ЖИВИ, ВЕТЕРАН!

8 мая 2018 года, 9:59 |
ОККУПАЦИЯ
- Отец исчез внезапно, незадолго до оккупации Петровского, где-то в июле, - вспоминает Михаил Петрович. - В августе уже пришли немцы. Мы знали о существовании партизанского отряда и могли лишь только догадываться, что он там. Пётр Алексеевич был убеждённым коммунистом, до начала войны работал председателем сельсовета. Я помню, фашисты вместе с полицаями не раз приходили в наш дом с обысками в надежде застать отца, найти какие-то улики. Нам и правда нечего было им сказать. Несмотря ни на что, в октябре маму арестовали. Старшая сестра Людмила носила ей передачи, но однажды продукты не приняли, заверив, что пленных увезли в Ставрополь.
Вернувшись домой, Люда рассказала брату, что она слышала крик женщины, доносившийся из будки грузового автомобиля. Та стучала в дверь,
пыталась вырваться наружу. Люда была уверена, что это их мама, она узнала родной голос. Вместе с Мишей они потом долго гадали, что с ней.
Екатерину Михайловну действительно увезли. Но только не в Ставрополь. На расстрел. Случайным свидетелем той расправы оказался односельчанин, проезжавший мимо на подводе. Хлестнув лошадь вожжами, он погнал её подальше от страшного места.

Через несколько дней, 19 января, Петровское освободили, в село вошли партизаны. Пётр Алексеевич Черниговский тяжело переживал гибель жены. Первым делом провели перезахоронение, на кладбище гроб с её телом провожал весь отряд. В память о мужественной женщине прозвучали орудийные залпы.

ДАЛЬНИЕ КРАЯ

Через год после тех страшных событий повестку в армию принесли возмужавшему Михаилу. Не успел Миша с одноклас­сниками встретить новый, 1944-й, а уже 11 января его и всех парней из класса погрузили в эшелон и повезли в дальние края.
- Куда и зачем нас везут, мы не знали, никто ничего не говорил, - рассказывает ветеран. - Уже потом догадались, что на Дальний Восток. Помню, как поезд долго стоял в Сталинграде, нас там покормили в столовой. Разрушенный город поверг в шок. Такого не забудешь. Потом вновь загрузились в эшелон, до­ехали до Саратова, пересекли мост через Волгу и взяли курс на восток. В пункт назначения – районный центр Хороль Приморского края – прибыли спустя месяц. Там базировался штаб 300-й стрелковой дивизии. А через неделю за нами приехали «покупатели» из учебного батальона, где готовили младших командиров (сержантов). Я попал в миномётную роту.
По окончании учебки фотография отличника боевой и политической подготовки сержанта Черниговского висела на Доске почёта. А самого сержанта распределили в миномётную батарею, в составе которой он участвовал в войне с Японией на сопках Маньчжурии.

КОЛЯ БОЙКО

Один из боёв Михаилу Петровичу запомнился особенно. Прежде чем о нём рассказать, ветеран достал из кармана носовой платок, промокнул накатившиеся на глаза слёзы. Его речь то и дело прерывалась, убелённый сединами человек пытался справиться с эмоциями.
- Эта история мучает меня давно, ведь я так не нашёл мать солдата и не рассказал ей, как погиб её сын. Коля Бойко – наш земляк, из Петровского. Мы даже не были знакомы. Знаю, жил он вместе с мамой на улице Тургенева, ближе к рынку. Когда разносили всем повестки, мать сыну её не отдала, сказала, что ни за что не отпустит его служить, ведь без единственной кровинушки она просто не сможет жить. Сын убеждал мать и обещал вернуться живым и здоровым. Когда перед отправкой мы все построились на железнодорожной станции, мать вдруг выбежала из толпы провожавших, упала на колени и, вцепившись в сына, начала рыдать, приговаривая одно единственное: «Не отдам!» Силой вырвали его из материнских рук…
Потом наши пути-дорожки разошлись. И вот идёт бой, я командую миномётным отрядом. Подползает ко мне солдат и говорит: «Слышишь, сержант, там твой земляк лежит убитый. Посмотрел документы, вроде даже из твоего села». Я подполз к погибшему, отвернул шинель и сразу же узнал того самого Колю Бойко, вспомнил то душераздирающее расставание с матерью. Его голова, лицо были целы, а туловище – раздавлено. Как оказалось, во время миномётного обстрела, в котором участвовал и Николай, автоцистерна перевернулась и упала на солдата. Потом с поля боя его унесла похоронная бригада… Я так и не нашёл его мать, в их доме жили другие люди. А эту грустную историю пронёс через всю жизнь.

НА ГРАЖДАНКЕ

После окончания боевых действий М. П. Черниговский нёс службу в различных местах Приморского края. С сослуживцами они охраняли пленных японцев, военные базы на побережье Японского моря –
словом, стояли на защите необъятных рубежей могучей страны, победившей фашизм. А в августе 1947-го
их команду перебросили в Карагандинскую область для поддержания порядка и выполнения определённых задач. В родное Пет­ровское Михаил Петрович вернулся в декабре 1950-го.
В военкомате отличнику боевой и политической подготовки предложили поступить в военное училище. Отказался: наслужился.
Поступил в Пятигорский сельскохозяйственный техникум на гидромелиоративное отделение. Отличник в школе, он с отличием в 1953 году окончил и техникум. В январе 1954-го Михаила Петровича взяли работать в сельхозуправление Александровского района старшим инженером-гидротехником. Там, в Александровском, встретил свою ненаглядную Валентину (Валентина Ивановна, ставшая ему верной спутницей на долгие шестьдесят два года, умерла два года назад). А потом серьёзно заболевший отец позвал сына к себе, в Петровское.
В биографии Михаила Петровича, очень разностороннего человека, есть один примечательный факт: с 1959-го по 1969 год он работал литсотрудником в нашей районной газете «Ленинское знамя». «Талантливый человек талантлив во всём» – так можно сказать и о нашем герое. Он вёл сложные темы, касающиеся развития в районе промышленности, строительной отрасли, писал о работе милиции, судов, прокуратуры. Спустя время в газету пришла и его супруга, филолог по образованию. Сначала работала корректором, а потом и она взялась за перо.
Но в глубине души Михаил Петрович всё же был больше физиком, нежели лириком (заочно окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт). И когда предложили более оплачиваемую работу, глава семьи, где воспитывалось двое детей, ушёл из редакции, начал строить Светлоградский групповой водопровод. Вплоть до выхода в 1986-м на заслуженный отдых занимал руководящие должности на различных предприятиях Петровского района.
Михаил Петрович Черниговский в свои 92 года остаётся интересным и позитивным человеком. Его интеллигентность, ясный ум и трезвая память вызывают, конечно же, восхищение. Ну а больше всего своим героем гордятся его близкие – сын и дочь, трое внуков и пока единственный правнук Данька, который, даст Бог, унаследует всё лучшее от своего замечательного прадеда.

ЕЛЕНА МОЖЕВИТИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 2
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44