ШКОЛЬНЫЙ БУФЕТ ИЛИ СТОЛОВАЯ - ЧТО ЛУЧШЕ?

19 января 2018 года, 11:48 |
Фото С. Злобиной

Многим из нас знакома ситуация, когда наше чадо вместо того, чтобы подзаправиться в школьной столовой, бежит в буфет за шоколадкой или булочкой, которые с точки зрения пользы для растущего организма однозначно проигрывают той же каше. Уговоры не действуют, потому что ребёнок приводит железные аргументы: утверждает, что ему невкусно, или что суп остывший, или что он просто не любит, например, перловку или манку.

В этом случае оставить школьника без денег на буфет – значит оставить голодным на весь день. Или нажить другую проблему: ребёнок начнёт выпрашивать сладости у одноклассников. Домашние бутерброды нынче не в почёте: наши дети – из поколения потребителей. Многие рассуждают примерно так: «Могу купить – крутой, не могу – лузер».

Кто-то скажет: «Не съел – значит, не голодный». Что ж, возможно… А всё же, буфеты нужны или нет? Почему в двух школах города открыты торговые точки? Столовская еда не по вкусу школьникам?.. Вопросов много. Попробуем разобраться.

ЗАКОНУ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ

За комментарием мы обратились к начальнику отдела образования Н. А. Шевченко.

- На сегодняшний день буфеты есть в лицее № 3 и в гимназии № 1, и работают они там с согласия директоров. Сразу отмечу, что это не противоречит ни «Закону об образовании», ни требованиям СанПиН об обеспечении школьников полноценным питанием, а продаваемая продукция соответствует рекомендованному ассортименту пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах, утверждённому руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко 24 августа 2007 года. В этом документе, в частности, говорится о том, что учащиеся могут получать питание не только в школьных столовых, работающих на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню, но и в буфетах, осуществляющих реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

За тем, чтобы школьникам не продавали чипсы, сухарики и прочий фастфуд, следят Роспотребнадзор и директора образовательных учреждений.

- Наталья Анатольевна, можно ли открыть буфет не в бюджетном учреждении, каковым являются и гимназия, и лицей, а в казённом, как все остальные школы?

- Можно. Но в таком случае арендная плата, которую платит индивидуальный предприниматель за пользование школьным помещением, будет поступать не на счёт образовательной организации, а в бюджет района.

- Старшее поколение с тоской вспоминает советские буфеты, где можно было за копейки купить хлеб с котлетой или повидлом, коржики, рогалики, булочки с творогом… Почему о перекусе школьников заботятся индивидуальные предприниматели?

- На сегодняшний день выпечка хлебобулочных изделий если и производится в школе, то в малых количествах и для реализации в рамках горячего питания. Выпекать большие партии, особенно в учреждениях, где тысяча и более учащихся, не позволяют ни кадровые, ни материально-технические возможности.

Отдельный и очень непростой вопрос – списание нереализованной продукции, срок хранения которой не должен превышать 72 часа.

Кроме того, выпекать на продажу – значит сознательно лишать многих ребят полноценного горячего питания, они ведь в любом случае выберут булочку, а не суп (собственно, так дети поступают и дома, если их не контролируют взрослые). Мы считаем, что приоритет должен оставаться за столовыми. Буфеты же могут быть спасением для тех учеников, которым не хватает порции, и для тех, кто посещает кружки и остаётся в школе до вечера.

- Сколько петровских ребят получают горячее питание и не способствуют ли буфеты снижению этих показателей?

- Нет, не способствуют. Даже если закроется буфет, ребёнок, у которого есть карманные деньги, за той же булочкой пойдёт в магазин. А что касается второго вопроса, то горячим питанием охвачены 92 процента школьников. Причём в сельской местности процент охвата выше, чем в городе.

- Показатели хорошие. Но беда в том, что зачастую мальчишки и девчонки просто не едят то, что предлагает меню. Нельзя ли внести в него изменения с учётом пожеланий детей и родителей?

- Десятидневное меню разрабатывается специалистами Центра развития и поддержки системы образования Петровского района и утверждается Роспотребнадзором, причём разрабатывается с учётом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона школьника. В него обязательно входят молочные, крупяные, овощные, рыбные и мясные блюда. Исключить тот или иной продукт нельзя.

Что касается вкусовых качеств, то это, конечно же, вопрос предпочтений. Одни школьники за обе щёки уплетают общепитовскую еду, другие её на дух не переносят. Добавлю, что повара всех образовательных организаций готовят не интуитивно, а опираясь на рецептурный сборник и технологические карты. К тому же в соответствии с СанПиН питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование таких способов приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Те же нормативные документы обозначают и нормы закладки в блюда сахара и соли.

Да, в столовой нет привычных нам жареных котлет или рыбы: там они запекаются в жарочных шкафах и пароконвектоматах. В кашах меньше сахара, а в супе – соли. Но в конечном итоге это наиболее здоровый для детского организма вариант.

