехать» оплаченное ею пустое кресло.
Тот факт, что в законе на месте правил междугородних перевозок детей (речь не об организованных перевозках) зияет дыра, вызывает недоумение. Ведь тот же закон довольно строг к обычным автолюбителям: здесь обязательны и детские кресла, и автолюльки. К примеру, пункт 22 Правил дорожного движения «Перевозка людей» подробно объясняет, как перевозить детей младше семи лет в легковом автомобиле и… кабине грузового автомобиля (!), однако в нём нет ни слова об автобусах.
Итак, вернёмся к вопросам читательницы. «Зачем нужен билет на малыша?» – «Чтобы обезопасить водителя. Чтобы, опасаясь штрафа, он вообще не отказался везти вашего ребёнка» (хотя, если позволяют время и нервы, вы можете поспорить с перевозчиком, процитировав ему статью 21). «Станет ли поездка с билетом для ребёнка более безопасной?» – «Маловероятно, поскольку обычный ремень не адаптирован к его росту и весу, а предоставлять вам удерживающие устройства перевозчик не обязан». И добавим: хотя закон и пассажиров не обязывает брать с собой в поездку детское удерживающее устройство, это может быть логично.
Воздержитесь
Как пояснили в отделе ГИБДД Петровского городского округа, автобусы и маршрутные транспортные средства, осуществляющие междугородние перевозки людей, согласно Техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств должны быть оснащены ремнями безопасности. В соответствии с законом это могут быть как трёхточечные (проходящие через грудь), так и двухточечные (поясные) ремни.
Закон не требует наличия в междугородних автобусах и маршрутках детских удерживающих устройств. Поскольку перевозка в таких условиях ребёнка, не достигшего возраста пяти лет, не сможет обеспечить его полной безопасности, ГИБДД рекомендует по возможности от неё воздержаться.
Детский и взрослый
Как пояснили в юрслужбе ОАО «Автовокзал», дети до 12 лет оплачивают 50% стоимости билета, с 12 лет – 100%. Возраст ребёнка определяется на день начала поездки. Пассажир обязан иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребёнка, и предъявлять его по первому требованию. При проезде в пределах РФ лицом, сопровождающим ребёнка в поездке, может быть любой человек; если рейс международный, то при пересечении государственной границы России сопровождающему, который родителем не является, потребуется предъявить нотариально удостоверенное согласие родителей на сопровождение.
- 0
- 0
- 0
- 4
- 0
Комментарии (1)