СЕРГЕЙ ТРЕГУБОВ: "ВМЕСТО ПОДУШКИ - ГРАНАТА"
Об Афганистане С. Н. Трегубов может рассказывать очень долго. От некоторых подробностей пробирает до мурашек. Триллеры, которые показывают по телевизору, не идут ни в какое сравнение с тем, что видел он.
По комсомольской путёвке Сергея Николаевича призвали в армию осенью 1984-го. Служба началась в Азербайджане. В школу сержантов попал благодаря росту.
- Тех, кто был выше 180 см, просто вывели из строя – вот и весь отбор, - вспоминает он. - Через полгода, в апреле 1985-го, попал в формировочный пункт на таджиско-афганской границе, где солдат собирали в команды и перебрасывали в Афганистан. Там оказался и я. Место моей службы было на высоте 2700 м над уровнем моря. В составе колонны сопровождения мы доставляли провизию, грузы, боеприпасы. Последние сто дней службы прошли в кишлаке Гордана. Это была ещё не освоенная нашими солдатами территория. Туда меня забросили вертолётом.
На гражданке Сергей Николаевич получил специальность техника-механика. В армии эти знания пригодились – занимался ремонтом бронемашин. Кстати, из-за особенностей климата техника вела себя очень капризно: разрежённый воздух, дневное пекло и ночные заморозки препятствовали нормальной работе двигателей.
Людям тоже было трудно. Всё это время на высоте приходилось спать под БТР. На троих один матрас, вместо подушки – граната, одеялом были бушлат и сапоги. Согреться у костра практически нереально, ведь вокруг, кроме камней, ничего нет, да и по огню тебя запросто может найти снайпер. Чтобы сделать окоп или другое укрытие, приходилось взрывать монолитные скалы, а затем дорабатывать воронку киркой. У многих солдат появлялись вши и чесотка. Мыться негде и нечем. Только река внизу, но в холодной горной водице не очень-то накупаешься.
Питание было такое, что язву заработать проще простого. Основной рацион – это солдатский паёк. Что-то сварить – вода не кипит, а нагревается максимум градусов до восьмидесяти. Ели консервы: делали камнем несколько вмятин на банке, ставили греться на горящий сухой спирт и слушали хлопки (под нагревом неровности выпрямлялись). Хлопнул последний – значит, готово. Банку тёрли о скалу (открывалок тоже не было), стачивали металл, поддевали крышку – вот и еда. Иногда в походе за водой удавалось съесть немного орехов, облепихи или тутовника, растущих по берегам реки.
И это далеко не все "прелести" службы. Сергей Николаевич навидался всякого, в составе колонны сопровождения он бывал в различных населённых пунктах Афганистана. Позже в соответствии с Указом Президента Республики Афганистан его наградили медалью "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа" и грамотой Президиума Верховного Совета СССР.
Завтра 29-я годовщина вывода советских войск из Афгана. Возле памятника «Сынам России – героям необъявленных войн» С. Н. Трегубов снова встретится с другими воинами-интернационалистами, чтобы почтить память погибших, вспомнить годы службы.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)