- Сколько сегодня стоят завтрак и комплексный обед в школьной столовой и планируется ли увеличивать их стоимость?

- Увеличение стоимости питания напрямую зависит от возможностей местного бюджета и платёжеспособности наших родителей. Что касается завтрака, то в январе 2016 года его стоимость была увеличена с 17,75 до 25 рублей, такой она и остаётся. Стоимость обедов, пусть и незначительно, в 2017-м тоже подросла и составила 41 рубль. К сожалению, цены не стоят на месте, и увеличение стоимости горячего питания – это вопрос времени.

Однако каждая школа, если родители желают и готовы платить больше, вправе разработать и согласовать с Роспотребнадзором более дорогое меню. Но если сейчас все ребята – и платники, и льготники – питаются одинаково, то удорожание блюд неизбежно приведёт к тому, что дети из семей с более скромным достатком окажутся обделёнными.

- Некоторые школьники во время завтрака замечают разницу в меню. Например, у одних на столах каша, которую многие, даже не пробуя, бракуют, у других – любимое картофельное пюре с сосиской. Почему такое случается?

- Так может быть, если родители ребёнка оплатили завтрак и обед. Правда, несколько лет назад было решено не кормить на одной перемене школьников, питающихся по-разному.

ПОЕДЕМ ПОЕДИМ

Мы побывали в трёх школах, чтобы воочию увидеть, как и что едят дети. Особое внимание обращали на температуру подаваемой пищи. Кстати, для чистоты эксперимента «просились в гости» минут за десять до визита.

В гимназию № 1 мы попали накануне второй перемены, когда питаются учащиеся начальных классов. Нас встретила старший повар С. Н. Саакян. Годы наблюдений позволяют Светлане Николаевне сказать, что и восемнадцать лет назад, и сегодня дети отдают предпочтение пюре, макаронам, сосискам, плову и говяжьим котлетам, а в чёрный список чаще всего вносят молочку, рыбу и овощи.

Однако, по её словам, есть и такая закономерность: лучше всех едят вчерашние детсадовцы. Учащиеся среднего звена позволяют себе покрутить носом, а с переходом в старшие классы снова начинают есть всё или почти всё.

- Хотя, - добавляет Светлана Николаевна, - у моего старшего сына проблем с едой не было ни дома, ни в школе. Младший же дома ел всё, а к общепитовской еде, даже приготовленной мной, не прикасался.

Минут за семь до звонка с урока работники столовой начали накрывать на столы. На подносе – по пять-шесть тарелок, всего же нужно было разнести 141 завтрак и 13 комплексных обедов.

Первое, что оказалось в руках у большинства мальчишек и девчонок, – хлеб с сыром. Горячую молочную рисовую кашу одни (их большинство) съели с удовольствием. Другие, едва притронувшись, отодвинули тарелки, а третьи (к счастью, таких было мало) и вовсе не прикоснулись к каше и ограничились бутербродом с чаем.

В СШ № 5 дети завтракали макаронами с сыром и огурцом. Ответ на вопрос «вкусно ли?» легко читался на довольных лицах и подтверждался пустыми тарелками

Директор школы С. М. Бугаёв считает, что буфеты только вредят, поэтому двумя руками за сбалансированное горячее питание ребят. В его учреждении обеспечены завтраками 82 процента детей. Комплексный же обед, по мнению родителей, стоит слишком дорого.

В донбалковскую СШ № 10 мы попали в полдень, аккурат к обеду шестилеток. К слову, это единственная в районе школа полного дня для первоклашек. Дети находятся там с 8 до 17 часов, и забота об их полноценном питании полностью лежит на директоре А. В. Комарове. Кстати, охват горячим питанием по школе в целом составляет 89 процентов, первоклассников – 100 процентов.

Ребятня ела с удовольствием. Правда, некоторые отодвинули в сторону борщ. Оказалось, они его и дома не жалуют. А вот плов с курицей в тарелке не оставил, кажется, никто, и это – самое искреннее «спасибо!» поварам от детворы.

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

Итак, есть столовая. Есть огромное желание взрослых обеспечить школьников полноценным горячим питанием, при этом не отказывая им в карманных деньгах. В противовес этому есть вполне понятное детское желание не есть в столовой кашу или овощи, а купить себе что-нибудь вкусненькое в буфете.

Как же в такой ситуации родителям выстроить линию поведения с ребёнком? Об этом мы спросили у психолога Петровского центра социального обслуживания населения Т. И. Ильиной.

- Как правило, если ребёнок в семье ест всё, то проблем с питанием в столовой не возникает, - говорит Татьяна Ивановна. - Если же ученик привередничает в школе, значит, дома у него есть право выбора блюд. В таком случае он предпочтёт не то, что полезно, а то, что вкусно, особенно если нет контроля.

С другой стороны, некоторые дети не едят, скажем, рыбу в силу пищевой непереносимости. Заставлять – бесполезно: спровоцируете либо рвоту, либо стойкое отвращение ещё и на психологическом уровне.

Теперь к вопросу о деньгах. Сегодня дети не знают, что такое зарабатывать их. Зато мы, взрослые, нередко снабжаем своих чад довольно крупными суммами: покупаем их хорошие оценки, поведение, на праздник дарим купюры. И считаем, что наши дочери и сыновья с рождения знают, как правильно ими распорядиться.

Отличный способ научить их обращаться с деньгами – чаще отправлять в магазин: за хлебом, сахаром, солью и т. д. И обязательно следить за тем, приносит ли «кормилец» домой сдачу, а если нет, то спрашивать, на что потратил.

Так вот, дети должны понимать, что деньги – это труд, это необходимость контролировать свои желания для достижения больших целей. Например, ваш сын хочет велосипед. Скажите ему о том, что часть суммы на его приобретение дадите вы, а часть пусть соберёт он, экономно расходуя карманные деньги. В этом случае ребёнок начнёт думать, стоит ли спускать за день выданные 50 рублей или распределить их на пять-шесть дней? А может быть, он и вовсе решит не покупать ту же сосиску в тесте и съест борщ в столовой, а сэкономленные деньги положит в копилку.

В конце недели вместе с ребёнком нужно провести ревизию. Осталось на руках хоть несколько рублей? Если нет, скорее всего, он просто их бездумно спустил как человек, к которому деньги попадают редко, и он стремится купить на них всё, что видит. Не спешите ругать и называть транжирой. Попробуйте немного уменьшить сумму и контролировать процесс расходования каждый день.

А может быть, ваш ребёнок на карманные деньги покупает дружбу одноклассников? Поговорите с ним. Возможно, он считает себя обделённым вниманием и таким образом увеличивает свою значимость в глазах сверстников.

- И последнее, - добавляет Татьяна Ивановна, - бывает, ребёнок, не имеющий карманных денег, начинает просить, скажем, конфеты у одноклассников. Те, как правило, охотно делятся и не видят в этом ничего страшного: помогать друг другу для них естественно. Маме же стыдно, и чувство стыда она внушает своему чаду, неосознанно ставя его на ступеньку ниже остальных. Может быть, попробовать создать ситуацию успеха? Например, испечь печенье и раздать его одноклассникам.

Подведём итог. Питание детей в школе – вопрос сложный. Подходить к нему с позиции «буфет – это плохо, а столовая – хорошо» нельзя. Как всегда, ответ где-то посередине, и искать его нужно вместе с детьми.

Опасный перекус

Перекус шоколадками, вафлями, булочками опасен. Усваиваясь буквально за несколько минут, быстрые углеводы повышают уровень сахара в крови. Чтобы использовать этот сахар, организм синтезирует инсулин, заставляющий использовать эти калории либо для текущих нужд организма, либо отправляющий их в жировые отложения. В свою очередь, резкий всплеск уровня сахара в крови и его последующее снижение провоцируют ощущение слабости и усталости, которое многими воспринимается как голод. Это снова заставляет съесть что-нибудь сладкое.

Полезным же перекусом могут быть орехи, козинаки, сухофрукты, йогурт.

Рекомендуют

(ассортимент утверждён Роспотребнадзором 24.08.2007 г. № 0100/8606-07-34)

В школьном буфете дети могут купить: мороженое (в мелкоштучной упаковке); кефир, биокефир, ряженку, йогурты (при наличии в буфетах охлаждаемого прилавка); творожные сырки; свежие фрукты (мытые); сосиски, колбаски детские и сардельки в тесте при условии обеспечения термической обработки в условиях школьного буфета); натуральные соки и нектары (фруктовые, овощные плодовые) в мелкоштучной упаковке промышленного производства; бутилированная минеральная питьевая, негазированная и слабогазированная вода для питья в мелкоштучной упаковке; чай, какао или кофейный напиток, напиток шиповника; мучные печёные кулинарные изделия в ассортименте (пирожки с джемом, капустой, картофелем, рисом и др.); печенье, крекеры, галеты в ассортименте; сухарики пшеничные и ржаные без жгучих специй; попкорн в мелкоштучной расфасовке; вафли в ассортименте, пряники, пастила, зефир, мармелад, шоколад, шоколадные конфеты в индивидуальной упаковке; орехи, сухофрукты, очищенные семена масличных культур в порционной упаковке, злаковые хлопья, сухофрукты и их смеси и др.

Не рекомендуют

Чипсы, гамбургеры, чизбургеры; сосательные и жевательные конфеты с высоким содержанием сахара; сильногазированные напитки; мучные жареные кулинарные изделия; кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%); безалкогольные тонизирующие напитки; натуральный кофе.

ppt.ru

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 1
  • 3
  • 0
  • 4

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44